Войти
Рынки
«Про бизнес.» 16 января 2016

«Кухня» покупки франшизы – детали раскрывает управляющий минским Baskin Robbins

В 2015 в белорусский ресторанный бизнес пришли сразу несколько международных франшиз. Одна из них – американский Baskin Robbins. Какие условия бренд выдвинул белорусским партнерам, и в чем особенности покупки его франшизы. Об этом мы спросили Геннадия Ковалева, управляющего компанией БаРо Арена (владелец минского кафе Baskin Robbins).

Фото из личного архива Геннадия КовалеваФото из личного архива Геннадия КовалеваФото из личного архива Геннадия Ковалева
Фото из личного архива Геннадия Ковалева

– Покупка франшизы у Baskin Robbins была для нас очень логичной. Наша компания – крупный ресторанный холдинг (28 кафе и ресторанов по всей Беларуси – прим. «Про бизнес.»). Открывать подобные заведения опытным игрокам рынка, конечно, значительно проще.

Геннадий Ковалев

Геннадий Ковалев

Управляющий БаРо Арена

И на рынок франшиз мы засматривались давно. Анализировали, выбирали. Посетили много франчайзинговых выставок, провели массу переговоров со многими иностранными брендами. Но остановились в итоге именно на Baskin Robbins. По ряду причин:

  • Этот сегмент (кафе-мороженое) очень мало представлен на белорусском рынке
  • Нас утраивали условия, выдвигаемые брендом
  • Это очень позитивный бизнес – и я искренне так считаю

На самом деле переговоры о покупке франшизы Baskin Robbins с ее держателями велись еще за год до ее покупки. Еще в 2014 мы уже практически договорились, осталось провести оплату. Но за день до подписания контракта в Беларуси ввели налог на покупку валюты в 30%.  Т.к. бизнес предполагал тесное взаимодействие с Россией, оплаты в валюте – это стало бы серьезным препятствием для нас. Поэтому от контракта пришлось отказаться. Вернее, взять паузу. К разговору вернулись в середине 2015. В августе 2015 купили франшизу (на 5 лет), 12 декабря – открылись.

Фото из личного архива Геннадия Ковалева

Фото из личного архива Геннадия Ковалева

Конечно, открываться в кризис – очень рискованно. Но легкого времени вообще не бывает. А кризисный период тоже имеет свои плюсы: это классное время оптимизировать свой бизнес и показать, кто на самом деле сильный игрок на рынке. Именно в это время становится понятно, кто хорошо вел свой бизнес, а кто – плохо.

Какие условия выдвинул Baskin Robbins

Все предварительные переговоры по покупке франшизы проходили в Москве, где расположен франчайзинговый отдел Baskin Robbins и один из их заводов – крупнейший в Европе.

Фото из личного архива Геннадия Ковалева

Фото из личного архива Геннадия Ковалева

После подписания контракта компанией выдается огромная «книга требований»: там прописано абсолютно все – от внешнего вида официанта и расчета его зарплаты до того, как правильно накладывать и подавать мороженое.

Место. Требования у Baskin Robbins, как и у любого мирового бренда, очень четкие. В том числе по месту открываемой точки. Но в нашем случае особенность заключалась в том, что мы отлично знакомы с местным рынком. Наработанный опыт и налаженные контакты позволили нам самим подобрать помещение и выйти с конкретным предложением на обсуждение. То есть в основном получалось так, что не мы подстраивали свое предложение под требования франчайзера, а мы предлагали – они соглашались.

Формат. У Baskin Robbins есть несколько форматов:

  • Точка на фудкорте
  • Кафе-аквариум
  • Отдельно стоящее кафе
  • Остров (с посадочными местами или без)
Фото с траницы Баскин Роббинс в vk.com

Фото со страницы Баскин Роббинс в vk.com

Для себя мы пока выбрали небольшой формат фудкорта – оптимальный для первого этапа.

Персонал. По правилам Baskin Robbins каждый управляющий перед открытием торговой точки должен пройти двухнедельное обучение в Москве. Для меня это было очень интересно. Завод поразил своими масштабами и подходом к делу. Помимо изучения продукта и технологии производства, мне пришлось пройти все этапы этого бизнеса – от склада до обслуживания гостей и уборки.

По одному из требований, точка не может начать свою работу, пока не будет набран и обучен весь персонал. Поэтому на нас лежали задачи:

  • Набрать персонал – приглашали людей из своей же команды (из других заведений компании)
  • Обучить его минимальным навыкам – работе с кассой, например
  • Обучить стандартам обслуживания – это мы делали уже по собственной инициативе, на основании разработанной нами программы
Фото с сайта mozartwine.com

Фото с сайта mozartwine.com

А за неделю до открытия точки приехали специалисты Baskin Robbins и провели уже свое обучение персонала на месте.

Реклама. У Baskin Robbins есть требование – выделять не менее 1% от оборота на рекламу. Виды и способы продвижения мы выбираем сами: анализируем эффективность и предлагаем им. Конечно, с их стороны первое время тоже были какие-то советы. Приходилось согласовывать многие вещи. Например, образцы флаеров. Но постепенно, видя, что мы усвоили их стандарты, они начинают доверять нам делать все самостоятельно. Все-таки отсутствие постоянных согласований значительно ускоряет маркетинговую активность.Мы планируем сконцентрироваться на Интернете как на канале продвижения. Тем более, уже успели его проверить: основное информационное поле, связанное с открытием нашего первого кафе в «Арена-Сити», было создано именно в Интернете. И, по-моему, получилось здорово.

Планируем продвигаться в социальных сетях. Пока есть только небольшая группа в Instagram, но это вопрос времени – будем присутствовать и в других сетях.

Вести группы пока планирую сам. Мне кажется, что сейчас это будет гораздо эффективнее, чем привлекать кого-то из сотрудников или сторонних специалистов – никто лучше меня не знает этот бизнес изнутри. К тому же мне это просто нравится.

Возможно, со временем, когда процесс будет поставлен, передам эту функцию кому-то из команды. Но точно не на аутсорсинг: уверен, что этим вопросом должен заниматься человек, который видит, что происходит в компании каждый день.

Фото с сайта civil.by

Фото с сайта civil.by

Кто может купить франшизу

Вообще считается, что эта франшиза подходит для всех. Даже тем, кто с ресторанным бизнесом (да и и с бизнесом в целом) не знаком вообще. Но я придерживаюсь другого мнения. Если ты не знаешь всех нюансов и тонкостей – выходить на этот рынок значительно сложнее. Как минимум потому, что в нашей стране довольно строгие требования, а все вопросы решаются долго и сложно...

Специалисты, которые сидят в московском офисе и разрабатывают технические регламенты, не всегда учитывают, что по требованиям нашей СЭС (санитарно-эпидемиологической службы), например, в кафе обязательно должны быть душевая, санузел, гардероб – и в строго отведенных местах. Поэтому просто не прописывают их. А покупателю франшизы, плохо разбирающемуся в этих нюансах, со всем этим придется столкнуться. Заморочек у нас очень много. И, зная их изнутри, пройти через это гораздо проще. Опыт в этом деле крайне важен.

Фото с сайта culinart.ru

Фото с сайта culinart.ru

Хотя за покупателями франшизы закрепляется менеджер, с которым можно советоваться по любому бизнес-процессу.

Инвестиции и ожидаемая рентабельность

Помимо стоимости самой франшизы, остальные затраты по открытию были связаны с:

  • Арендой помещения
  • Закупкой оборудования (часть его обязательно закупается у Baskin Robbins)
  • Установкой оргтехники, серверов
  • Набором персонала
  • Рекламой
  • Первым заказом

Первый заказ при открытии точки – это одна из самых затратных частей. Она составляет около 30% от всех первичных инвестиций. Это не только само мороженое, но и фирменная посуда (которую тоже нужно покупать у Baskin Robbins). Учитывая премиальность бренда, стоит все это довольно дорого. И покупать сразу нужно много, т.к. пока не настроена логистика, ездить постоянно в Москву, да еще за таким специфическим продуктом как мороженое – проблематично.

Фото с сайта mail.ru

Фото с сайта mail.ru

В условиях покупки франшизы указан предполагаемый срок окупаемости точки – 9-18 месяцев.

Надеюсь, что мы уложимся в крайнюю цифру. Для такой небольшой точки это нормальный срок. Но учитывая изменяемость нашего рынка и сезонность продукта, давать точные и долгосрочные прогнозы я пока не берусь. Просто хочется верить.

Конкуренция

Рынок мороженого в Беларуси представлен очень слабо. Есть пару игроков, но мы хорошо их знаем. Сам ходил и пробовал продукт каждого. Но Baskin Robbins – это все-таки другого масштаба бренд, другого уровня продукт. Поэтому говорить о конкуренции сложно.

Другой вопрос, что мы не единственные покупатели франшизы.

Купить мастер-франшизу [эксклюзивные права на представление фрачайзера на определенной территории] нам, к сожалению, не удалось.

Фото с сайта baskin-robbins.tam.by

Фото с сайта baskin-robbins.tam.by

Мы знакомы с учредителем первой белорусской точки по купленной у Baskin Robbins франшизе. Сами ездили в Витебск, общались, налаживали контакт. Но конкурентом мы их считать не можем – слишком далеко находимся. Для нас общение с первым франчайзи Baskin Robbins было просто одним из этапов принятия решения по покупке франшизы – хотелось убедиться на чужом опыте, как работает с покупателем сам франчайзер. И отзывы были хорошими.

По поводу нашего присутствия в регионах с Baskin Robbins говорить пока рано. Предложения есть, лучшие мы рассматриваем. Но пока относимся к ним с большой осторожностью. Сейчас надо меньше рисковать и больше продумывать каждую деталь.

Планы развития

В наших обязательствах – открытие 3 точек в течение 5 лет действия франшизы. Первая уже открыта, вторую планируем открыть в ближайшее время. С третьей тоже не хотели бы тянуть.

Помимо продажи мороженого планируем развивать новое направление – изготовление и доставка тортов из мороженого на заказ. В Москве такая фишка есть давно. И какое-то время Baskin Robbin были единственными, кто такую услугу предоставлял. У нас пока такого нет вообще.

В нашем кафе есть стандартные торты, разработанные в Америке и привезенные готовыми из России. Но мы хотели бы делать собственный продукт. Уже получили одобрение от Baskin Robbins и направили кондитера-декоратора на обучение в Москву.

Фото с сайта yell.ru

Фото с сайта yell.ru

Я возлагаю на этот бизнес очень большие надежды. Возможно, потому, что мне искренне нравится бренд и атмосфера, которую он создает вокруг себя. Я первые 10 дней после открытия сам стоял за прилавком с ребятами. Смотрел, как все работает, общался с покупателями. И для меня очевидно: люди приходят в такие места за позитивом – это видно по их лицам.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент