Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Право
«Про бизнес.» 18 августа 2016 1

«Серый» импорт: что можно сделать с недобросовестными конкурентами

Фото с сайта bikepost.ru
Фото с сайта bikepost.ru

Можно ли официальным поставщикам (дилерам, дистрибьюторам) договориться с «серыми» импортерами. Что делать таким честным предпринимателям, если нелегальные поставки товаров в Беларусь мешают бизнесу? В сложной проблеме разбираются юристы юридической компании COBALT Николай Артемьев и Тимофей Савицкий. Они приводят несколько практических советов для компаний, которые занимаются поставками и сталкиваются с недобросовестной конкуренцией.

— Вопросы о том, как защитить бизнес от контрафактной продукции, которую поставляют в Беларусь недобросовестные конкуренты, находятся в топ-3 обращений в нашу компанию.

Вот несколько действий, которые мы рекомендуем выполнить.


Николай Арьтемьев Старший юрист COBALT
Николай Арьтемьев
Старший юрист юридической компании COBALT
Тимофей Савицкий
Юрист юридической компании COBALT

Лицензия, таможня, суд

Заключите отдельный лицензионный договор с владельцем товарного знака/бренда, который вы продвигаете на белорусском рынке.

Передача прав на объекты интеллектуальной собственности (использование фирменного наименования, дизайна упаковки, и т.д.) может быть прописано и в рамках других договоров, например, дистрибьюторском или договоре франчайзинга.

Но лицензионные соглашения, по нашему мнению, все-таки являются наиболее оптимальными для дальнейшей защиты прав, они позволяют легче пройти такой этап, как включение сведений о бренде в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Этот реестр ведет Государственный таможенный комитет. Данные формируются на основе заявлений от правообладателей.

Сейчас реестр на начальной стадии формирования: в нем около 300 товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. Вот как используются эти сведения:

1. При ввозе в Беларусь товары, в которых использованы объекты интеллектуальной собственности из реестра, например, товарный знак на упаковке, задерживаются: если у декларанта (поставщика, дистрибьютора и пр.) нет соответствующего разрешения от правообладателя на использование объектов интеллектуальной собственности.

Если объект в реестр не включен — товар не задерживается.

Фото с сайта logists.by
Фото с сайта logists.by

2. Товар задерживается в пункте таможенного оформления и помещается под процедуру таможенного склада на 10 дней.

За это время декларант должен урегулировать свои отношения с правообладателем — получить от него официальное разрешение на ввоз защищенного товарного знака/бренда.

Наш опыт показывает, что компании-владельцы прав на товарный знак в конечном итоге склонны идти на компромисс. Поскольку потенциальными «нарушителями» нередко оказываются крупные ритейлеры, с которыми есть надежда наладить долгосрочные бизнес-связи.

Бывает также, что официальный дилер просто выставляет счет «серому» импортеру — в обмен импортер получает разрешение на ввоз.

Разумеется, если у ритейлеров и других поставщиков уже есть разрешение от правообладателя или эксклюзивного дистрибьютора, товар на границе задержан не будет.

Если с нарушителем не удается договориться «по-хорошему», выбираем оптимальную стратегию поведения:

1. Сначала начинается административный процесс: таможенный орган признает факт нарушения прав на товарный знак и наказывает нарушителя штрафом (от 100 до 300 базовых величин с конфискацией ввозимого товара или без). Средства полностью идут в доход государства.

2. После окончания «административки» можно начать преследование нарушителя в гражданском процессе. Такие споры рассматривает Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда. Исходя из практики, это достаточно затратный по времени вариант, может продолжаться и больше года. Зато появляется возможность взыскать ущерб и потребовать компенсации до 50 тысяч базовых величин (на сегодняшний день это около € 500 000). На практике суд обычно уменьшает максимальный размер выплат.

Проблема общего рынка ЕАЭС

Сложно обезопасить себя от «серых» конкурентов, ввозящих продукцию, маркированную товарным знаком, через территорию стран-участниц ЕАЭС. Прежде всего, речь идет о России. Причина понятна — это прозрачные границы и формальное правило свободного перемещения товаров внутри союза, независимо от места, где они были выпущены в свободное обращение.

Есть как минимум несколько базовых проблем на законодательном уровне:

1. Создан, но пока не работает общий реестр по интеллектуальной собственности ЕАЭС: не до конца согласованы механизмы взаимодействия между таможенными органами стран-участниц.

2. Белорусские компании — обладатели исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, не могут получить данные о недобросовестных импортерах, ввозящих контрафакт из России. Несмотря на наличие такой информации у таможни (импортеры обязаны подавать статистические декларации), механизма ее получения у белорусских дистрибьюторов нет.

Фото с сайта specteh19.ru
Фото с сайта specteh19.ru

3. Очень трудно привлечь к ответственности «серого» импортера, реализующего брендированные товары, ввезенные на белорусский рынок с российского. Основной механизм получения доказательной базы — контрольная закупка. В ее ходе выясняется:

  • Принадлежность товара
  • Кто его продает
  • По какому договору и на каком основании

При этом эксклюзивные дистрибьюторы не могут официально инициировать использование такого инструмента — это вопрос антимонопольных органов и органов по защите прав потребителей. И пока не известно, каким путем пойдет практика после создания единого антимонопольного органа на базе Минторга.

К тому же многие компании опасаются, что после обращения за помощью к чиновникам они попадают под пристальное внимание госорганов. И в итоге это может навредить бизнесу.

Вариант решения — работа через профильные общественные объединения. Как, например, это практикуют компании, защищающие свои права на интеллектуальную собственность в сфере ИT через Ассоциацию компаний информационных технологий.

Что можно сделать? Работать с договорами и собирать доказательства. В качестве профилактических мер по защите от «серого импорта» с территории общего рынка мы рекомендуем активно вести работу с владельцем товарного знака или уполномоченными официальными дилерами в других странах ЕАЭС:

  • В лицензионных соглашениях четко прописывать территорию, на которую они распространяются
  • В договорах указывать случаи компенсаций при нарушении территорий распространения товара
  • Отслеживать недобросовестных перекупщиков и информировать о них коллег
  • Активно вести претензионную работу: «забрасывать» претензиями непосредственных нарушителей с требованиями компенсации ущерба и снятия бренда с продаж

Параллельно — собирать доказательную базу, чтобы привлекать «серых импортеров» к ответственности в суде. Это не так легко, особенно в отношении небольших интернет-магазинов, закупающих брендированный товар, как правило, у российских оптовиков. Но при грамотном подходе — например, если факт незаконного использования чужого бренда в Интернете будет нотариально удостоверен, свои интересы отстоять все-таки можно.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Serg Shnip19.08.2016

Короче, легче решить все "по понятиям")

Платный контент