Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Рынки
«Про бизнес.» 4 сентября 2015

Почему наши логистические центры проигрывают зарубежным конкурентам

Как развиваются логистические центры в Беларуси и соседних странах. Как можно решать проблемы наших логистических операторов. Компания «ЭНЭКА» (разработка проектно-сметной документации в сфере логистики, энергетики, промышленности) поделилась анализом рынка.

Фото с сайта ysia.ruФото с сайта ysia.ruФото с сайта ysia.ru
Фото с сайта ysia.ru

Вот несколько выводов об эффективности белорусской логистической системы, которыми поделились авторы анализа:

В Беларуси действует 37 логистических центров (по состоянию на июнь 2015):

Общая площадь складов класса «А» и «В» составляет около 520 тыс. м2, из них:

  • 4020 тыс. м2 –  временного хранения
  • 82 тыс. м2 – таможенные склады
  • 36 тыс. м2 – низкотемпературные склады и холодильники

Для сравнения – площадь логистических центров вблизи Варшавы составляют около 2,6 млн м2, общая же площадь всех ЛЦ в Польше – более 7 млн м2

По госпрограмме было определено 50 земельных участков для строительства и размещения ЛЦ. Вот основные проблемы, которые есть сегодня у белорусских логистических центров.

Высокий уровень ставок аренды

Cтавки аренды складских помещений, евро2

Данные: компания ЭНЭКА
Данные: компания ЭНЭКА


Это связано:

1. С недостатком конкуренции. В Польше, например, предложение превышает спрос, поэтому и ставки в 5-6 раз ниже, чем в Беларуси.

2. В Беларусь фактически не пришли значимые инвесторы-логисты. Логистические центры в основном строились за счет застройщиков (девелоперов) и компаний-резидентов страны, которые работают в сферах: дистрибуция, ритейл, транспортно-экспедиционная деятельность.  Вложив деньги в строительство, белорусские компании пытаются как можно быстрее их «отбить», сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты.Проблема очень высоких ставок аренды будет решена по мере ужесточения конкуренции среди операторов.

Логистические услуги недостаточно развиты

Несколько фактов, которые об этом говорят:

1. Транспортно-логистический сектор в основном представлен компаниями, которые оказывают узкий спектр услуг (транспортно-экспедиционные, складские). Логистические операторы зачастую не обеспечивают комплексности работ.

2. Пока слабо развит рынок 3PL-провайдеров (Third Party Logistics) – логистические услуги, выходящие за пределы простой транспортировки товаров. Например, складирование, перегрузка, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также с привлечением субподрядчиков.

Мировой опыт показал, что логистические операторы 3PL появились вслед за крупными производителями FMCG либо крупными торговыми сетями. В Беларуси количество подобных заказчиков начинает расти.

3. 4PL-провайдеры (Fourth Party Logistics) отсутствую вовсе. Речь идет об интеграции логистики всех компаний, которые вовлечены в цепь поставок грузов заказчика. Планированием, управлением и контролем за логистическими процедурами занимается единый  4PL-оператор.

Фото с сайта tver.bezformata.ru
Фото с сайта tver.bezformata.ru

Недостаточная эффективность логистики

Можно обратиться к методике Всемирного банка, который разработал Индекс эффективности логистики (LPI). Каждая страна оценивается по 6 компонентам:

  • Качество и компетентность логистических услуг
  • Эффективность таможенного и пограничного оформления
  • Простота организации международных поставок товаров
  • Соблюдение сроков поставок грузов
  • Качество торговой и транспортной инфраструктуры
  • Отслеживание прохождения грузов

Несмотря на повышение показателя LPI в течение нескольких лет, рейтинг Беларуси в мировом зачете снижается. Это связано с ростом уровня логистических услуг в других странах.

Позиция Беларуси и соседних стран в Индексе эффективности логистики

Данные Всемирный банк, собственные расчеты компании
Источник: Всемирный банк, собственные расчеты компании

Что можно сделать?

Можно выделить две взаимосвязанные задачи:

Оказывать комплексность услуг

Мировой практика показывает, что, несмотря на широкое распространение, 1PL- и 2PL-операторы уходят с мирового рынка логистических услуг. Поэтому развитие белорусской логистики должно быть направлено на предоставление комплексных услуг – 3PL и 4PL-операторов.

Становление 3PL-операторов происходит за счет развития услуг 2PL-операторов.

Изменить понимание логистики

До сих пор многие руководители под логистикой понимают только контроль работы транспорта, склада и процессов закупки. Это приводит к затовариванию или наоборот – дефициту по востребованным позициям, высоким транспортным затратам.

Мировая практика: логистическая компания выступает в роли специальной службы, которая руководит всеми поставками, связанными с компанией-заказчиком:

  • Управление запасами – планирование закупок партий товара на основании данных от клиента. Иногда нужно и отслеживать уровень потребления товара через торговые точки клиента.
  • Закупки – полный спектр взаимоотношений с поставщиками продукции, который производит клиент. К задачам отдела можно отнести решение вопросов, связанных с сертификацией продукции и таможенному оформлению.
  • Бренд-менеджмент – контроль или коррекция прогнозов поведения той или иной товарной позиции на рынке.

Таким образом, логистическая компания должна сочетать в себе консалтинговую компанию и работу 3PL-оператора в логистике. Это позволит ей перейти на новый уровень и стать 4PL-оператором.

Для реализации этого подхода в логистике, компаниям необходимо передать логистическому оператору на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок. Для многих руководителей это весьма затруднительно. Логистический оператор должен пользоваться доверием заказчика (первоочередной фактор). К сожалению, процесс приобретения деловой репутации может занять не один год.

Кроме того, в своем анализе компания «ЭНЭКА» отмечает, что в Беларуси только 7 логистических центров мультимодальные, то есть имеют подъездные пути для различных видов транспорта. При строительстве новых объектов важно обратить внимание, чтобы центры могли принимать не только железнодорожный или автомобильный, но и авиатранспорт.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент