Войти
Рынки
«Про бизнес.» 29 июля 2015

Как меняется рынок гостиничных услуг бюджетного сегмента – мнение владельца хостела «Революсьон»

Что произошло с потоками клиентов в гостиничном бизнесе бюджетного сегмента. Как изменения в законодательстве могут повлиять на этот рынок. Рассказывает Юрий Гетман, владелец хостела «Революсьон».

Юрий Гетман. Фото Анастасии БонадровичЮрий Гетман. Фото Анастасии Бонадрович
Юрий Гетман. Фото Анастасии Бондарович
Юрий Гетман. Фото Анастасии Бондарович

– В 2014-2015 рынок услуг хостелов очень развился, на нем появилось много игроков.

Рост рынка не зависел от проведения ЧМ по хоккею, как думали многие. Когда мы открывались в 2013 году, все говорили в спину: «О, к чемпионату готовитесь…». Но мне непонятно, чем вызвано такое мнение – в тот период можно было здорово подняться «с нуля».

Май – и без того горячий сезон, так что ЧМ-2014 прошел как полтора Новых года. Перед чемпионатом открылся еще один хостел. Было много нелегальных квартир, оборудованных под хостелы. Плюс к этому даже квартиры в Чижовке пытались сдать за $800 в сутки.

Что сейчас происходит на рынке

Фото с сайта revolucion.by
Фото с сайта revolucion.by

1. Снизилась прибыль

После декабрьских событий цены в белорусских рублях остались прежними – но, разумеется, снизились в долларах. Наши цены, например, не менялись с марта 2014. 

Несмотря на то, что загруженность хостела не стала меньше, прибыль снизилась более чем на 30%.

2. Изменилась структура туристического потока

  • В прошлом году 60% постояльцев были из России, в этом – хорошо, чтобы их было 25%.
    На рынке был шок в связи с отказами россиян приехать на Новый год. Конкретно нам было проще, поскольку много мест было забронировано корпоративными заказчиками – юниорскими футбольными командами.
  • С другой стороны, туристов из дальнего зарубежья стало гораздо больше. Возможно, на это повлияла маркетинговая стратегия нашего хостела  – о ней я скажу ниже.
  • Украина «отвалилась» практически полностью, турист оттуда – уже единичный случай.
  • Стало меньше организованных групп и больше индивидуальных туристов.
    Раньше к нам часто приезжали по корпоративным заказам – спортивные команды или участники телепроектов. Сейчас бюджеты телеканалов сократились, они либо закрывают проекты, либо уже не обеспечивают проживание. Спортивные команды из ближнего зарубежья уже не могут так активно ездить за границу.

Западные туристы предпочитают общие площадки бронирования – booking.com, hostelworld.сom и т.д.

Россияне очень редко пользуются туристическими агрегаторами. Они бронируют по телефону либо через сайт.

Фото с сайта revolucion.by
Фото с сайта revolucion.by

Перед нами сейчас стоят две цели:

1. Оптимизировать расходы

2. Привлекать туристов

Эти цели взаимосвязаны. Мы не урезали зарплату сотрудникам и не сокращали штат. Качество нашей работы, считаю, со временем растет, а персонал – одна из главных составляющих бизнеса.

Главное, что мы сделали  – перенаправили рекламный бюджет. Мы отказались от контекстной рекламы и сконцентрировались на событийном маркетинге.Теперь в нашем хостеле проходят мероприятия, направленные главным образом на путешественников из Беларуси. Например, астрономическая вечеринка, бесплатные курсы английского Travel English, совместные мероприятия с посольствами, вечеринки посткроссеров. Это активная аудитория, которая может рекомендовать нас своим зарубежным друзьям.

Кроме того, организованные группы из Беларуси быстрее нас заметят благодаря отзывам и публикациям. К слову, хостел – лучшее из малобюджетных мест для большой компании.

Конкуренция с квартирами на сутки

Сейчас в Минске, по моим данным, 5-7 «настоящих» хостелов.

Значительно больше участников рынка, которые позиционируют (рекламируют) себя как хостелы, но по документам являются квартирами на сутки.

Их постояльцам в договоре найма предоставляется «часть жилого помещения во временное пользование».

С экономической точки зрения, хостелы и квартиры на сутки крайне разнятся. Издержки вторых несравнимо меньшие:

1. Арендные ставки жилфонда (к нему относятся «квартиры на сутки») отличаются от коммерческой недвижимости как минимум в 2 раза. К примеру, в прошлом году люди снимали в аренды квартиры в 140-150 м2 недалеко от центра примерно за €1600 в месяц и оборудовали их под хостелы.

Подобных ставок для коммерческой недвижимости в то время не наблюдалось.

Юрий Гетман. Фото Анастасии Бондарович
Юрий Гетман. Фото Анастасии Бондарович

Квартиры на сутки потребляют коммунальные услуги по ценам для населения (по дотируемому тарифу). Например, тариф на отопление примерно в 7 раз ниже, чем положено коммерческому сектору.

Это, пожалуй, единственная сфера, которая пользуется коммунальными услугами не то что по тарифам для юрлиц, но даже не по себестоимости. По данным, которыми я располагаю, зимой прошлого года только на коммунальных платежах квартиры на сутки, которые позиционируются как хостелы, выигрывали около $350 в месяц.

2. Квартиры на сутки  лежат вне правового поля в области санитарных, противопожарных, строительных и прочих норм – если сравнивать их с требованиями,  которые предъявляются к гостинице. Например, собственник квартир на сутки стирает постельное белье самостоятельно, а не отдает его в прачечные. Он также может сказать: «Я не знаю, что здесь с противопожарной безопасностью, костры мы не жжем, все остальное проверяет ЖЭС».

Ближайшая аналогия – общепит и домашняя кухня. Когда хозяйка готовит у себя на кухне, то руководствуется собственными правилами, а для кафе есть целые тома законодательства, которые регулируют процесс приготовления блюд.

Выходит, объекты, которые позиционируются как хостелы, но на самом деле, относятся к жилфонду, спонсируются владельцами гостиничного бизнеса – в том числе и мной.

Что может произойти на рынке в этом году

Фото с сайта revolucion.by
Фото с сайта revolucion.by

Рынок услуг хостелов ждет если не переломный момент, то существенные изменения. Они связаны с двумя нововведениями:

1. Изменения в налоговом кодексе, которые действуют с 1 апреля 2015 года. Они касаются деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся субарендой вообще и «частей жилого помещения» в том числе (речь идет о квартирах на сутки, которые снимаются в аренду и позиционируются как хостелы – прим. «Про бизнес.»).  С 1 апреля они должны были перейти на общую систему налогообложения.

Мне кажется, что многие владельцы квартир на сутки, которые позиционируются как «хостелы», не знали про это нововведение.

2. С июня 2015 года действуют новые правила по сдаче квартир на сутки. Согласно им, необходимо соблюдать норматив в 6 м2 жилой площади на одного постояльца.

Сегодня в подобных хостелах, по моим оценкам, предусмотрено как минимум в два раза меньше площади, чем положено. Вполне возможно, что «квартирные» хостелы теперь станут либо нерентабельны, либо будут работать без изменений и время от времени платить штрафы в судебном порядке.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент