Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Рынки
«Про бизнес.» 15 июня 2016

Зачем белорусским производителям развивать франшизы. Опыт «Шаговиты» и «Красного пищевика»

На белорусском рынке за последний год появилось довольно много иностранных франшиз. При этом франчайзинговую модель начинают осваивать и крупные белорусские производители. Своим опытом создания и развития франшизы, результатами и проблемами делятся компании «Шаговита» и «Красный пищевик». Также мы попросили прокомментировать ситуацию на рынке Ольгу Леонтьеву, председателя Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг».

Фото с сайта bobruisk.ru

Фото с сайта bobruisk.ru

О практике и особенностях использования франчайзинга для развития своих сетей мы спросили у представителей белорусских производителей – брендов «Shagovita» (детская обувь) и «Красный пищевик» (кондитерские товары).
 

Карпицкий Владимир

Владимир Карпицкий

Директор компании «Торговый дом «Шаговита»

Почему мы используем франчайзинговую модель

Наша торговая марка «Shagovita» уже известна не только на рынке Беларуси, но и в России, Казахстане, Украине и странах Балтии.

Основные задачи нашей компании, как и любого производителя, особенно в нынешних условиях:

  • Увеличение сбыта
  • Открытие розничных объектов в малых городах, где перспективы развития бизнеса, на наш взгляд выглядят довольно оптимистично

В процессе развития торговой сети «Shagovita» руководство компании столкнулось с проблемой подбора персонала для открытия большого числа магазинов. Главным образом – руководителей торговых объектов. Когда сеть имеет определенные масштабы, вопрос контроля выходит на первый план.

Кроме того, вопрос мотивации и обучения новых специалистов также ложился на компанию. А найти постоянных, заинтересованных, наемных сотрудников, даже при нынешних условиях на рынке труда – настоящий квест...

Фото предоставлено компанией "Шаговита"

Фото предоставлено компанией "Шаговита"

При этом мы понимали, что бизнесмен, который хочет развивать собственное дело, уже изначально предельно мотивирован работать на результат. И вопрос контроля ложится в первую очередь на него – конечно, с нашей поддержкой.

Так мы нашли решение для себя – развитие франчайзинга.

Результаты и планы

На данный момент компанией открыто более 20 собственных розничных объектов на территории Беларуси и несколько магазинов по системе франчайзинга за пределами Беларуси – в России и Латвии.

Это только начало. Мы уверены, что модель будет успешной, т.к. мы предлагаем партнерам действительно работающий бизнес. На данный момент мы ведем переговоры об открытии еще нескольких магазинов по франшизе.

Мы предлагаем партнерам:

  • Проводим централизованное обучение персонала по нашим стандартам
  • Осуществляем полное сопровождение и поддержку в открытии и работе магазина 
  • У нас нет паушального взноса и роялти

Если быть точнее – роялти предусмотрен только тогда, когда бизнес партнера выйдет на точку безубыточности.

Сложности

Отмечу невысокую информированность предпринимателей об особенностях работы по франшизе. Многие потенциальные партнеры не до конца понимают границы своей ответственности при работе с чужим брендом. Думаю, сказывается отсутствие четкой правоприменительной практики.

Анна Гацко

Анна Гацко

Ведущий специалист по франчайзингу компании «Красный пищевик»

Почему мы используем франчайзинговую модель

«Красный пищевик» основан в 1870 году. Франчайзинговую модель по открытию фирменных магазинов мы внедрили одними из первых среди белорусских производителей. Она помогает нам решить несколько задач:

  • Расширение рынка сбыта – мы нацелены на открытие фирменных точек в различных регионах, объединяя при этом все точки (как свои, так и франчайзинговые) в единую сеть
  • Продвижение бренда и укрепление репутации – благодаря франчайзи наш бренд появляется на новых рынках, а это огромное преимущество для нашего сегмента. Добиться подобного эффекта в одиночку, за счет самостоятельного инвестирования, производителю было бы гораздо сложнее
  • Возможность контролировать и регулировать качество ведения всего бизнеса, что крайне важно в нашей отрасли
  • Дополнительный опыт по ведению бизнеса, который основывается на информации, полученной от франчайзи
Фото с сайта grelens.by

Фото с сайта grelens.by

Мы предлагаем партнерам:

  • Разработанную бизнес-модель
  • Маркетинговую и рекламную поддержку
  • Визуальную концепцию торговой точки
  • Обучение торгового персонала специфике продаж кондитерских изделий, стандартам работы
  • Продукцию со значительной скидкой
  • Минимальное ежемесячное роялти. Паушального взноса нет

Результаты и планы

Сегодня в нашей сети открыто более 20 фирменных магазинов, павильонов и секций. Работает 7 франчайзинговых точек – в Бресте, Барановичах, Бобруйске, Светлогорске, Гомеле и Жодино. В ближайших планах по развитию франчайзинговой сети – дальнейшее распространение сети на территории Беларуси и выход на зарубежные рынки.
 

Сложности

Основной сложностью в развитии франчайзинговой сети для нашего предприятия является недостаток опыта и информации. Франчайзинг – новое направление развития бизнеса в нашей стране.

Думаю, было бы полезным более подробное толкование юридических аспектов развития франчайзинга и формирование единых стандартов.
 

Ольга Леонтьева

Ольга Леонтьева

Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»

– Прежде всего, хочу отметить, что текущая экономическая ситуация привела к росту спроса на национальные франшизы, особенно со стороны региональных владельцев коммерческой недвижимости. Речь в основном про небольшие помещения, спрос на которые упал и они остались без арендаторов. Чтобы они не пустовали, многие арендодатели все чаще рассматривают возможность покупки франшизы.

Если раньше в общей массе таких запросов было около 5%, то сейчас их – около 20%. Думаю, эти запросы продиктованы:

  • Необходимостью поиска концепций, максимально адаптированных к условиям и требованиям белорусского рынка
  • Потребностью в быстром запуске франшизы

Если говорить о правовом регулировании отношений франчайзинга: я как представитель отраслевой ассоциации считаю, что оно не оказывает определяющего воздействия на развитие рынка. Хотя белорусские франчайзеры и выделяют этот аспект.

Основной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие четкой правоприменительной практики. Так, многие компании по-разному трактуют нормы действующего законодательства, особенно при заключении договоров франчайзинга.

Фото с сайта primiusclub.com

Фото с сайта primiusclub.com

Это происходит потому, что такие виды сделки относительно новые для нашего рынка (законодательно возможность заключать договоры франчайзинга у нас появилась лишь в 2005 году). В итоге многие компании используют другие формы договоров для оформления сделок – например, лицензионный договор или договор поставки.

Конечно, наличие специального регулирующего акта помогло бы в решении вопроса. Но лишь в том случае, если он будет базироваться на общепризнанных мировых стандартах осуществления франчайзинговой деятельности.

Что касается невысокой информированности предпринимателей об особенностях франчайзинга – это как раз прямое следствие новизны и некоторой «экзотичности» этого вида сделок для нашей страны. Особенно это касается регионов.

Но наша ассоциация активно работает в этом направлении – регулярно проводим мероприятия в регионах, консультируем заинтересованных, разрабатываем пособия, участвуем в образовательных семинарах и тренингах. И уже сейчас мы видим значительное изменение в понимании предпринимателей – по сравнению с тем, что было 3-4 года назад.

Думаю, чем шире модель франчайзинга будет использоваться белорусскими компаниями, тем быстрее будет повышаться информированность бизнеса и формироваться четкая практика использования франчайзинга в нашей стране.

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент