Войти
Менеджмент
«Про бизнес.» 23 февраля 2015

10 правил для менеджера среднего звена, которые помогут не превратиться в самодура

Эти правила, опираясь на собственный опыт, сформулировал наш эксперт, бизнес-консультант Сергей Колесников.

Фото с сайта dw.de
Фото с сайта dw.de

– За свою практически 20-летнюю карьеру в бизнесе мне посчастливилось встретиться с очень многими руководителями среднего и высшего управленческого звена. Управляя, работая над совместными проектами, или просто наблюдая за коллегами-руководителями, я составил список 10 правил, следуя которым, менеджер среднего звена сможет быть эффективным руководителем – работать с пользой для себя, нанимателя и подчиненных.

1. Будь собой

Не строй из себя «крутого менеджера». Будь естественным: таким, каким ты являешься, оставшись наедине с собой. Не играй в обезличенного технократа (для которого люди – часть бизнес-схем и процессов), не делай вид своего в доску парня для подчиненных.

Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе: уважительно, корректно, с душой. Не забывай о том, что твои подчиненные – обычные люди, которые могут ошибаться, делать глупости, быть слабыми, неуверенными, апатичными, деятельными или инертными и т.д. Воспринимай это адекватно.

2. Обостри зрение и слух

Смотри на мир зоркими глазами. Слушай окружение острым слухом. Твое зрение и слух не должны ухудшать ни субъективное восприятие, ни рамки мышления, стереотипы, предрассудки и проч.

Наблюдай за поведением своих подчиненных. То, с каким настроением и как они выполняют работу, общаются друг с другом или с клиентами – говорит очень о многом. Если в твоем подчинении опытные сотрудники, возьми за правило в общении с ними говорить всегда последним и очень коротко.

Пусть люди делятся бесценной информацией, которая тебе поможет видеть картину мира целиком. Учись не только слушать, но и слышать, что они говорят. Это поможет оценивать происходящее с разных точек зрения.

3. Подчинись изменениям, меняйся, меняй

Фото с сайта www.ermember.com
Фото с сайта www.ermember.com

Самым неизменным законом бизнеса последних 10 лет является закон постоянных изменений. С огромной скоростью меняется все: рынок, люди и их потребности, ценности, технологии и т.д. Синхронизируй себя с темпом и направлением изменений в твоей профессиональной сфере (да и не только профессиональной).

При этом будь активным участником процесса изменений. Меняй окружающий мир. Твои подчиненные, смежники, а иногда даже и вышестоящие руководители должны быть втянуты тобой в процесс перемен. И это очень важное правило, ведь нарушая его, ты рискуешь оказаться непонятым и непринятым.

И еще – изменения побуждают к развитию. Развивайся не эпизодически, а постоянно. Меняйся в лучшую сторону. Это не только будет повышать твой профессиональный уровень, но и избавит от типичного для многих страха «а вдруг меня кто-то подсидит».

4. Будь партнером

Выстраивай отношения партнерства. Ты должен стать партнером не только для своих внешних клиентов, но и для сотрудников смежных подразделений. А главное – отношения партнерства следует культивировать и с подчиненными. Партнерство – это взаимная выгода. Это когда ты не только берешь, но и отдаешь.

Руководитель, который только и делает, что указывает пальцем, при этом никак не помогает подчиненным в решении поставленных им задач – не партнер.

Вспомни, когда в последний раз к тебе обращался сотрудник за помощью? Речь не о тех случаях, когда подчиненный хотел на тебя переложить свои задачи или ответственность (такое тоже бывает). Речь о случаях, когда сотрудник нуждался в тебе как в наставнике, как в эксперте, был не уверен и хотел твоей эмоциональной поддержки? Ты удовлетворил эту его потребность. Ты помог ему? Ты показал ему на деле, что готов делиться своими знаниями и навыками? Или ты отмахнулся, ответив: «Разбирайся сам»?

5. Будь деятельным и решительным

Бездеятельность – грех. Ни руководство, ни подчиненные не прощают бездеятельности. Своевременно принимай решения и незамедлительно начинай действовать в соответствии с ними. Также если ты хочешь, чтобы тебя поддерживали и за тобой успевали, очень скрупулезно разжевывай свои решения подчиненным. Особенно тем, на кого опирается твоя власть (они помогут твои решения объяснить остальным).

6. Будь проактивным

Хуже бездеятельности может быть только бестолковая деятельность. Будь проактивен. Делай то, что принесет реальные плоды в будущем. Не делай ради того, чтобы просто делать. И не заставляй подчиненных работать только для того, чтобы занять их мозги и руки.

Все задачи должны в итоге вести к общей цели – прибыли. Объясняй подчиненным, как то, что ты им поручил, влияет на результаты компании, и как это отразится на оценке подчиненного.

7. Доверяй и уважай

Фото с сайта www.haikudeck.com
Фото с сайта www.haikudeck.com

Руководить – это не значит «топтаться по головам». Выстраивай отношения с окружающими людьми на основе базовых моральных человеческих ценностей: открытости, честности, уважения, эмпатии, отваги, доблести, отзывчивости, щедрости и др. Доверяй своим подчиненным. Доверие и уважение – путь лидера.

Излишние манипуляции, хитрость или неприкрытая ложь, безжалостность, отсутствие интереса к чужим мнениям, необоснованная подозрительность – путь тирана.

Я миллион раз слышал фразу «никому ничего нельзя доверить». Эту фразу говорят не руководители, а бездарные начальники, которым бразды правления достались каким-то несправедливым чудом.

8. Развивай философское чувство юмора

Фото с сайта www.clipart.net.ua
Фото с сайта www.clipart.net.ua

Смотри на вещи проще. Улыбка и юмор часто не только сглаживают самые неприятные ситуации. «С улыбкой» решают и серьезные корпоративные проблемы. Все лучшие управленцы обладают отменным чувством юмора.

9. Будь ответственным за себя и за подчиненных

От рядового исполнителя руководитель отличается уровнем ответственности. Если ты не отвечаешь за подчиненных (за их действия, за их результаты), значит ты не руководитель.

Перекладывание ответственности – тяжкий грех. Ты должен спрашивать с подчиненных за результаты их задач. Но никогда в разговоре с вышестоящим руководством ты не должен «подставлять» своих людей («я не виноват, это он накосячил»). Для твоего руководителя, не твой подчиненный совершил ошибку, а ты как менеджер среднего звена не справился с функцией оперативного управления людьми.

10. Окружи себя лучшими

Руководитель не может работать один по определению. Окружи себя теми, кто будет тебя развивать. Не общайся с неудачниками и бездельниками. Пусть в твоем окружении будет немного людей, но все они должны быть отменных качеств – причем как профессиональных, так и личностных.

Фото с сайта www.dusc.ru
Фото с сайта www.dusc.ru

Сейчас много говорится о том, что руководители должны изменить стиль управления с демократического на авторитарный. Это особенно касается бизнесов, которые оказались в глубоком кризисе.

Я бы хотел в этой связи добавить одно: диктатор – это не самодур. Не стоит путать эти разные вещи.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент