Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Менеджмент
«Про бизнес.» 11 февраля 2015

Александр Самойлов: Если в кризис у вашей компании не будет стратегии – сотрудники могут просто разбежаться

Бизнес-психолог и предприниматель Александр Самойлов рассказал, почему в кризис опасно отказываться от внятной стратегии развития, объявляя единственной целью выживание компании.

Александр Самойлов провел открытый мастер-класс для читателей «Про бизнес."Александр Самойлов провел открытый мастер-класс для читателей «Про бизнес."Александр Самойлов провел открытый мастер-класс для читателей «Про бизнес."
Александр Самойлов провел открытый мастер-класс для читателей «Про бизнес.»

– Когда в бизнесе случается кризис, то первое, что приходит на ум руководителям – сокращать затраты. Многие начинают именно с этого.

Второе, что приходит на ум – отказаться от стратегии дальнейшего развития компании и сузить горизонт планирования до минимального периода. Иногда буквально до одного месяца, обозначив главной целью собирание нужного количества денег к концу этого месяца. Руководителю такой план кажется оптимальным, но что думают рядовые сотрудники?

Ирония заключается в том, что каждый сотрудник уверен в силе и непотопляемости своей компании (иначе он бы тут не работал). Но кроме необходимости заработать деньги, сотрудником движет еще и чувство ответственности за выполняемую компанией миссию (поверьте, что даже, если у компании нет четко сформулированной миссии, каждый сотрудник сформулировал ее для себя сам).

И вдруг с наступлением кризиса руководитель не просто намекает, а явно сигнализирует, что у компании есть проблемы, что главное «собрать деньги на зарплату», а не выполнять миссию, путь к которой лежит через стратегию. В этот момент сотрудник и начинает думать, что делать дальше...

Почему? Потому что каждый руководитель является лидером в своем коллективе. Как известно, для осуществления лидерства нужны 3 составляющие – цель, последователи и изменения. В любой момент времени эти составляющие присущи любой социальной группе. Скорость изменений и цели могут быть разными, но они должны быть всегда. В тот момент, когда руководитель-лидер начинает «программу экономии и собирания денег» он разрывает «лидерский треугольник», убирая одну из его частей. А именно – цель.

В момент отказа от «большой цели компании» у сотрудника начинает «включаться» внутреннее лидерство и появляется своя цель. Очень часто эта цель не совпадает с целью компании.

По этой же причине – утрате общей цели и потере смысла в работе – сотрудники уходят и в «мирное время».

А в кризис такие ситуации встречаются гораздо чаще. Во многих компаниях начинают отказываться от покупки воды в офис, обрезают социальные пакеты и т. д. И основная проблема здесь не в отсутствии воды в кулере, а в том, какими целями все это объясняется. Сотрудников заявления руководства пугают. Сотрудники начинают думать об уходе.

Чтобы этого не произошло, нужен ряд предупреждающих действий, которые помогут предотвратить «закулисные движения» в коллективе, настроить всех сотрудников на работу и главное – сохранить авторитет лидера!

Фото с сайта vasenev.info
Фото с сайта vasenev.info

Итак, что обязан сделать руководитель, если компания сталкивается с трудностями объективного характера:

  • Урезая затраты, постараться не нарушить основные «ритуалы», сложившиеся в компании, которые являются для сотрудников четким индикатором состояния дел. Например, отказ от заказа воды вряд ли поможет значительно сократить затраты, но каждый сотрудник постоянно будет думать о кризисе, ведь пустой кулер – отличное напоминание.
  • Провести общее собрание и обозначить четкий срок выхода компании из кризиса. Да, именно четкий срок, хотя на самом деле руководитель понятия не имеет сам, когда это закончится. Но харизма лидера – это всегда немного мистики. Все не знают, а он знает. Это работает. Сотрудники гораздо дольше остаются с такими лидерами. Помните про «китайскую пытку» каплями воды? Человек может терпеть даже самую сильную боль, когда он знает, сколько нужно потерпеть, но иногда может сойти с ума даже от незначительного дискомфорта, если не знает, когда это закончится.
  • Обозначить новую стратегию компании (все же сохранять старую в кризис будет сложно). Каждому должно быть понятно, для чего сейчас существует и работает компания, какие у нас основные задачи и как мы будем их достигать. Именно достигать, а не барахтаться, пытаясь выжить.

Помните, что главное – сохранить целостность команды и работоспособность бизнеса. Это ваша цель! А дальше нужно выбрать те способы, которые будут целесообразны – максимально сообразовываться с той целью, к которой вы идете сейчас. Действуйте уверенно и с холодной головой.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент