Войти
Рынки
«Про бизнес.» 17 июня 2016 1

Как отстраиваются сегодня от конкурентов белорусские агроусадьбы, чтобы выжить

Агротуризм – сфера бизнеса, которая поддерживается государством. Но на фоне общего спада покупательской способности, она сейчас тоже переживает не лучшие времена. Какими способами хозяева агроусадеб решают эту проблему и как отстраиваются от конкурентов. Мы провели свой опрос.

Усадьба «Вераги». Фото из личного архива Марии БутькоУсадьба «Вераги». Фото из личного архива Марии БутькоУсадьба «Вераги». Фото из личного архива Марии Бутько
Усадьба «Вераги». Фото из личного архива Марии Бутько

О том, как сейчас обстоят дела в бизнесе, связанным с агротуризмом, мы спросили у его представителей – своим мнением с «Про бизнес.» поделились владельцы агроусадеб «Вераги», «Ласточкино гнездо» и «Людмила».

Мария Бутько

Мария Бутько

Усадьба «Вераги»

Кто мы. Нашей усадьбе в августе будет 7 лет. Бизнес начался с указа о развитии агротуризма.

Направление показалось перспективным, тема – близкой, и проект постепенно вырисовывался. Разумеется, были свои сложности.

Создание агроусадеб изначально было очень хаотичным. Нужно было продумать и организовать систему проживания, питания и обслуживания гостей, учесть многие моменты. Например, белорусскую самобытность. Ведь изначально все агроусадьбы создавались именно с этой целью: показать, как живут жители сельской местности, научить людей, например, взбивать масло, кататься на лошади, угощать блюдами из печи.

К тому же, мы обязательно должны были соблюсти все санитарные, пожарные условия, требования безопасности.

Фото из личного арзива Марии Бутько

Фото из личного архива Марии Бутько

Это семейный бизнес. Отец, хозяин усадьбы, контролирует процесс, занимается развитием усадьбы. Мама, работая в туристической фирме, иногда «подбрасывает» клиентов. Мой брат работает с гостями непосредственно в усадьбе, решает все текущие вопросы. Я занимаюсь рекламой, работой с клиентами, организацией мероприятий. И есть пару рабочих, которые следят за домом, отвечают за его состояние и уборку.

Что сейчас происходит в бизнесе. Если говорить про сезонность: с потоком клиентов с апреля по сентябрь у нас проблем особых нет, самый «мертвый» период – это октябрь-ноябрь и февраль-март.

Если говорить про ситуацию в целом, то, конечно, мы ощущаем серьезный спад по спросу на наши услуги. Например, раньше основным нашим клиентом были россияне. Сейчас им стало дешевле отдыхать у себя на родине. Есть иногда заказы – в основном Москва, Питер и Смоленск. Но, конечно, значительно меньше. Редко, но бывают иностранные гости. Мы принимали китайцев, иранцев, итальянцев.  

Клиенты. Есть отдельные категории, которые нас особенно «любят». Например, байкеры, фитнесс-группы, которые проводят выездные мероприятия.

А в целом, наши клиенты – это люди в возрасте от 24 до 45 лет, среднего достатка, которые могут позволить себе отдохнуть или отпраздновать какое-то событие с комфортом. Но у нас своя специфика – например, своя кузня, антикварные вещи, которые мы показываем гостям. В отношении шумных компаний, желающих только «повеселиться», у нас позиция довольно жесткая. На запросы в духе «нужен дом с бассейном и сауной, бильярдом и музыкой на сутки» мы вежливо отвечаем, что все занято.

Как оптимизируем бизнес.

  • Мы оптимизировали количество персонала. С самого начала у нас работало 8 человек. Но со временем мы поняли, что главное не количество, а качество. И четкое разделение обязанностей. Сейчас у нас в команде 3 человека, они работают постоянно и, если надо, привлекают других
  • В связи с кризисом мы снизили цены. Тенденция в этом бизнесе такая: кто сбросил цены – тот и работает. Именно поэтому количество клиентов у нас не снизилось, а даже слегка увеличилось, просто изменилось их качество – люди стараются не шиковать

Продвижение. Ситуация с агроусадьбами в плане рекламы и продвижения неоднозначная. С одной стороны, мы понимаем, что должны присутствовать в Интернете, с другой – лучше всего работает «сарафанное радио». Около 60% наших гостей – это люди, которые слышали о нас от друзей, видели где-то фотографии.

Фото предоставлено Марией Бутько

Фото предоставлено Марией Бутько

Тем не менее:

  • Размещаемся на порталах типа relax.by и holiday.by
  • Создали свой сайт
  • Начали продвигаться в социальных сетях. Instagram используем для поддержания образа и проведения акций
  • Вкладываем в контекстную рекламу
  • Создали предложения на booking, airbnb, tripadvisor

Финансовая ситуация. Наши финансовые ожидания оправдались на данный момент процентов на 45, на уровень рентабельности пока мы так и не вышли. Но этому есть простое объяснение: мы постоянно развиваем усадьбу и каждый год вкладываем в нее средства. Например, в строительство беседки, в оформление озера и пляжа, в расширение территории.

Прогнозы. Отрасли есть куда развиваться. И нам, конечно, тоже. Нужно постоянно расширять спектр услуг, предлагать людям что-то совершенно новое и в интересном формате, работать с гостями, не лениться. Мы, например, не раз принимали иностранцев: учили их играть на трещотках, париться в бане с веником и окунаться в прорубь. Проводили тимбилдинг для одной компании в стиле кулинарного поединка. Главное – ничего не бояться и видеть возможности во всем.

Лариса Куренная

Лариса Куренная

Усадьба «Ласточкино гнездо»

Кто мы. Наша усадьба расположена в 25 км от Минска, в Мядельском направлении. Работаем уже 4 года. Изначально усадьба строилась для себя и для многочисленных друзей. Строительство велось своими силами и длилось около 2-х лет. Затем пришла идея сделать из этого бизнес.

Усадеб сейчас много. Чтобы выбрали именно тебя – нужно выделяться. Мы с самого начала определили свое отличие: наша усадьба – с грузинским колоритом. Семья, управляющая усадьбой – грузины, все работники усадьбы тоже грузины, многие из них говорят только на грузинском.

Кроме того, мы определили такой формат для гостей: отдых в течение дня на территории усадьбы бесплатный, гости оплачивают только питание. Мы выращиваем собственные фрукты и овощи, готовим национальные грузинские блюда. Например, многим очень полюбились наши хачапури.

«Ласточкино гнездо» – семейный бизнес. Хозяйка, муж и дети – задействованы все. Из работников – повар и люди, ухаживающие за территорией, теплицами и гостевыми домами. Работники проживают на территории усадьбы, для них есть специальный жилой блок.

Фото с сайта relax.by

Фото с сайта relax.by

Клиенты. Многие наши гости – грузины. Как те, кто живет в Беларуси, так и приезжие. Приезжают из Франции, Греции, Америки. Часто ездят семьями на регулярной основе. Гостей мы принимаем практически каждый день.

Финансовая ситуация. Нельзя сказать, что усадьба себя окупает. Пока все доходы идут на:

  • Зарплату работников
  • На текущие расходы: покупку газа, дров
  • На модернизацию усадьбы: постоянно нужно покупать саженцы деревьев, семена, цветы, посуду вместо разбитой

В среднем раз в три года мы освежаем интерьер. Основная цель этого бизнеса – удобное место для себя и для приема гостей. Налоговая льгота – это, конечно, положительный момент в нашем бизнесе. Это дает стимул развивать индустрию гостеприимства в сельской местности. Но если бы у нас не было другого бизнеса, то начинать этот мы бы сейчас не стали.

Продвижение. Большинство клиентов – постоянные и знают о нас давно. Также размещаем рекламу на порталах relax.by и holiday.by, есть свой сайт.

Прогноз. Данный рынок перспективный, однако требует больших вложений в инфраструктуру, поддержания ее на должном уровне. Возможно, в будущем, в случае увеличение потока туристов, в том числе иностранных, сфера будет приносить больший доход, чем в настоящее время.

Людмила Захаренко

Людмила Захаренко

Усадьба «Людмила»

Кто мы. Усадьба расположена в 3 км от Минска. Территория – 0,17 га. Работаем почти 9 лет, с 2007 года.

Решение начать свое дело было принять просто – очень «вдохновила» поддержка государства. Кредит не брали, все строили своими силами, постепенно, одно за другим.

Фото с сайта divit.by

Фото с сайта divit.by

Усадьба – семейный бизнес. Хозяин занимается ремесленной деятельностью и организационными вопросами, жена – готовкой и зоогостиницей, сын помогает во всем.

C первых дней усадьба состоит в ОО «Отдых в деревне», а недавно была включена в «кулинарный маршрут».

Несмотря на преференции со стороны государства, мы понимаем, что нужно активно работать и развиваться, рассчитывая только на собственные силы. Нужно постоянно придумывать что-то новое, отличаться от конкурентов. И мы стараемся это делать.

Чем мы отличаемся.

  • Мы сделали акцент на детском отдыхе. Организуем мероприятия для детей. Бывает, что принимаем до 100 детей в день
  • Гостиница для животных «4 лапы» (существует около 4 лет). В ней 10 комнат для кошек и собак
  • Сотрудничаем с турфирмами и с двумя соседними усадьбами. В одной хозяин – кузнец, он дает нашим гостям уроки кузнечного дела. В другой – историк, у него средневековая экспозиция с традиционным уклоном. В самой усадьбе есть галерея ремесленной деятельности, мы приглашаем специалистов для проведения мастер-классов по различным ремеслам (гончарное дело, декупаж и т.д.)
Фото из личного архива Людмилы Захаренко

Фото из личного архива Людмилы Захаренко

Что происходит на рынке. По сравнению с 2009-2010 годом поток туристов значительно упал. Мы думаем, это связано со снижением доходов населения.

Раньше мы занимались только агротуризмом. Сейчас стали искать другие ниши – решили заниматься также детским отдыхом и зоогостиницей.

Клиенты. В основном – это белорусы. Когда фокусировались только на агроусадьбе, принимали и иностранных гостей. Но со временем поняли, что это сложнее, чем работать с белорусами – требуется более высокий уровень сервиса, нужно привлекать дополнительных помощников.

Финансовая ситуация. Агротуризм достаточно слабо окупается. Обычно тратится больше, чем зарабатывается. Это, скорее, для души, чем для кошелька. И это сезонный бизнес, основной поток людей в высокий сезон – зимой и летом. А направления зоогостиницы и детского отдыха имеют не такую выраженную сезонность. Они и поддерживают бизнес.

Продвижение. Сейчас мы практически не продвигаемся. У нас есть свой сайт. Но в основном работает сарафанное радио.

Прогноз. Перспективы данного бизнеса, на мой взгляд, очень большие, ведь пока он только начинает набирать обороты. Сама услуга очень актуальна, но нужно предлагать что-то такое, чего нет у других. Клиент сегодня требователен: его могут привлечь только уникальные предложения.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Татьяна Волочкович22.06.2016

Вам нужно не отстраиваться друг от друга, а объединяться. В этом залог вашего развития бизнеса и повышения его эффективности. Если кому интересно подробнее - пишите на info@effective-top.by

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент