Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Менеджмент
«Про бизнес.» 5 февраля 2016 3

Максим Батырев: Проблема многих наших управленцев – «кустарный» менеджмент

В чем главные ошибки управленцев в период кризиса, и что с ними делать. Российский бизнес-тренер, автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев недавно выступал на вручении ежегодной премии «Клиент года» МТБанка и после в интервью «Про бизнес.» поделился мыслями, как компаниям и их руководителям работать сегодня.

Фото с сайта tekegraf.by

Фото с сайта tekegraf.by

– Я полностью согласен с Германом Грефом, который на недавнем Гайдаровском форуме говорил о том, что прежние годы нефтяного благополучия уже не вернутся, а скорость адаптации к изменением, скорость cамотрансформации компаний и руководителей становится главным требованием времени. Я всегда утверждал примерно то же самое, но не в масштабах страны, а в масштабах бизнеса. Поэтому про бизнес скажу: кризис – лучшее время проверить, кто и что из себя представляет на самом деле.

Когда нефтяные деньги льются рекой, когда мы наблюдаем «прилив», на поверхность выплывают все лодки, это несложно.

А сейчас отлив, и мы видим, что многие «системы менеджмента» во многих отраслях и компаниях трещат по швам. Созданные еще в 1970-е системы качества уже давно не актуальны. Старые методы управления, старые способы, старые методики, со старыми управленцами и старыми исполнителями уже давно не работают во всю свою мощь и во весь свой возможный потенциал.

Почему эти менеджеры не справляются? У меня ответ всегда простой и агрессивный – значит, это плохие менеджеры, которые в свое время почивали на лаврах и не думали о том, что впереди ждет спад, не инвестировали в свое развитие, в свою стратегию и т.д.

Скриншот видеоролика с YouTube

Скриншот видеоролика с YouTube

В басне Крылова «Стрекоза и Муравей» хорошо про это написано.

О необходимости изменений

Это не кризис, а великая советская депрессия. Советская – потому мы что мы все друг от друга зависим на постсоветском пространстве.

Кризис – это явление, когда есть отскок. Когда падаешь, достигаешь дна, отскакиваешь и поднимаешься назад. А мы упали на дно и лежим. А почему? Потому что старая управленческая среда не принимает никаких управленческих решений. В надежде на то, что цены на нефть вдруг начнут расти и все станет на свои места. Но они не начнут расти. Максимум $35-40 [за баррель]. Это реалии.

Фото с сайта ridus.ru

Фото с сайта ridus.ru

Надо их понимать. Жить, выживать, перестраивать свою систему.

О том, куда уходят клиенты

Каким бы ни был этот кризис, а точнее – общая экономическая депрессия – но рынок-то есть. И клиенты на нем есть. Просто выбирают они сегодня более скрупулезно. Переток клиента происходит туда, где более профессиональные менеджеры, руководители. В те компании, которые следят за рынком и за собой, ищут новые идеи, двигаются. Не получается что-то – все равно продолжают искать. Это как в истории про двух лягушек, которые упали в молоко. Одна ничего не делала и утонула, а вторая барахталась – и взбила молоко в масло. Так и в бизнесе. Есть менеджеры, которые придумали себе алиби – «кризис» и теперь сидят, ноют. Обвиняют людей, начальников, клиентов, Путина, Обаму… Но ничего не делают со своими проблемами. А есть «лягушки», которые барахтаются – и в итоге получают масло.

Фото с сайта img.com.ua

Фото с сайта img.com.ua

Об опасности «кустарного» менеджмента

Учиться управлению нужно всегда. И в тяжелое время, и в мирное мы должны бороться с «кустарщиной» в отечественном менеджменте. О чем можно говорить, если человек не учится, не развивается, а говорит: «Я управляю своей компанией интуитивно – и у меня прекрасно все всегда получается».

В этом проблема многих наших управленцев. Я вообще считаю, что люди, которые не прочитали ни одной книжки по управлению персоналом, не имеют морального права управлять им. Если человек идет в МЧС, он же проходит какую-то «пожарную» школу. А многие наши менеджеры, вне зависимости от образования, получая статус «руководителя», плюхаются в кожаное кресло и «руководят». На этом их компетенции заканчиваются.

Фото с сайта westwing.kz

Фото с сайта westwing.kz

Благо, ситуация не так безнадежна. Наша армия, которую мы называем #менеджерскоебратство быстро растет. Все больше единомышленников-управленцев начинают работать сами над собой, совершенствуют свои управленческие компетенции и становятся лучше себя предыдущих каждый день.

Об ошибках управленцев

Типичные ошибки, которые совершают наши руководители во время нынешней рецессии, ничем не отличаются от их прежних ошибок:

  • Стягивают операционное управление на себя
  • Усиливают давление на сотрудников
  • Перестают инвестировать во все, пытаясь заниматься микроменеджментом
  • Прячутся от своих людей по кабинетом и не вдохновляют сотрудников
Фото с сайта vrt21.ru

Фото с сайта vrt21.ru

О главных качествах управленцев

Персонал эффективен только в случае, если управленец сам четко понимает, каких людей он хочет видеть перед собой, если он «намечтал» себе правильное будущее. И если его люди понимают, что будет с ними завтра, какой будет компания или конкретный отдел – это и есть источник вдохновения. А в кризис особенно важно показывать реальные цели и давать надежду. Если этого нет, люди начинают бояться, прятаться, скукоживаются на своих рабочих местах.

Главный источник вдохновения – личность самого руководителя, который не ноет, а в тяжелое время держит себя молодцом. Увлечь за целями и личным примером показать свое отношение к происходящему – задача любого управленца.

Фото с сайта qazeta.net

Фото с сайта qazeta.net

Поэтому главные качества, которых сегодня, на мой взгляд, не хватает управленцам, это умения:

  • Вдохновлять своих людей
  • Принимать решения в условиях неопределенности
  • Организовывать стратегии для вверенных ему подразделений

Об увольнениях неэффективных сотрудников

Конечно, исполнителям можно и нужно меняться. Но в случае «несоответствия» есть только 2 варианта:

  • Обучать
  • Увольнять

Я не люблю разбрасываться людьми, поэтому первый вариант мне подходит больше. Если человек долгое время работает на компанию, вложил в нее много своего времени и сил, то, конечно, лучше сделать все возможное, чтобы изменить его. Помочь ему. Но бывают такие консерваторы, которые сами не хотят меняться. И никакие новомодные способы обучения им не помогут. Вот с такими людьми проще расстаться.

То же самое с новыми управленцами. Не стоит держать людей, не способных к обучению. И чем ниже должность, тем меньше времени можно тянуть с этим. Предположим, менеджеру высшего звена я дал бы год. Пусть за это время он понаделает ошибок, научится их решать, наберется знаний. Если он за это время не научится монетизировать эти знания и превращать их в управленческие решения, значит, нужно расставаться.

Фото с сайта ib-t.by

Фото с сайта ib-t.by

Линейному менеджеру достаточно и 3 месяца. Среднее звено – около полугода.

О том, что необходимо делиться опытом

Лучшая учеба должна проходить под лозунгом «Давайте учиться друг у друга, ребята». У нас у всех есть много кейсов, которыми мы можем поделиться. Мы можем создать некое функциональное направление отечественного менеджмента.

У нас много хороших управленцев. Начиная от первых лиц государства и заканчивая действующими предпринимателями. Но почему-то мы не привыкли делиться опытом. Аккумулировать его, переносить на бумагу. Не принято у нас это, потому что не популяризирован образ руководителя в целом.

Но чем больше людей будет делиться опытом, тем сильнее будет у нас управленческая среда. Я стараюсь исправлять эту ситуацию: собираю и даю людям хорошие кейсы, рассказываю про успешных менеджеров. Мне хочется, чтобы человек, который руководит людьми, гордился тем, что он воспитывает трудовые ресурсы для страны, как ни громко это звучит. Потому что система высших учебных заведений уже давно этим не занимается.

Фото с сайта maznij.ru

Фото с сайта maznij.ru

Об источниках личной энергии

Когда вы летите в самолете, вам говорят: «Прежде чем начать спасать других, сначала наденьте кислородную маску на себя». Поэтому начните с себя.

У каждого свои рецепты быть энергичным и сохранять позитивный настрой: кто-то холодной водой по утрам обливается, кто-то через скакалку прыгает, а кто-то музыку из фильма «Д'Артаньян и 3 мушкетера» слушает.

Я сейчас, например, бегаю по утрам и делаю зарядку, чтобы быть бодрым в течение дня. Неважно, что делать – главное делать, чтобы личная энергия била ключом.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Александр Святов17.02.2016

Полностью согласен с Максимом. Переходя на руководящую должность сотрудник обнуляет свой предыдущий опыт. Руководитель - это отдельная, другая профессия которой следует учиться. Продавец и руководитель одела по функционалу и компетенциям так же далеки друг от друга как повар и столяр.

Платный контент