Войти
Рынки
«Про бизнес.» 3 мая 2016 1

Кофейных автоматов стало слишком много. Выгодно ли сейчас заниматься вендингом

За последний год в Минске появилось сразу несколько новых видов вендинговых услуг – например, продажа цветов, распечатка фото из Instagram. Мы посмотрели, что сегодня происходит в этом виде бизнеса, а потом выслушали мнение эксперта.

Фото с сайта citydog.byФото с сайта citydog.byФото с сайта citydog.by
Фото с сайта citydog.by

Полтора года назад, когда стаканчик кофе в вендинговом аппарате стоил 5 000-7 000 белорусских рублей, мы опубликовали материал на тему выгодно ли заниматься вендинговым бизнесом.

Сегодня цена стаканчика кофе выросла до 10-15 тысяч. За последний год, по нашим наблюдениям, вендинговых аппаратов стало больше и по количеству, и по видам товаров и услуг, которые они продают. Например, появились автоматы:

  • По продаже цветов
  • С услугами по распечатке фото из Instagram 

В Минске также работают (помимо аппаратов по продаже кофе, напитков, сладостей, игрушек, алкотестеров и оптических линз) детские аттракционы, массажные кресла, автоматы для  ксерокопий и моментальных фото, автоматические автомойки.

Мы посмотрели, что происходит в вендинговом бизнесе сегодня, и выгодно ли им заниматься.

Себестоимость и окупаемость

Чтобы узнать себестоимость аппарата с кофе, мы воспользовались калькулятором, размещенным на сайте компании «Проксимавест» (дистрибьютор вендинговых аппаратов и ингредиентов).

Вот вводные данные.

Данные: proximawest.by

Данные: proximawest.by

Вот данные о себестоимости стаканчика напитка, в белорусских рублях при количестве продаваемых стаканчиков – 30 в день.

Данные: proximawest.by

Данные: proximawest.by

Итого:

Также мы посмотрели, какие расчеты заявляет вендинговая компания, которая занимается в Минске продажей и обслуживанием аппаратов Pictagram.

С их помощью можно мгновенно распечатать фотографии из Instargam:

Фото с сайта pictagram.by

Фото с сайта pictagram.by

По данным, которые размещают вендинговые компании, видно – сроки окупаемости аппаратов небольшие.

Но как вендинговый бизнес работает на практике? Вот мнение эксперта:

Выгодно ли сегодня заниматься вендингом

– Этот бизнес условно можно отнести ко «второму эшелону». Это даст возможность почувствовать, что такое собственный бизнес, как он работает.

Дмитрий Фицнер Эксперт в сфере вендингового бизнеса

Дмитрий Фицнер

Эксперт в сфере вендингового бизнеса

Но все-таки стоимость оборудования достаточно весомая. Приведу в пример стоимость аппаратов по продаже газированной воды. 2 года назад я начинал это вендинговое направление в Минске с нуля:

  • Цена б/у оборудования – от $1 000, в зависимости от степени изношенности
  • Цена нового – $2 500-$5 000 и выше. В зависимости от производителя и страны производства

1. Сложности. Самый плохой ход: сначала привезти оборудование, а потом начинать искать места для него. Сначала надо протестировать – насколько ваша услуга «интересна» потребителям.

Будет ли хорошая обратная связь о спросе от торговых центров и других площадок.

Я уже сталкивался со случаями, когда вроде и торговый центр известный, и место неплохое, и все грамотно подобрано. Но не работает.

Фото: TUT.BY

Фото: TUT.BY

И приходится, скрипя зубами, искать новое место. Может быть, в этом же торговом центре.

Бывали случаи, что приходилось по 4 раза переставлять оборудование с места на место, чтобы найти оптимальный трафик в ТЦ.Да и сами по себе места в торговом центре ограничены. Арендодатель говорит: «вы можете расположить аппарат только здесь, и больше нигде». И ты либо соглашаешься, либо нет.

2. Формирование себестоимости. Самая тяжелая переменная и в кофейном, и в «газировочном бизнесе»: величина арендной ставки. Пресловутый квадратный метр, о котором надо договариваться с арендодателем. Крупные площади в сотни метров отдают по цене €10-20 за квадрат. Мелкий формат, к которому причисляют вендинг, «отдают» в коммерческих объектах по $100 или €100 за метр в месяц. С предоплатой.

Фото с сайта сitydog.by

Фото с сайта сitydog.by

Была надежда, что в связи с кризисными явлениями арендодатели пойдут на послабления. Но я скажу точно – в мелком формате аренду не снижают. Общался с самыми крупными и известными ТЦ – отклика не нашел. На все аргументы ответ один: не планируем.

Эта переменная влияет в принципе на работу и на уровень цен. Стаканчик напитка сегодня стоит 10 000 рублей – меньше не видел.

Важно учитывать и амортизационный период. В автомате газированной воды он составляет 3-5 лет. Стоимость аппарата ты распределяешь соразмерно этим 5 годам и определяешь, сколько она занимает конкретно в каждом стакане проданного напитка.

Кроме того, в себестоимость в моем примере закладывается:

  • Вода
  • Сиропы для приготовления напитка
  • Углекислый газ
  • Одноразовый стаканчик

Понятно, что все издержки закладываются в стоимость продукта.

Фото с сайта сitydog.by

Фото с сайта сitydog.by

3. Объемы продаж. В нашем бизнесе ориентируются на продажи от 30 стаканов в день. Это тот объем, который заслуживает внимания и позволяет бизнесу существовать. Если ниже: рекомендую искать для аппарата новое интересное место.

4. Емкость рынка. По автоматам с газированной водой до насыщения очень-очень далеко. В Минске их порядка 40. Знаю точно, т.к. имел отношение к их поставкам. Сейчас оборудование начало перепродаваться, возник вторичный рынок.

Еще около 10 аппаратов – на периферии.

А вот по кофейным аппаратам рынок уже близок к насыщению – счет идет на сотни.Бизнес на кофейных автоматах разросся сегодня лучше всех.

5. Затраты на обслуживание. В этом сегменте бизнеса в основном владельцы сами занимаются обслуживанием аппаратов.

Нанимать персонал можно, когда бизнес дорастает до 15-20 точек, особенно если они сосредоточены не только в одном городе.

Фото с сайта realbrest.by

Фото с сайта realbrest.by

6. Перспективы. Сейчас найти место, где будет продаваться больше 30 стаканов напитка в день, достаточно проблематично.

Появилось очень много мест в формате кофе-поинтов – кофеен, где можно ненадолго задержаться, присесть и выпить чашку-другую кофе.

Сегмент работает на грани рентабельности. Сказывается и высокая арендная ставка, и падение спроса.Чтобы увеличивать торговую сеть, надо покупать оборудование – привлекать финансирование, или каждый раз отвлекать средства от текущих доходов. В плане масштабируемости это не очень привлекательный бизнес. Это не ИТ.

При этом в процессе общения с вендорами я вижу, что они присматриваются к разным направлениям: автоматы по продаже колготок, «инстаматы», через которые можно выйти в Instagram и выложить фото.

Новые направления появляются волнами.

Люди тестируют нишу – и она либо дает отдачу, либо нет.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Андрей Суворов12.05.2016

Я работаю в компании Business Asset Exchange http://business-asset.com/by/ и могу сказать, что сейчас многие предприниматели продают свой вендинговый бизнес сразу с местами, т.е. при покупке вам уже не придется бегать по городу в поисках точек для размещения, если только сами не захотите переместить аппараты в другое место.

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент