Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Право
«Про бизнес.» 18 марта 2015

Как юрлицам избежать лишних проблем и не вызвать подозрений, работая с ИП

На прошлой неделе появилась новость о минском PR-агентстве, которое подозревается в заключении фиктивных договоров с ИП и неуплате налогов. Мы поинтересовались у экспертов, на что обращают внимание налоговые органы и банки, когда анализируют сотрудничество контрагентов, заключенные между ними договоры и их оплаты.

Фото с сайта islam.ruФото с сайта islam.ruФото с сайта islam.ru
Фото с сайта islam.ru

На прошлой неделе директор и главный бухгалтер одной из PR-компаний были заключены под стражу по подозрению в том, что оформляли фиктивные договоры со своими  сотрудниками. Те были зарегистрированы в качестве ИП. Предположительно, это было сделано для последующего обналичивания через этих индивидуальных предпринимателей финансовых средств компании. На сегодня прокуратура оценивает ущерб от недоплаченных налогов в 1,1 млрд.

Подобная схема может использоваться в белорусских компаниях для занижения налоговой базы, что позволяет сэкономить на уплате налогов. «Про бизнес.» заинтересовался, в каких случаях сотрудничество между контрагентами может вызвать интерес у проверяющих органов и банков.

Комментариями поделился наш эксперт Сергей Калиновский. Он рассказал про некоторые факты, на которые обращают внимание налоговые органы.

Сергей Калиновский

Адвокат Минской городской коллегии адвокатов, kandp.by

«Неуплата налогов может повлечь и уголовную ответственность за:

1. Уклонение от уплаты налогов и сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы.

2. Уклонение от подачи налоговой декларации.

3. Внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, повлекших ущерб в крупном размере. Под этим понимается не соответствующие действительности сведения, а также данные, которые привели к уменьшению сумм налогов.

За достоверность сведений в налоговой декларации отвечают лица, которые составили и подписали ее. Отсутствие достоверности может создавать серьезные проблемы.

Какими сделками может заинтересоваться налоговая инспекция

Независимо от формы собственности, во время проверок компаний налоговые органы часто используют:

  • Сведения, полученные от контрагентов (ИП и юрлиц).
  • Данные, полученные во время встречных проверок.
  • Информацию, которая была озвучена во время бесед проверяющих органов с сотрудниками предприятия.

По закону считается, что совершена мнимая сделка, если:

1. Заключается договор, условия которого «реально» никто из сторон не собирается исполнять.

2. По этому договору уплачивается вознаграждение за работу (услуги), которые реально не исполнялись.

Фото с сайта rosned.ru
Фото с сайта rosned.ru

Никаких юридических последствий эта сделка изначально не имеет. Это значит, что:

  • В случае возникновения проблем во взаимоотношениях, одна из сторон не сможет привлечь к ответу другую. Условия мнимого договора ничтожны, т.е. неправомочны.
  • Соответственно, все бухгалтерские документы, составленные в отношении сделки, не имеют силы. В том числе – те, которые используются при определении размера налогооблагаемой базы.

Например, такой сделкой может быть признан факт дарения должником – имущества. Должник это делает, чтобы избежать ареста недвижимых активов, которые хотят забрать кредиторы.

Еще один пример, который также встречается среди белорусских компаний и может вызывать вопросы во время проверки. Индивидуальный предприниматель консультирует предприятие и получает за это гонорар. Одновременно он числится штатным сотрудником того же самого предприятия. И «курирует» по должностным обязанностям те же самые вопросы, по которым оказывает услуги консультации в качестве ИП.

Но если сделка «реальная» (работы и услуги исполнялись на самом деле), и есть все документальные доказательства, никаких претензий к ней не может быть. Если они возникают – их можно обжаловать. Это касается:

  • Отнесения затрат по сделке на себестоимость товаров или услуг (для уменьшения налоговой базы согласно нормам законодательства).
  • Суммы сделок.
  • Периодичности и количества заключаемых сделок.

Отмечу, что очень часто налоговые органы проверяют, как предприниматели соблюдают требования ст. 30-1 Налогового кодекса, которые касаются определения цены на товары (работы, услуги) во время расчетов налогов. Поэтому во время проверки (за исключением камеральной) инспекторы имеют право изучать, как соотносится определенная плательщиком налоговая база с прописанными в договоре ценами на товары и услуги. В этом случае обращается внимание на рыночные цены на продукты или услуги.

Фото с сайта u-f.ru
Фото с сайта u-f.ru

Вот несколько случаев, по которым у проверяющих могут возникнуть вопросы:

1. Если продается имущество, и цена сделки понижена более чем на 20% от рыночной.

2. Если в течение года стоимость внешнеторговой сделки (сделок) превышает 1 миллиард рублей. Участниками такой сделки могут быть взаимозависимые лица.

3. Если стоимость приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20% от рыночной цены на товары (работы, услуги).

Если в конкретных сделках применяются цены, отличные от рыночных, и устанавливается, что это нарушение – то прибыль, которая могла бы быть получена сторонами (но из-за более низких цен, указанных в договоре, получена не была), учитывается при налогообложении. Это влечет:

  • Увеличение налогооблагаемой базы.
  • Доначисление налогов.
  • Доначисление пеней.
  • Уголовную ответственность.

Рекомендую не забывать, что любой первичный учетный документ, не отражающий/отражающий недостоверно суть хозяйственной операции, не имеет юридической силы.

Он не влечет юридических последствий. То есть не может подтверждать уменьшение налогооблагаемой базы. А значит, не является основанием для отнесения затрат на себестоимость».

Как банки следят за финансовыми операциями

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 818 вводит факторы риска, по которым финансовая операция может быть отнесена к подозрительным и требующим детального изучения. Все факторы разделены на три большие группы:

  • Профиль клиента. Его характеристики, полученные, например, путем анкетирования.
  • Географическое размещение. Физическое местоположение клиента.
  • Виды операций. Характеристики операций, который он совершает.
Фото с сайта qaplus.co.uk
Фото с сайта qaplus.co.uk

«Про бизнес.» выбрал основные факторы и попросил сотрудника одного из коммерческих банков пояснить причины, по  которым финансовые операции могут вызывать подозрение.

Факторы по профилю клиента

Факторы по профилю клиента
Факторы по профилю клиента

Факторы по географическому размещению клиента

Факторы по географическому размещению клиента
Факторы по географическому размещению клиента

Факторы по типам операций

Факторы по типам операций
Факторы по типам операций

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент