Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Идеи «Про бизнес» 30 марта 2015

Где бизнесу искать финансирование сегодня. Опыт привлечения средств через Kickstarter

Продолжаем рассказывать, каким образом можно привлечь средства на развитие проектов в кризис. На этот раз речь о взаимодействии с краудфандинговыми площадками. В качестве примера – опыт белорусского разработчика компьютерных игр Weappy Studio. В начале этого года он собрал средства на реализацию своего проекта через Kickstarter.

Фото с сайта boingboing.netФото с сайта boingboing.netФото с сайта boingboing.net
Фото с сайта boingboing.net

За месяц – с 27 января по 26 февраля этого года – на разработку игры This Is the Police белорусская студия Weappy Studio собрала на краудфандинговой площадке Kickstarter $35,5 тыс.

Один из основателей проекта Илья Янович рассказал «Про бизнес.», как привлекалось финансирование.

Илья Янович

Основатель Weappy Studio

Илья пояснил, что Kickstarter был выбран осознанно: на этой площадке можно собрать сумму на разработку продукта и не просить денег у «привычных» инвесторов.

По его мнению, платформа подойдет любому, для кого основная цель в проекте – реализация идеи, а уже потом – желание заработать.

Как заинтересовать инвесторов

Kickstarter позволяет привлечь финансирование для реализации конкретного проекта от большого числа частных инвесторов.

Чтобы претендовать на финансирование, автор проекта размещает на площадке его описание и презентационные материалы, а также определяет стоимость реализации. Устанавливает срок, за который необходимо собрать нужную сумму.

После этого посетители площадки решают, готовы ли они вкладывать деньги в проект. 

Если за отведенный срок нужная сумма собирается, то автор получает финансирование. Если же нет – проект закрывается, а деньги возвращаются инвесторам.

Выводить на Kickstarter проект на уровне идеи, если у автора нет имени (известности) в своей нише, не следует. Посетители сайта должны увидеть хотя бы минимальную визуализацию идеи. Если речь идет об игре, то минимальный набор может состоять из скриншотов из игры, рекламных видеороликов и т.д.

Скриншот из игры This is the Police на kickstarter.com
Скриншот из игры This is the Police на kickstarter.com

Стадия готовности проекта не влияет на успех кампании по привлечению средств в целом. Люди на Kickstarter дают деньги на реализацию проектов, которые смогут действительно разнообразить их жизнь. Если вещь их не волнует на уровне концепции, то и стопроцентная готовность проекта аудиторию никаких не переубедит, уверен Янович.

Универсальных советов по запуску успешной кампании в Kickstarter нет. Нет и вещей, про которые обязательно стоит говорить или не говорить в описании проекта. Дело в том, что никто кроме автора проекта не знает его тонкостей. Следовательно, он сам должен определять, о чем стоит говорить и на чем делать акцент в описании, а о чем нет.

Как благодарить инвесторов

На Kickstarter принято благодарить тех, кто вложил деньги в проект. В случае с This Is the Police некоторые примеры вознаграждений выглядели так:

За $15 каждый инвестор получал:

  • Копию игры.
  • Благодарность в титрах.
  • Цифровую юмористическую брошюру о правилах поведения в полицейском участке (безотносительно игры).
Картинка со страницы This is Police на Kickstarter
Картинка со страницы This is Police на Kickstarter

За $40 долларов каждый инвестор получал:

  • Копию игры.
  • Благодарность в титрах.
  • Цифровую юмористическую брошюру о том, как нужно себя вести, если вы попали в полицейский участок в реальной жизни.
  • Возможность назвать конкретным именем одного из персонажей игры.

За $1 000 инвестор получал:

  •  4 копии игры.
  •   Цифровую юмористическую брошюру о том, как нужно себя вести, если вы попали в полицейский участок в реальной жизни.
  •   Отдельное упоминание в титрах.
  •   Бета-доступ к игре.
  •   Возможность назвать своим именем одного из ключевых персонажей.

По мнению Яновича, принцип работы с аудиторией прост: обещайте то, что готовы дать (и на что вы не потратите слишком много ресурсов). Успех кампании не зависит от значимости и стоимости подарков.

Самым лучшим подарком станет возможность воспользоваться вашим продуктом: если это игра – копия игры. Если выставка – билет на выставку и так далее. Все остальное второстепенно.

Что нужно учесть при запуске кампании на Kickstarter

1. Kickstarter позволяет привлечь в проект любую сумму. Но важно помнить, что и сама краудфандинговая площадка, и платежные системы с которыми она работает (Amazon Payments и Stripe) берут комиссию от всей собранной суммы. Всего получается около 10%.

Фото с сайта nbcnews.com
Фото с сайта nbcnews.com

Для белорусских проектов запуск усложняет то, что ни Amazon Payments, ни Stripe в нашей стране не работают. Решить эту проблему можно двумя путями:

  • Искать партнеров или представителей в странах, где сервисы работают.
  • Воспользоваться услугами посредников. В этом случае размер их вознаграждения составит примерно 1-3%.

Amazon Payments работает в США, Великобритании, Германии и Люксембурге.

Stripe работает в Австралии, Канаде, Ирландии, Великобритании, США, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Испании, Швеции, Австрии, Италии.

2. Во время подготовки кампании деньги лучше тратить на то, что команда не может сделать самостоятельно.

Основные затраты идут на:

  • Написание текстов.
  • Подготовку графики.
  • Создание и монтаж презентационного видео.
Фото с сайта collegerag.net
Фото с сайта collegerag.net

Это ключевые навыки, требуемые для оформления странички кампании на Kickstarter. В идеале, чтобы сэкономить, нужно делать максимально возможное количество работы своими силами.

Weappy Studio удалось решить все задачи самостоятельно:

«Писать тексты, рисовать и монтировать видео мы могли сами, а это ключевые навыки для оформления странички», – заключил Янович. 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.