Войти
Рынки
«Про бизнес.» 22 сентября 2016

Желающих учиться пока хватает на всех: опрос ИТ-школ

Фото с сайта forbes.com
Фото с сайта forbes.com

Рынок обучения программированию становится все более разнообразным: здесь и краткосрочные, и долгосрочные курсы, курсы для детей и взрослых, очные и онлайн-курсы, даже ИТ-курсы для девочек (об этом мы писали ранее). О том, насколько жесткая сейчас конкуренция и как она ощущается в разных сегментах, мы узнали у участников рынка. Своим мнением делятся представители Компьютерной академии «ШАГ», Института IBA и онлайн-школы программирования ITstart.


Сергей Дивин
Сергей Дивин
Соучредитель Компьютерной академии «ШАГ»

— Основная идея при открытии Академии «ШАГ» была — создать новую образовательную траекторию для студентов. Поскольку я долгое время работал в EPAM Systems, я не верил и не верю, что с нуля за короткое время можно получить знания и навыки в программировании. Поэтому наша программа обучения длится 2,5 года. Мы обучаем как взрослых, так и детей.

Кроме этого, мы создали центр карьеры в академии, который помогает студентам в создании резюме, проводит тренинги и мастер-классы с участием ИТ-компаний, организовывает студенческие хакатоны в рамкам бизнес-инкубатора.

Хакатон в Академии Шаг. Фото с сайта itstep.by
Хакатон в академии «Шаг». Фото с сайта itstep.by

Мы ставим целью дать взрослым студентам возможность освоить ИТ-профессию и трудоустроиться за более короткий срок и меньший бюджет в сравнении с платными отделениями ВУЗов, а детям — профориентироваться.

Чем отличается бизнес на долгосрочном образовании от краткосрочных курсов и чем он сложнее. Это требует больших инвестиций в инфраструктуру и учебный контент. Нужно оплачивать аренду, лицензии на ПО, содержать административный персонал на протяжении всех 12 месяцев, даже когда студенты не обучаются. Кроме того, больше средняя стоимость привлечения клиента в отличие от краткосрочных курсов. При этом так же не просто удержать студента на такой длительный срок.

Я знаю много курсов и тренинговых программ внутри ИТ-компаний, где обучают уже подготовленных ребят с определенным уровнем. Наша программа больше похожа на полноценное обучение, начиная с основ алгоритмизации и заканчивая выходом на язык программирования. При этом мы абсолютно не конкурируем с ВУЗами, поскольку наши студенты, как правило, в возрасте после 20 и чаще всего имеют первое образование, успели где-то поработать и работают.

Конкуренция в ИТ-образовании для детей. В детском сегменте другой уровень конкуренции.

Когда 3 года назад мы открывали детскую академию, то считали, что у нас много конкурентов и даже составили их список… Но когда мы вышли на рынок, то увидели, что их практически нет.

Были только кружки, как правило, связанные с инженерией, математикой и робототехникой. Практически все последующие конкуренты «отпочковались» от нас — это бывшие преподаватели или сотрудники.

За счет чего мы конкурируем в «детском» сегменте. Наше отличие в том, что мы каждые полгода добавляем в программу новые интересные компоненты:

  • Например, в этому году мы добавили Kodu (визуальный конструктор), всеми любимый в Minecraft
  • Сделали MobileLAB
  • Начали обучать детей основам бизнеса и управлению проектами
  • Запустили новые программы для программирования микроконтроллеров и датчиков информации
  • А с этого года дети научатся создавать и продвигать собственные видеоблоги, обрабатывать видео и звук в YouTube
Фото с сайта ngzt.ru
Фото с сайта ngzt.ru

Как будет развиваться рынок обучения ИТ. Ниша детского образования уже очень «плотная» и соответствует зрелому рынку. Выход на рынок новых игроков потребует от них больших финансовых ресурсов. Стоимость привлечения студентов формируется рынком и она постоянно растет.

Количество краткосрочных курсов для взрослых, на мой взгляд, еще далеко до предела. На рынке длительного обучения также есть возможности для появления новых игроков.

Предположу, что появление частного ВУЗа с лицензией сыграло бы положительную роль для конечного потребителя.

Пару лет назад была интересная инициатива от Парка высоких технологий о создании ИТ-университета, но по каким-то причинам она сошла на нет.


Ольга Мороз
Ольга Мороз
Руководитель отдела маркетинга Института IBA

— На данный момент спрос на ИТ-обучение превышает предложение. И, тем не менее, этот рынок находится в стадии роста. Сейчас появляется много детских ИТ-школ — это говорит о том, со временем желающих попасть в ИТ-сферу будет еще больше, а вместе с тем будет расти и спрос на обучение.

На мой взгляд, наиболее высококонкурентный сегмент — это ИТ-курсы для взрослых в Минске и Минской области как для специалистов, так и для начинающих.

К этому сегменту относится и наш Институт.

На кого ориентируемся мы. Возраст и пол абсолютно не имеет значения. Наш клиент — мотивированный и стремящийся к большему, индивидуальный слушатель или представитель корпорации.

Я хорошо помню одну интересную студентку: в прошлом году у нас училась женщина средних лет, а после сдала в США международный экзамен и стала сертифицированным специалистом Cisco. Она долго сомневалась, начинать ли ей обучение, боялась, что не сможет совмещать работу и семью с вечерним обучением на протяжении 7 месяцев, что не потянет, будучи единственной женщиной в группе... А в результате стала лучшей студенткой и сертифицированным специалистом, работающим в другой стране.

Как мы отстраиваемся от конкурентов

1. Мультивендорность и работа на разных сегментах рынка (В2 В, В2С и B2G). Мы работаем на рынке ИТ-обучения почти 15 лет и авторизованы представителями большого числа ИТ-вендоров (Microsoft, Cisco, RedHat, IBM, SAP, Novell и др).

2. Рассматриваем подготовку ИТ-специалиста комплексно. Кроме ИТ-обучения, предлагаем поднять свой уровень английского языка и получить бизнес-базу, необходимую специалисту для работы в проектах. Сегодня конкурентоспособным является тот, кто знает не только программирование, но владеет английским языком для работы в международных проектах и разбирается в бизнес-процессах для лучшего понимания технического задания.

3. Наличие лицензии и аккредитации Министерства образования с правом выдачи документов государственного образца (свидетельство государственного образца о повышении квалификации, диплом о переподготовке). Это позволяет проводить обучение по международным стандартам от вендоров и выдавать документы государственного образца — а такие дипломы и свидетельства апостилируются и в самом деле признаются всеми странами-участниками Гаагской конвенции.

Фото с сайта acm.bsuir.by
Фото с сайта acm.bsuir.by

Также мы предлагаем нашим студентам сдать сертификационный экзамен в центре тестирования Prometric и Pearson VUE, чтобы закрепить и подтвердить свои знания международным сертификатом, стать сертифицированным специалистом — и для многих это очень важно при выборе обучения.

Как мы продвигаем свои услуги. В ИТ-сфере лучший двигатель для продвижения — это Интернет. Все наши клиенты — и потенциальные, и существующие — активные пользователи.

  • Мы продвигаемся в органической выдаче (SEO)
  • Под определенные направления размещаем контекстную рекламу
  • Активно ведем соцсети, публикуем рекламные статьи и полезный контент
  • Сейчас стараемся больше ориентироваться на контент-маркетинг. Так, на нашем сайте практически по каждому направлению есть «Колонка эксперта», где мы публикуем полезный материал по соответствующей теме
  • Программы лояльности: скидочные карты для постоянных клиентов, акция «приведи друга», подарочные сертификаты, клуб выпускников программы переподготовки
  • И, конечно же, старое доброе сарафанное радио работает всегда

Что будет дальше. Рынок однозначно будет расти и развивать свои сегменты. Будут появляться новые направления обучения. Какие-то, конечно, будут «отмирать» — это характерно для сферы информационных технологий.


Павел Вейник
Павел Вейник
Основатель онлайн-школы программирования ITstart.by

— Рынок обучения программированию не насыщен, пока в нем есть место для всех, но в своих сегментах уже видны значимые игроки. Сейчас идет конкуренция не на уничтожение, а на развитие.

Когда я открывал свою школу, то онлайн-школ не было вообще. Конечно, открыть школу такого формата проще и выгоднее. С самого начала я сформировал конкурентное предложение: это принцип менторства, более индивидуальный подход, помощь в трудоустройстве.

Теперь, насколько мне известно, в Беларуси три онлайн-школы — то есть все еще очень мало. Гораздо шире эта ниша в офлайне, причем есть довольно много школ одной специальности, но в то же время есть Академия «ШАГ» и ПВТ, которые хотят охватить много направлений.

Портрет клиента. Я разделил своих клиентов на несколько групп:

1. «Праздношатающиеся» — те, кто не идет учиться всерьез, а скорее ради интереса. Они быстро отсеиваются, когда начинают понимать, что учиться будет нелегко. Да и без этого их приходит мало.

2. Те, кто пришел по рекомендации. Они знают, чего хотят, и готовы учиться.

3. «Мужчины, меняющие свою жизнь». Чаще всего это отцы семейств, которые уже сделали одну карьеру и достигли в ней потолка.

4. Недавно появилась еще одна интересная группа — жены тех, кто уже отучился у меня.

Больше половины клиентов приносит сарафанное радио. За два с половиной года существования школы я вложил только $ 250 на рекламу, и то в качестве эксперимента. Еще работает лэндинг — точка сбора заявок с сарафанного радио.

Как будет развиваться рынок обучения ИТ. Конкуренция в оффлайне и онлайне станет намного жестче. Я думаю, что произойдет это в течение года. Будет много игроков-однодневок, которые пробовали и у них не получилось.

Через 3-4 года рынок онлайн-обучения насытится, придут сильные игроки с других рынков, например, из Украины. Когда рынок станет более насыщен, то с него начнут уходить те, кто не сможет выдерживать качество, снижая расходы.

Фото с сайта habrahabr.ru
Фото с сайта habrahabr.ru

Есть прогнозы, что следующий год будет бумом онлайн-образования и инвестиций в него. Поэтому есть вероятность, что и на нашем рынке появятся инвестиции.

И если говорить о трендах в образовании в целом:

1. Оно будет индивидуализироваться. Обучением в формате репетиторства (малыми группами) станет сложнее заниматься, потому что эту нишу начнут занимать более крупные игроки, внедрившие индивидуальные методики обучения.

2. Переход от «просто обучения» к «обучению с целью …». Сейчас школы продают услугу «обучение программированию», но ведь цель человека другая — например, найти работу, развиваться, познакомиться с профессией, в конце концов — найти там себе пару. Когда само обучение не учитывает персональную цель человека, которая всегда вне обучения, то оно гораздо менее качественное.

3. Изменится понимание онлайн-образования. Сейчас любое обучение в онлайне слабо учитывает индивидуальные особенности человека, но со временем оно станет более интерактивным. Онлайн-образование превратится из способа доставки контента в нечто, учитывающее индивидуальные особенности каждого ученика и помогающее ему получить необходимые навыки.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент