Войти
Рынки
«Про бизнес.» 13 января 2016

Что нужно знать о франшизах в этом году

Прошлый год стал рекордным по количеству открытых по франшизе международных сетей фастфуда. Какие еще бренды пришли на белорусский рынок и кто может появиться в 2016. Об этом рассказывает Ольга Леонтьева, председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг».

Фото с сайта huffingtonpost.com

Фото с сайта huffingtonpost.com

Какие франшизы пришли в 2015

– В 2015 году франчайзинг стал очень популярным бизнес-инструментом. В первую очередь – благодаря открытию первых точек известных международных сетей, в том числе фаст-фуда.

HoReCa. На белорусский рынок пришли Burger King, KFC, Baskin Robbins, Dominos Pizza, Sbarro. Это было ожидаемо: владельцы франшиз давно заявляли о начале переговоров по открытию франчайзинговых точек в Беларуси. Большинство из этих брендов зашли к нам через российских правообладателей, которым были переданы права на развитие сетей в нашей стране. Бурное развитие именно этого сегмента мы объясняем так:

  • С одной стороны, у нас явно просматривалась незанятая ниша
  • С другой – данный сегмент неплохо чувствует себя и в кризисные периоды, что не накладывает особых ограничений по времени выхода на рынок
Фото Анастасии Бондарович

Фото: Анастасии Бондарович, probusiness.by

Также по франшизе начали свою работу отели сетей Hilton и Marriot.

Розничная торговля. Несмотря на общее снижение активности в сфере розничной торговли, новые франшизы появились и в этом сегменте. Например, в 2015:

  • В Минске появился известный итальянский бренд Tosca Blu (обувь, сумки, кожаная галантерея)
  • В Гродно открылась франчайзинговая точка известного еще с советских времен латвийского косметического бренда Dzintars.

В целом в розничной торговле сохраняется тенденция открытия иностранных сетей именно через франшизы.

Сфера услуг. В сфере услуг можно выделить мощное развитие сети фитнес-клубов американского бренда FitCurves: за 2,5 года владельцы мастер-франшизы, развивающие сеть в нашем регионе, открыли со своими франчайзи более 25 клубов по всей Беларуси.

Фото со страницы FitCurves Україна на ok.ru

Фото со страницы FitCurves Україна на ok.ru

В 2015 году активность в покупке франшиз проявили компании, управляющие торговыми центрами – так они решают вопрос с наполняемостью ТЦ и ТРЦ.

Понимая, что заполнить торговые площади сегодня очень сложно, арендодатели сами покупают франшизы и размещают их на своих же свободных площадях.

Причины отказа во франшизах

Одним из самых ожидаемых выходов остается сеть закусочных Subway. Много заявок от белорусских инвесторов на нее уже поступило, но в 2015 году выход на белорусский рынок этого  бренда так и не состоялся. Основной тормозящий момент – юридический.

Фото с сайта reddit.com

Фото с сайта reddit.com

Если говорить в целом о причинах отказов от покупки франшизы (как со стороны правообладателя, так и со стороны потенциальных франчайзи), то можно выделить 2 основные причины:

1. Отказ самого правообладателя от планов выхода на белорусский рынок. В первую очередь – из-за плохой оценки территории для развития бренда/отсутствия возможностей для полноценной поддержки франчайзинговых объектов.

Важную роль здесь играют компании, занимающиеся поиском и одобрением/сертификацией местных производителей.

2. Отсутствие права на развитие франшизы. Зачастую покупатели обращаются за покупкой к компаниям, которые не имеют прав в отношении нашей территории. В прошлом году несколько сделок не состоялось как раз из-за того, что при заключении договора или обращением за его регистрацией выяснялось, что компании, продающие франшизу, не имеют прав на развитие сети в нашей стране. Пример. Белорусская компания обращается к российскому обладателю американской франшизы, где прописаны ее права на развитие бренда в «странах Восточной Европы». По идее, подразумевается, что Беларусь туда тоже входит. Но по итогу оказывается, что нашей страны в списке планов развития нет.

В данном случае мы рекомендуем потенциальным франчайзи не только исследовать принадлежность прав на первом этапе переговоров, но и запрашивать подтверждающие документы.

Фото с сайта alenmed.ru

Фото с сайта alenmed.ru

Франчайзинг белорусских компаний

Развивался в 2015 и национальный франчайзинг. Белорусские франшизы представлены сегодня почти во всех сегментах – розничной торговле, общепите, услугах.

1. Активно используются белорусские франшизы в сегменте мелких торговых объектов. Например:

  • Кофе на вынос «Кофе Саунд» пополнились на 8 франчайзинговых точек за последние полгода
  • Точки по продаже шоколадных изделий ChocoArt – сейчас 7 франчайзинговых объектов

2. В России и Беларуси открылись 2 франчайзинговые точки в сети нового белорусского бренда Navy (дизайнерская одежда).

3. Продана первая франшиза белорусской сети Pizza Smile.

Фото с сайта pokatashkin.com

Фото с сайта pokatashkin.com

4. Сеть туристических агентств Oranjet имеет уже 8 франчайзинговых объектов.

5. Продолжается развитие франчайзинговой сети детских развивающих центров «Лесенка» – сейчас она насчитывает 9 франчайзинговых точек.

Белорусские франшизы наиболее востребованы там, где нужны небольшие инвестиции и необязателен опыт в бизнесе. Для начинающего предпринимателя белорусская франшиза – это хороший вариант начать бизнес, т.к. можно получить полную поддержку – как по открытию точки, так и по всем остальным аспектам ведения бизнеса. Особенность нашей местной франшизы для национального покупателя –  покупая ее, вы получаете полное сопровождение – с конкретными рекомендациями и советами. Покупая же, например, американскую, вы приобретаете только концепцию. Помощь со стороны правообладателя будет минимальной. И не потому, что он не хочет помогать. Скорее – просто не владеет тонкостями местного законодательства и особенностями ведения бизнеса на нашем рынке.

Многие такие моменты просто не учитываются иностранными компаниями, которые продают франшизы. 

Пример. К нам недавно обратились потенциальные покупатели российской франшизы – мобильные центры по отбеливанию зубов. В России эта процедура является косметической, поэтому пакет документов требуется минимальный. У нас же это – медицинский вид деятельности, т.е. подлежащий лицензированию. Эта процедура (получение лицензии) полностью ложится на покупателя франшизы.

Фото с сайта fedelwhite.ru

Фото с сайта fedelwhite.ru

Стоимость франшиз

Стоимость франшиз сильно варьируется в зависимости от отрасли и степени известности бренда.

  • Минимальная сумма инвестиций начинается от $3 000-10 000. За эти деньги можно, например, открыть точку по продаже кофе на вынос или детский развивающий центр. Причем сама стоимость франшизы может составлять около 30-50% от общих первоначальных затрат.
  • Брендовый магазин обойдется гораздо дороже: в среднем от $50 000 до $300 000-500 000.
  • В общепите стоимость франшизы может варьироваться от $5 000-10 000 до $100 000-150 000 за эксклюзивные права.
  • Особенностью розничной торговли является то, что платежей за приобретение франшизы не выставляется. Покупатели платят только роялти.
Фото с сайта koko.by

Фото с сайта koko.by

Чего ждать в 2016

Несмотря на наполнение рынка известными международными брендами, возможностей для развития остается много.

Общепит. Интерес к белорусскому рынку уже проявили несколько не очень известных американских сетей: Lord of Wings, El Chico, Silver Fox. Они начали активный поиск партнеров в нашей стране. Возможно, заведения будут открыты уже в этом году.

Интернет-бизнес. Очень велик интерес к франшизам в этой сфере.

Товары и услуги для детей. Они сейчас – среди наиболее популярных отраслей.

Мы прогнозируем, что франшизы в этих областях будут покупаться в этом и последующих годах наиболее часто.

В связи с открытием новых крупных торговых объектов можно ожидать появления и новых известных франшиз – в основном в сегменте розничной торговли.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент