Войти
Менеджмент
«Про бизнес.» 23 марта 2016

Что поменяют в компаниях цифровые технологии и поколение Y: тренды от Deloitte

Deloitte опубликовала недавно результаты исследования, в котором анализируются мнения более 7 000 управленцев по всему миру. Они рассказывают, как под влиянием инноваций меняется организационная структура и система управления персоналом. Эти тренды мы попросили проанализировать нашего эксперта, Дмитрия Новицкого (консультант по работе с людьми, бизнес-тренер «Центра комфортного общения Натальи Шеиной». Работал более 10 лет в крупных белорусских компаниях в качестве директора по персоналу).

Фото с сайта uatg.comФото с сайта uatg.comФото с сайта uatg.com
Фото с сайта uatg.com

Недавно компания Deloitte опубликовала результаты исследования «Мировые тенденции в сфере человеческого капитала за 2016 год: новая организация, отличия в проектировании». Оно было основано на результатах опроса 7 тысяч управленцев (директора компаний и руководители HR-подразделений) из 130 стран мира.

Респонденты рассказывали, как цифровые технологии влияют на  организационную структуру в их компании, что меняется в стратегии управления персоналом. При этом 45% опрошенных заявили, что под влиянием этих трендов они уже сейчас запустили или планируют запустить процесс реструктуризации в компании.

Результаты исследования показывают, в каком направлении будут развиваться системы менеджмента компаний в ближайшие годы в мире.

Мы выбрали несколько значимых трендов и попросили прокомментировать их нашего эксперта.

Переход  от иерархических бизнес-моделей – к многофункциональным командам

Такие многофункциональные команды работают по сетевому принципу, стремясь:

  • Стать более активными, нацеленными на совместную работу
  • Стать более клиентоориентированными

Но несмотря на огромный интерес к переменам, только 21% руководителей чувствуют себя экспертами в области создания многофункциональных команд.

И лишь 12% понимают принцип совместной работы своих сотрудников сегодня.

Комментарий эксперта:

Дмитрий Новицкий

Дмитрий Новицкий

Консультант по управлению людьми, бизнес-тренер «Центра комфортного общения Натальи Шеиной»

– Для начала надо понять, что такое многофункциональные команды, созданные по сетевому принципу. Эти термины взяты из методологии управления проектами Scrum.

Scrum – «толкучка», схватка вокруг мяча в регби. Термин обозначает метод командной игры, позволяющий завладеть мячом и вести его дальше по полю.

Фото с сайта nakonu.com

Фото с сайта nakonu.com

Для этого нужны слаженность, единство намерений и четкое понимание цели.

Этот подход получил распространение в первую очередь в ИT- компаниях. Помимо этой сферы, есть успешные примеры использования данной методики в мире. Вот они:

1. На основе Scrum в течение нескольких месяцев была создана новая конституция Исландии после кризиса 2008 года (писали ее сами исландцы).

2. С помощью Scrum ФБР удалось создать систему управления базами данных за 18 месяцев – без превышения бюджета. До этого было несколько попыток модернизировать управление информацией, на проекты тратилось огромное количество денег, но каждый из них проваливался раз за разом.

Эта система эффективна везде, где есть:

  • Инициативность участников, которые должны быть мотивированы
  • Измеримость задачи
Фото с сайта autovaz-2114.ru

Фото с сайта autovaz-2114.ru

Использование данного метода подразумевает:

  • Отсутствие формальной иерархии
  • Самомотивацию участников группы

С этими двумя ключевыми моментами во многих белорусских компаниях большие проблемы и пробелы. Создание многофункциональных команд возможно, если решить эти вопросы.

Различия между поколениями становятся все более выраженными

Представители поколения Y, возлагающие большие надежды на персональное развитие, работают бок о бок с сотрудниками, многие из которых откладывают свой выход на пенсию.

Фото с сайта powerbranding.ru

Фото с сайта powerbranding.ru

Отношения между работодателем и сотрудниками поменялись. Это обусловлено потребностями в быстром карьерном росте и гибком рабочем графике. Увеличивается число сотрудников, работающих по контракту и в режиме неполной занятости.

Почти каждый пятый респондент (22%) заявил об отсутствии в его компании лидерских программ для представителей поколения Y.

Фото с сайта office-solutions.ru

Фото с сайта office-solutions.ru

Комментарий эксперта: 

Для Беларуси этот вопрос станет актуальным, когда поколение Y станет играть существенную роль в развитии бизнеса.

Лидерские программы должны разрабатываться с учетом особенностей этого поколения. Сейчас это уже заметно в ИT, розничной торговле, сфере общепита – там, где количество работников моложе 20-25 лет уже существенно. Таким сотрудникам важно:

  • Получение удовольствия от работы
  • Ориентация на быстрый результат
  • Важность общения в социальных сетях
  • Свободный график и неформальность общения
  • Возможность самореализации
  • Поиск наставника, а не начальника.

Со временем подтянутся и остальные сферы.

Полный перевод инструментов и услуг в цифровой формат

Фото с сайта old.newsru.co.il

Фото с сайта old.newsru.co.il

74% руководителей назвали это в качестве основного приоритета в управлении. 59% – переходят на мобильные системы для обеспечения простоты их использования сотрудниками.

Комментарий эксперта:

В Беларуси это будет происходить более активно, когда поменяется отношение со стороны руководителей компании – к функциям HR-подразделения.

Заказчиками изменений должны быть управленцы, которые рассматривают персонал как ключевой ресурс. Именно они принимают решения, будем ли мы все делать «по старинке» (в Ворде или на бумаге) или – тратить время и деньги на перевод в цифровой вид.

Фото с сайта scoopnest.com

Фото с сайта scoopnest.com

Я сам был инициатором внедрения корпоративного портала на базе MS SharePoint в крупной компании (более 600 человек с филиалами по всей Беларуси) для упрощения процессов подбора, адаптации, оценки и развития персонала. На первом этапе главной проблемой было непонимание руководителей цели создания портала и необходимости отвлечения внутренних ИT-ресурсов на проект.Хотя уже через год проект был выдвинут на конкурс «Премия HR-бренд». Как оказалось на практике, управлять, оценивать и развивать сотрудников намного проще, когда все сделано в цифровом формате.

Развивается новая дисциплина «Проектировочное мышление»

Помимо операций и процессов, компании изучают поведение сотрудников.

Фото с сайта buro247.ru

Фото с сайта buro247.ru

Это позволяет принимать меры по более эффективному управлению, разрабатывать приложения и инструменты, которые очень удобны и просты в применении, снижают стресс от работы и помогают росту производительности.

79% опрошенных руководителей рассматривают развитие проектировочного мышления как основной приоритет в 2016. 

Комментарий эксперта:

Средой для появления проектировочного мышления должна быть конкуренция за результативный персонал. Сегодня, из-за кризиса, в большинстве отраслей все наоборот. Такие программы, скорее, сворачиваются. Исключения – ИТ-компании.

Логика остальных: что будем делать, когда тяжело? Больше работать и избавляться от ненужных. Это приводит к обратному эффекту – повышению стресса и снижению производительности. Не нравится – ищи работу или вкалывай здесь.

Второй важной предпосылкой является использование Big Data.

Фото с сайта admin5.by

Фото с сайта admin5.by

Поведение сотрудников изучается на основе собранной информации, решения принимаются исходя из статистики.

В белорусски же компаниях принято, что решения принимаются на основе приказа руководства или в лучшем случае – интуиции.

Не в последнюю очередь это и проблема сотрудников HR-подразделений. Им необходимо учиться планировать свою деятельность на основании статистики и прогнозировать свои действия на основе цифр, а не опыта и личных знаний.

Когда эти проблемы будут решены, руководители белорусских компаний, безусловно, также будут ориентированы на развитие проектировочного мышления.

Очень высокая важность корпоративной культуры

9 из 10 респондентов оценивают важность корпоративной культуры как высокую и очень высокую. 85% говорят, что вопрос вовлеченности персонала важен или очень важен им.

Комментарий эксперта:

Согласен. Корпоративная культура является одной из ключевых причин прихода в компанию и удержания лучших сотрудников.

Вопрос в том, чтобы мы могли измерять и управлять вовлеченностью персонала. Если не проводятся периодические измерения уровня по различным методикам (12Q, NPS т.д.), не принимаются решения на основе этих данных – все лозунги остаются пустыми словами.Отмечу, что в некоторых белорусских компаниях, к сожалению, во время нынешних изменений наблюдается обратный эффект – зачем нам тратить время и деньги на исследование и управление корпоративной культурой, если все и так боятся потерять работу?

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент