Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Менеджмент «Про бизнес» 2 августа 2016

Надо или нет запрещать курение на работе

Фото с сайта picssr.com
Фото с сайта picssr.com

Тренд на занятия бегом, активное использование мобильных приложений по теме «спорт», «здоровье и фитнес», востребованность фитнес-браслетов, а также то, что проблема курения недавно обсуждалась на всю страну, побудили нас задуматься: как белорусские компании относятся к вредным привычкам своих сотрудников. В частности, как они стимулируют отказываться от курения. Вот несколько примеров и комментарии Дениса Гурлени, основателя и руководителя консалтинговой компании Fox Hunt.

Один из ярких примеров: инициатива витебского производителя обуви «Белвест». Компания выплачивает премии тем, кто не курит. Поощряются все: и кто заявил, что бросает вредную привычку, и кто никогда не брал в руки сигарет. За последний год предприятие выплатило в общей сумме около 12 млрд белорусских рублей (сумма указана до деноминации) некурящим сотрудникам. Таких около 2000 человек (50%+ всего коллектива). Программа премирования работает на предприятии уже четыре года.

В требованиях в вакансиях белорусских компаний также можно найти пункты о запрете курения (данные jobs.):

Заведующий складом сырья и готовой продукции, Минск (указанная зарплата от 700 деноминированных рублей). Судя по требованиям, компания ищет сотрудников с определенным складом характера. И курение стоит рядом с другими вредными привычками, которые наниматель не приемлет.

Скриншот с сайта jobs.
Скриншот с сайта jobs.

В вакансии администратора СТО, Барановичи (зарплата 400−500 рублей) указано: «не курить в рабочее время». Объясняется это требованиями корпоративной культуры.

В одном из минских кафе персонал может курить только в определенное время. В частности, в вакансии официанта (зарплата 350-400 рублей) есть вот эти условия:

  • Сменный график
  • Курить строго по времени

Надо или нет запрещать курение в компании: комментарий эксперта

Фото с сайта cherepaha-big.livejournal.com
Фото с сайта cherepaha-big.livejournal.com

— Безусловно, наличие вредных привычек в той или иной степени влияет на работу конкретных сотрудников. Если не говорить об исключительных случаях (например, употребление спиртных напитков на рабочем месте), то самой распространенной из вредных привычек является курение.


Денис Гурленя Руководитель консалтинговой компании Fox Hunt
Денис Гурленя
Основатель и руководитель консалтинговой компании Fox Hunt

С одной стороны, курение негативно сказывается на эффективности сотрудников. Имеет последствия для их здоровья. Частые перекуры влияют:

  • На производительность труда целых подразделений. Известно, что каждый из нас тратит некоторое время на «включение» в рабочие задачи.
  • На вовлеченность сотрудника в решение ежедневных рабочих вопросов. Перекуры вырывают его из производственного контекста.

С другой стороны, «курилка» — место решения важных (и не очень) рабочих задач.

Должен и имеет ли право работодатель контролировать вредные привычки сотрудников?

Это решение конкретного руководителя. Вы можете запретить курить на рабочем месте или же ограничить время перекуров. Однако, как и любое управленческое решение, это действие должно оцениваться с точки зрения последствий.

Идеальное управленческое решение — то, которое двигает Дело вперед, улучшает отношения в коллективе и усиливает авторитет руководителя. Управленцу, принимающему решение об ограничении курения на рабочем месте, важно определиться с целями. Задуматься о последствиях в короткой и отдаленной перспективе, которые могут подорвать и его авторитет, и отношения внутри коллектива. Поэтому в борьбе с вредными привычками сотрудников важно не впадать в крайности.

Приведу два примера:

  • Компания запрещает сотрудникам курить в промежутке с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00
  • Если в офисе есть карточная система контроля рабочего времени, работодатель может отслеживать общее время «перекуров». Мне известна компания, которая отводит на перекуры по 30 минут в день. Выход за этот лимит штрафуется.

В обоих случаях такие решения оцениваются сотрудниками-курильщиками неоднозначно. Они, что называется, терпят. Сказывается ли это на рабочем процессе? Полагаю, что такая вероятность существует. И такие недовольные сотрудники могут быть в зоне риска в категории «лояльность к работодателю».

Фото с сайта igate.com.ua
Фото с сайта igate.com.ua

Плюс ко всему, соблюдение запретов необходимо контролировать.

Отсутствие или недостаточный контроль, «время от времени», может показать сотрудникам с низкой этической планкой, что любое более серьезное нарушение (например, воровство) может быть также оставлено без внимания.

Для контроля необходимо выделять рабочее время отдельного сотрудника, тратить ресурсы на исполнение приказа о запрете курения. Это, на мой взгляд, не совсем рационально.

Можно предположить, что в случае компаний из моих примеров, решения принимались без предварительной подготовки. Не обсуждались с сотрудниками, их причины не прояснялись. Даже благие намерения руководителя и забота о здоровье персонала, без необходимой подготовки, может встретить сопротивление.

Обратный пример — организации, которые поставили заботу о здоровье сотрудников в ранг приоритета. Они создают необходимые условия для добровольного отказа от курения. Поощряют положительные примеры, а не ставят запреты на негативное поведение. Например, мне известны компании, которые предоставляют абонементы в спортивные залы за подтвержденный отказ от курения. В таких компаниях люди, бросившие курить, помогают советами тем, кто еще имеет эту вредную привычку. Одним словом, создается атмосфера и всячески поддерживается ценность здорового образа жизни.

Не забудьте подписаться на наш канал в Дзене.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

https://t.me/probusiness_io

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.