23 апреля
В Минске пройдет бизнес-форум для юристов из Беларуси и России
На рынке образовательных услуг сейчас выживает тот, кто пошел по стратегии качества. Клиент ждет от тренинга долгосрочного эффекта, пусть даже по более высокой цене. Но пока он привыкает к новым реалиям рынка, бизнес задумывается – как не «просесть» в кризис. Директор тренингового центра «Квадратный апельсин» Василий Пронь рассказал о своей антикризисной стратегии.
– Наш рынок образовательных тренинговых услуг для физических лиц очень непростой. В наследие после развала СССР досталось скептическое отношение к психологии.
В 2004 году многие, услышав слово «тренинг», спрашивали: «Это в тренажерном зале?». Или называли сектой, крутили пальцем у виска. Кроме того, в обществе сложилось устойчивое мнение, что образование и социальные услуги должны быть бесплатными.
За 11 лет рынок сильно изменился. Последние несколько лет происходил лавинообразный рост предложений по личностным тренингам – чуть ли не каждый месяц появлялись новые организации и тренеры. На мой взгляд, это закономерное следствие развитие рынка – его стали рассматривать как перспективный для заработка. Естественное следствие насыщения рынка – падение качества.
Кризис повлиял на запросы участников:
Есть запрос на качественную глубокую работу, даже если это и стоит больших денег.
Стратегия, которой мы пользуемся в этот кризис – стратегия сохранения. Сохранения качества, своих лучших контактов и наработанных связей с тренерами, сохранения своих сотрудников.
Основной наш актив – это люди. Поэтому сокращение заработных плат – крайняя мера, к которой мы стремимся не прибегать. Перераспределение нагрузки персонала. В штате у нас 10 человек, партнеров-тренеров по СНГ – около 50. Мы не сократили штат, но часть сотрудников работает неполный рабочий день.
Более половины сотрудников учится: кто-то получает первое образование, кто-то – второе или дополнительное.
Бережное отношение к клиентам. Поддержание с ними коммуникации – напрямую и на уровне компании. Например, мероприятия для клиентов.
Часто во время сложных периодов организации в панике начинают давить на клиентов, неосознанно или сознательно требуя у них восстановления объемов заказа, а то и увеличения. Таким образом, они перекладывают свои сложности на плечи клиентов. Это не является бережным отношением.
Сокращение издержек. Ключевые – расходы на аренду:
Мы хорошие арендаторы – снимаем помещение на длительный период и вовремя платим аренду. Поэтому арендодатели идут нам навстречу, они заинтересованы минимизировать риски. На мой взгляд, выстраивание взаимовыгодной долгосрочной партнерской стратегии – выигрышнее, чем скакать с места на место в поисках сиюминутной выгоды.Ревизия рекламных бюджетов. Мы сократили то, что по итогам 3 месяцев-года не дало значимых результатов – примерно 10-15% от всего бюджета на рекламу:
Актуальные каналы, по которым мы продолжаем или усиливаем работу – социальные сети, узкотематические площадки, сайт, контекстная реклама.
Оптимизировали закупки канцтоваров и реквизитов примерно на 10-20% за счет выбора более привлекательных цен или закупки большими партиями. Для нашей деятельности это порядка 5-7% от общих расходов.
1. Чаще проводим внутреннее обучение. Если раньше у нас было в лучшем случае ежеквартальное обучение длительностью 1-2 дня, то теперь мы стремимся проводить еженедельное обучение блоками по 3-4 часа.
Темы определяются исходя из оперативной обратной связи от сотрудников или планируются заранее (с претензией на системность). Обучение проводят наши сотрудники.
Основные темы: изменение ситуации на рынке, навыки продаж, работа с клиентами, новые продукты, отработка взаимодействия сотрудников, решение нестандартных ситуаций, стандарты и правила компании, пользование техникой и ПК и пр.
2. Дорабатываем описание процессов с распределением зон ответственности сотрудников. Я не считаю, что в нашем бизнесе жесткая регламентация деятельности сотрудника будет эффективной. Раз мы работаем с людьми – мы должны в первую очередь идти от человека. А все люди – уникальные.
Но формализация границ необходима. Поэтому мы определяем, где проходит граница ответственности одного и начинается граница другого. Это позволяет сотрудникам лучше выстраивать взаимодействие между собой, не снижая их степени инициативности и ответственности.
3. Готовим стратегию работы с контентом – переделываем сайт и готовим к запуску систему CRM.
Подробнее расскажу о том, как мы кооперируемся с другим бизнесом, чтобы снизить затраты.
Совместное использование площадей для обучения – основной путь. Тренинговым залом мы пользуемся в основном в выходные дни и по вечерам, реже – в будние.
Уже больше года мы предлагаем услуги подготовки и проведения тренингов, собраний, семинаров другим компаниям – у нас есть постоянные партнеры по этому направлению.
Сотрудничаем с другими тренинговыми компаниями в предоставлении нашего помещения или пользования их территорией. Ведь загрузка на нашем рынке неравномерная: бывает одновременно 2 и более тренинга, а бывают и свободные дни.
Это позволяет нам закрывать от 10 до 30% стоимости аренды зала.
Проведение совместных проектов, требующих различных профессиональных компетенций. Например, наши специалисты участвовали в тренинге помощи в трудоустройстве. На нем они работали с личностной составляющей – уверенность в себе, поведение на собеседовании, поиск возможностей для реализации себя. Наши партнеры – кадровый центр – провели часть тренинга по анализу рынка, составлению резюме, юридическим аспектам трудоустройства.
Мое устойчивое мнение – этот бизнес невозможен в долгосрочной перспективе без уважения и любви к людям.
Страхи улеглись, и люди привыкают к новым условиям. У себя в центре мы наблюдаем постепенное восстановление спроса и активности.
Ключевым критерием сейчас будет качество, надежность, полезность программы и доверие к провайдеру тренинговых услуг, и в меньшей степени, чем раньше – «крутизна» и «понты» тренера.Однако фактор неопределенности сохраняется и при резких изменениях в обществе, экономике, государстве – возможны очередные всплески панических замираний рынка неформального образования.
Поэтому основная стратегия – это готовность к изменениям. Не изменяя при этом своим ценностям.
23 апреля
В Минске пройдет бизнес-форум для юристов из Беларуси и России
23 апреля
Из Минска возобновили чартерные рейсы в Катар. Чем это может быть полезно для бизнеса?
18 апреля
25 лет с А1: в честь своего дня рождения компания поздравила своих первых абонентов
17 апреля
«Чего хотят женщины»: Белагропромбанк запустил пакет услуг для женщин в бизнесе
17 апреля
Выпадают волосы? В Турцию ехать не обязательно! Рассказываем о методиках медцентра «КОДЕРМ»
17 апреля
Пора на RACE! БНБ-Банк приглашает собственников и руководителей бизнеса на конференцию в Минске
16 апреля
Как выстраивать сильный бренд на белорусском рынке? Узнали у лауреатов премии «Бренд Года»
15 апреля
МТС в 2023 году: устойчивое развитие, инновации и новые вершины успеха