Войти
Право
«Про бизнес.» 17 ноября 2015

Фиктивные сделки: на что обратить внимание бизнесу, чтобы не попасть в зону риска

В последнее время, к сожалению, часто появляются новости об уголовных делах в отношении учредителей и руководителей компаний, которым вменяются незаконные способы минимизации налоговых платежей. Методы налоговой оптимизации, вполне укладывающиеся в рамки действующего Налогового кодекса, в некоторых случаях могут спровоцировать претензии налоговых и других органов. На важные юридические и бухгалтерские тонкости в этой сфере обращают внимание наши эксперты – адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Елена Сапего и учредитель бухгалтерской компании «БизнесСтарт» Ольга Иваненко. Полагаем, их комментарий поможет вам избежать типичных ошибок и не попасть в зону риска.

Фото с сайта businessinsider.comФото с сайта businessinsider.comФото с сайта businessinsider.com
Фото с сайта businessinsider.com

– Под особый контроль попадают сделки по оказанию услуг, которые завышают затратную часть и сокращают базу для уплаты налога на прибыль. Поскольку в своем большинстве подобные сделки не являются материальными, и доказать факт оказания услуг становится проблематичным, они привлекают наибольшее внимание со стороны налоговых инспекций.

И, конечно, особое внимание налоговые службы уделяют проверке их действительности. Типичным примером таких «нематериальных» сделок являются договоры на оказание маркетинговых или информационных услуг.

Рассмотрим распространенные ошибки.

Не так давно мы столкнулись с ситуацией, когда компания, работающая в сфере оптовой торговли, заключила договор на оказание услуг по поиску клиентов с индивидуальным предпринимателем. На первый взгляд законный способ увеличения продаж при детальном рассмотрении таким не оказался.

Вот почему:

1. В отчет об оказании услуг по поиску клиентов были включены только те клиенты, с которыми договора были заключены гораздо ранее, чем с ИП.

2. Вознаграждение ИП за заключение договоров с клиентами составляло 95% дохода компании.

3. ИП был лицом взаимозависимым по отношению к компании.

Этот пример – типичная иллюстрация формального подхода к налоговым взаимоотношениям. По закону никто не запрещает привлекать индивидуального предпринимателя для оказания подобного рода услуг, так как затраты по поиску нового клиента связаны с увеличением реализации товара. Формально критерии соблюдены, а реально бизнес находится в высокой группе риска в случае налоговых проверок.

С первого взгляда можно обнаружить признаки фиктивности такого договора, который заключен лишь «для вида». Гражданское законодательство определяет такие сделки как мнимые.

Фото с сайта sablezubka.ru
Фото с сайта sablezubka.ru

Как отличить такую сделку от реальной, которая действительно имеет важное значение для бизнеса организации?

Вот критерии:

1. Наличие подробного отчета о сути проведенных маркетинговых исследований либо о собранной в процессе исполнения договора информации.

Кстати, наличие отчета – обязательное требование контролирующих органов к таким договорам. Именно подробный, обстоятельный отчет о выполнении предмета договора является главным показателем реальности соответствующего договора.

Как правило, к такому отчету прилагаются опросные листы, анкеты, другие материалы, которые и позволяют заказчику получить необходимый результат по оказываемой услуге, являются базисом для соответствующего маркетингового или информационного анализа и выводов.

2. Среднерыночный уровень цен на соответствующую услугу. Ну не отдаст бизнесмен 95% своего дохода привлеченному маркетологу!

Фото с сайта framepool.com
Фото с сайта framepool.com

И платить за услугу выше рыночной цены ни один бизнесмен, подсчитывающий свои деньги, не будет.

3. Производственный характер соответствующих затрат. Он, кстати, также определяется на основании отчета об исполнении маркетингового или информационного договора.

Нельзя уменьшить налог на прибыль на сумму соответствующих затрат, если результат услуг никак не затрагивает и не влияет на производственную деятельность компании.

Например, затраты по выплате вознаграждения третьим лицам за информацию о том, как развивается рынок недвижимости в России, для белорусской компании, торгующей одеждой на внутреннем рынке, не имеет производственной необходимости и значимости. Кроме того, зачастую оценка производственного характера таких расходов производится контролирующими органами исключительно субъективно.

Соответственно, первостепенное значение приобретает именно документооборот.

Фото с сайта www.financeink.com
Фото с сайта www.financeink.com

К сожалению, заполнять бумаги никто не любит, и это нередко влечет негативные последствия.

Хотя общеизвестно, что, например, к первичным учетным документам законодательство предъявляет свои требования. И, кстати, не такие уж и завышенные.

Прежде всего, первичный учетный документ должен быть. Именно его наличие является основанием для отнесения тех или иных платежей на затраты с целью налогообложения.

И, конечно же, этот документ должен быть составлен грамотно. В нем должны быть выполнены все обязательные условия, установленные законодателем.

Например, согласно Закону «О бухгалтерском учете» акт сдачи-приемки должен содержать «наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи».

Не так уж и много. Однако самой типичной ошибкой на практике является отсутствие в акте сдачи-приемки сути выполненных работ или оказанных услуг. Не указано, какая именно работа выполнялась или услуга оказывалась, т.е. содержание самой хозяйственной операции.

Как следствие – признание такого акта оформленным ненадлежащим образом, снятие с затрат и доначисление налога на прибыль.

4. Разграничение обязанностей штатных сотрудников и привлеченного ИП.

Фото с сайта dengodel.com
Фото с сайта dengodel.com

Ошибкой налогоплательщика, которая и укажет на необоснованность (нереальность) затрат на маркетинговые услуги, будет нечеткое разграничение или отсутствие разграничения трудовых обязанностей и объема работ внутренних специалистов (например, в данном случае – штатных менеджера и маркетолога) и обязанностей (объема работ) нанятого индивидуального предпринимателя.

Другими словами, речь идет о случаях, когда услуги индивидуального предпринимателя дублируют обязанности штатных работников.

5. Время заключения договора. О том, что на конец налогового (отчетного) периода в компании образуется большая прибыль и большой НДС к уплате, руководители узнают, как правило, слишком поздно для того, чтобы заранее спланировать некие «материальные» расходные операции (или применить другие системные подходы), которыми можно было бы эти налоги снизить. И первое, что приходит в голову руководителям – списать часть прибыли на такой вот «нематериальный» договор оказания маркетинговых или информационных услуг. Проверяющие эти приемы хорошо знают. Поэтому акт, датированный последними числами квартала на сумму, близкую к налогооблагаемой прибыли, не останется без внимания.

Описанные сделки оказываются под пристальным вниманием налоговых служб и при небрежном оформлении документов могут быть расценены как фиктивные (притворные или мнимые).

Поэтому будьте аккуратны с «нематериальными» договорами.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент