Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Идеи «Про бизнес» 7 сентября 2016

Каким должен быть проект, чтобы привлечь деньги и клиентов — рассказывает основатель краудплатформы Talaka

Евгений Клишевич. Фото из личного архива
Автор материала: Евгений Клишевич

Евген Клишевич, основатель платформы для поиска команды и реализации проектов Talaka, убедился — для многих белорусских проектов первостепенны не деньги, а команда и заинтересованное сообщество. Их отсутствие ведет к провалу всего проекта, их наличие — к притоку средств. Евген делится с «Про бизнес.» своими наблюдениями: что нужно сделать, чтобы проект был успешен на белорусских площадках, и какие проекты особенно интересны белорусской аудитории.

— В Беларуси существует стереотип: размещайся на краудфандинговой площадке, и деньги сразу сами польются к тебе рекой. В реальности же заранее нужно серьезно поработать, чтобы иметь успех. Еще до запуска сбора средств у проекта должны быть команда, продукт (прототип) и сообщество людей, вовлеченных в проект. За 3 года работы платформы Talaka я сформулировал и опытным путем подтвердил три тезиса, которые определяют успех проекта в привлечении денег, команды и других ресурсов.

1. Люди поддерживают команду, а не одинокого предпринимателя

Я убежден, что у любого проекта есть возможность найти на белорусских краудфандинговых и краудсорсинговых площадках и деньги, и команду. Вопрос в потенциале инициаторов проекта: часто его запускает «творец-одиночка», который не может продать идею, убедив других, что у него все получится. Убедительнее смотрится команда людей с разными компетенциями.

Не только ради сбора средств, а для развития проекта — ищите людей, которые будут вам помогать. Свою платформу мы строили на этом принципе: там можно собрать команду, сформировать базу лояльных «подписчиков» — так в проект вовлекаются и будущие клиенты, партнеры и сотрудники.

Успешный пример. Создание парка миниатюр замков ВКЛ, который к тому же хорошо соотносится с ростом популярности белорусской культуры. Успех проекта, на мой взгляд, объясняется тем, что у него сформирована команда: они «горят» идеей и постоянно развивают проект. У ребят разносторонний опыт в туристической сфере, они не боятся использовать для продвижения новые технологии: например, сделали приложения дополненной реальности по этой теме, а сами миниатюры печатают на 3D-принтерах.

Проект еще собирает средства, сейчас собрано 7800 белорусских рублей (из 11 000).

Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by

Неудачный пример. Причиной провала проекта по производству статуэток в виде объемного герба «Погоня» была, на мой взгляд, неуверенность сообщества в его авторе. Люди не поверили, что у него все получится. С автором не было специалиста, который смог бы подготовить понятное описание проекта, красиво и зрелищно его подать, не было опубликовано 3D-моделей и чертежей статуэток и не до конца было понятно, были ли они вообще.

2. Люди хотят видеть, на что дают деньги

Привлекать средства на ничем не подкрепленные фантазии не получится. Покажите, что вы уже не в нулевой точке проекта — пример продукта, прототип, хотя бы макет. Это привлекает внимание и дает подтверждение, что команда может воплотить задуманное.

Успешный пример. Некоммерческий онлайн-журнал «Имена» начал собирать средства уже после того как открылся, приобрел круг читателей, показал примеры материалов. За 2 месяца с момента запуска ранее неизвестный журнал собрал более 10 000 рублей (из 38 500).

Скриншот с сайта talaka.by
Скриншот с сайта imenamag.by

Неудачный пример. Проект по созданию арт-грузовика — мобильной творческой и стрит-арт мастерской на базе фургона с инструментами для творчества внутри и возможностью рисовать на грузовике. Хотя проект выглядел необычно, было не до конца понятно, так что же получат те, кто его поддержит и почему это круто. Автор предоставил описание и примеры таких грузовиков из других стран.

А ведь арт-грузовик можно было использовать как аттракцион или для промо-акций, и с этого ракурса подавать потенциальным бизнес-партнерам. Но все это нужно было продумать, а потом «разжевать и в рот положить» — проекту явно не хватило грамотного пиарщика.

3. Вовлеките сообщество в создание проекта

Не думайте, что список контактов и e-mail база — это и есть ваше сообщество. Старайтесь собрать группу людей, которые готовы помочь не только деньгами. Для этого вам нужно реализовывать проект, как мы говорим, «по принципу талаки» — открыто рассказывать про то, что делаете, делиться удачами и трудностями, вовлекать людей в создание, спрашивать их мнения и брать у них идеи. Одним словом, выстраивать доверительные и взаимовыгодные отношения с этими людьми.

Так у вас постепенно накапливается аудитория заинтересованных людей, которых вы можете привлекать как волонтеров, искать среди них сотрудников в команду и начинать с них сбор средств.

Чем более популярная тема, тем больше вероятность формирования около этой темы сообщества или вероятность того, что сообщество уже существует. Хотя есть довольно узкие темы с активным сообществом («гиковская тусовка», например), но вовлечь людей или финансы там сложно. Поэтому всегда думайте, как выйти на более широкую аудиторию.

Пример удачный. Сбор средств на озвучивание мультфильма «Свинка Пеппа» на белорусском языке — очевидно, что у родителей, которые хотят воспитывать детей на белорусском языке, нехватка материалов для этого, и они были неимоверно рады поддержать проект.

Скриншот из мультфильма "Свинка Пеппа"
Скриншот из мультфильма «Свинка Пеппа»

Неудачный пример. Проект по созданию авторских дизайнерских светильников-конструкторов, которые могли бы принимать любую форму. Проект был красиво преподнесен: было видео, убедительное описание, реальный прототип. Но он не смог продвинуться. Вероятно, у авторов не получилось найти сообщество людей, интересующихся темой необычной дизайнерской мебели и подобных вещей. Готового сообщества заинтересованных не было, и его во время проекта никто не создавал.

Какие проекты популярны

Приведу некоторые сферы, где на данный момент проявляется наибольшая активность:

1. Издательство книг. Переводная литература (в основном на белорусский язык), издание авторских книг. В эту же категорию можно отнести и другие «бумажные» проекты, которые у нас размещались: издание настольных игр, открыток. Такие проекты выгодно размещать не только отдельным авторам, но и издательствам, чтобы изучить спрос и напечатать оптимальное количество экземпляров.

Часто такие проекты также ищут специалистов по продвижению, корректоров, дизайнеров, верстальщиков. Обычно сбора средств хватает на издание 200-300 книжек — можно сказать, что они таким образом собирают «предзаказ».

На издание «Хроник Нарнии» на белорусском собрали 9400 руб., на эротический белорусский фольклор — 1700 руб., «Шерлока Холмса» на белорусском — 6000 руб.

Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by

2. Творческие и креативные проекты — выставки, фестивали, кино. Их пока сложно назвать бизнесом, хотя руководители некоторых проектов, вероятно, покрывают часть и своего заработка. Но на Западе креативная индустрия растет, и те, кто сейчас в этой теме у нас, со временем могут стать в этой сфере лидерами.

Обычно такие проекты собирают и команду, и деньги. Инициаторы — творческие люди, которые нуждаются в координаторах, продюсерах, кураторах. И особенно в тех, кто может помочь продвинуть проект.

Фото с сайта
Фото: Сергей Гудилин

Хотя они собрали меньше, чем запрашивали, проекты тоже можно назвать успешными. Тем более что все собранные средства, даже если они менее 100%, инициатор проекта может забрать (режим «все-что-собрал»).

3. Мобильные приложения и веб-сайты. В таких проектах традиционно ищут команду специалистов, с которыми можно сделать MVP (прототип) продукта: программистов, дизайнеров и верстальщиков. Хотя есть также понимание, что в команде должен быть и «продвиженец».

  • Создание путеводителя по Беловежской пуще, который в данный момент собирает команду
  • Навигатор-аудиогид по областным городам Беларуси. Уже выпустили первую версию приложения и теперь занимаются наполнением маршрутов в городах и ищут тех, кто мог бы этому поспособствовать.
Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by

4. Социальное предпринимательство. Это проекты, которые ставят своей целью решение социально значимой проблемы, но имеют модель монетизации, чтобы самообеспечиваться и быть устойчивыми.

  • «Черити-шоп» (благотворительный магазин). Магазин одежды и вещей, куда люди бесплатно приносят ненужные вещи. Сотрудники магазина отбирают самые интересные и продают их, а остальное отправляют в приют
  • Проект «Носочки от бабушки» — предприятие, где бабушки вяжут носочки, свитера, пледы на продажу
  • Запуск производства головных уборов для женщин после химиотерапии
  • Создание публичной библиотеки инструментов, которая позволит участникам брать инструменты, оборудование, книги во временное бесплатное пользование

Большинство из них находится на стадии стартапа, то есть развиваются и стараются выйти в ноль. Мы видим, что социальное предпринимательство все более популярно, поэтому запустили конкурс социальных стартапов.

5. Инженерные проекты, в результате которых создаются физические конструкции или сооружения.

Скриншот с сайта talaka.by
Скриншот с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by
Фото с сайта talaka.by

У серийных крауд-предпринимателей каждый новый проект становится все более успешным. Чтобы повышать качество и шансы на реализуемость проектов, у нас есть проектные консультанты, которые рассказывают авторам проектов про самые распространенные ошибки и дают рекомендации, как улучшить проект. Например, привлечение волонтеров может уменьшать финальную смету и, соответственно, необходимую сумму сбора.

Евген Клишевич

Евген Клишевич

Социальный предприниматель, основатель платформы Talaka.

Эксперт в платформенных решениях для бизнеса и развитии сообществ.

Спикер конференции благотворительной конференции по привлечению ресурсов «ДарУма» (17 сентября)

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.