Войти
Рынки
«Про бизнес.» 30 сентября 2016 5

Сергей Дутин, KFC: Мы нацелены стать №1 в сегменте быстрого питания в Беларуси

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Как развивается в Беларуси ресторанный бизнес и, в частности, крупные международные сети — об этом на Встрече Про бизнес. 29 сентября говорили Сергей Дутин, директор «Бел Фуд Сервис» — сеть ресторанов KFC в Беларуси, и Екатерина Борисоглебская, директор компании «БелРосинтер» (рестораны «IL Патио», «Планета Суши», «Шикари», TGI Fridays, кофейни Costa Coffee). Генеральный партнер нашей серии Встреч Про бизнес. — МТБанк.

Публикуем ключевые мысли Сергея Дутина.

Об окупаемости ресторанов КFC

Первый ресторан KFC открылся в Минске в октябре прошлого года — возле метро «Каменная горка». Через какое-то время нам пришлось перестраивать какие-то бизнес-процессы внутри, технологии. Потому что мы не ожидали такого наплыва гостей. Сейчас рестораны KFC работают лучше, чем мы ожидали — в часы-пик они заполнены максимально. Хотя, конечно, в первый открытый ресторан люди ездили со всех концов города. С открытием еще двух заведений поток немного уменьшился, распределился.

Средняя окупаемость ресторанов KFC, как писали СМИ, в Киеве составляет 3−4 года. Мы думаем, что в Беларуси будет примерно так же. Сейчас наши рестораны выполняют плановые показатели по возврату инвестиций, но в первый старт было много вложено плюс есть огромные затраты на содержание бэк-офиса. В сумме все эти вещи могут увеличивать сроки окупаемости. Все зависит от того, как мы будем развиваться. Мы понимаем, что чем больше будем открывать ресторанов, тем меньше затрат на инфраструктуру у нас будет.

О двух франчайзи KFC

Всего в Беларуси 5 ресторанов KFC. Но надо понимать, что у нас в стране 2 держателя франшизы KFC: мы, «Бел Фуд Сервис», и компания «КреативФудС-Восток». У нас открыто 3 ресторана в Минске (в районе ст. метро «Каменная горка», «Немига» и в ТЦ «Столица» – прим. «Про бизнес.»), и планируется открытие ресторана в Бресте. Остальные 2 ресторана — их.

Компания Yum! Brands, которая владеет брендом KFC, выстраивает свою стратегию таким образом, чтобы мы не конкурировали с другим франчайзи, а помогали друг другу в развитии. Поэтому мы активно общаемся, поддерживаем друг друга, у нас общий маркетинговый бюджет.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Целевая аудитория

Зависит от локации: в разных ресторанах она отличается. Но основная ЦА: 13−35 лет. Немига, например, — это центр, место тусовок молодежи, тинейджеров. Они собираются там — и у них появляется повод зайти в KFC. А Каменная горка — это район, где в основном живут молодые семьи. И там аудитория постарше: люди 25−35 лет, семьи с детьми. Поэтому там мы делаем маркетинговый акцент именно на них. Например, устраиваем в выходные семейные праздники.

Основа нашей стратегии сегодня — развивать знание бренда.

Поэтому сейчас в большей степени мы все-таки работаем с молодой аудиторией. Она коммуникабельна, она легко находит нас в Интернете и лучше знает бренд. Но когда знание бренда вырастет до тех цифр, которые мы перед собой поставили, мы сделаем акцент и на аудитории постарше.

С этим связана и наша стратегия продвижения. Самые эффективные инструменты для нашего сегмента — наружная реклама и телевидение. Но поскольку телевизор все-таки смотрит аудитория постарше, а мы ориентированы на молодежь, этот рекламный канал мы планируем задействовать позже.

О выходе в регионы

Развитие в регионах — тоже часть стратегии. В ближайшее время откроется наш ресторан KFC в Бресте. Но мы уже сейчас не сомневаемся в его успешности. McDonald’s, например, долгие годы пытался туда зайти. Но пока так и не зашел. А мы это сделаем.

Почему мы выбрали Брест? Мы видели ошибку, которую совершил McDonald’s, разместив ресторан в Витебске — просто в чистом поле. Они решили, что этого достаточно, чтобы народ туда сбежался… Мы же сначала провели исследование и выявили, что в Бресте знание нашего бренда выше, чем в других городах. И решили начать с западных регионов. По мере развития сети перейдем и на восточные.

Но мы готовы к тому, что в Брест, а потом и в другие города, придут McDonald’s, Burger King, другие крупные игроки.

С глобальными компаниями приятно конкурировать. Потому что нет таких мелких пакостей, которые часто бывают в белорусском бизнесе.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О локациях и соседстве с Burger King

Мы совсем недавно зашли на рынок. И выбирая первые локации, конечно, смотрели на самые лучшие: центр и густонаселенные районы. Но постепенно мы будем двигаться дальше.

Мы нацелены на быстрое развитие: к концу 2018 планируем охватить все районы Минска.

Пока мы сосредоточены на развитии через аренду помещений — это требует меньших инвестиций. И это позволяет нам быстрее развиваться.

Сейчас мы ищем земельные участки или помещения в аренду и заинтересованы в новых предложениях.

Хочу отметить, что на все те локации, где мы стоим рядом с Burger King, мы заходили раньше их. В Каменной горке, например, мы гораздо раньше заключили договор аренды. Просто наше помещение еще строилось, а их здание было готово. Поэтому они быстро зашли туда. К тому же, у наших компаний одна и та же технология поиска локаций. Поэтому неудивительно, что мы часто выбираем одни и те же места и потом соседствуем.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О работе с поставщиками

Мы постоянно ведем работу по поиску поставщиков, которые соответствуют нашим высоким стандартам. Не только по курице. И мы очень заинтересованы в белорусских компаниях. Мы даже готовы всячески содействовать: в сертификации и т.д.

Могу сказать, что предложений от поставщиков приходит много — у нас есть для них специальный e-mail. Но конверсия в звонок с конкретным предложением составляет примерно 1%. Потому что у KFC очень серьезные требования.

Собственники не готовы инвестировать в свое производство, чтобы в будущем получать заказы KFC. Некоторые говорят, что им проще работать с Россией — там все просто: отгрузил и ничего менять не нужно.

Вот до нашего нынешнего поставщика курицы «Агрокомбината «Колос» нам удалось донести, что поставки для KFC — это интересно, потому что мы будем быстро развиваться, будут расти объемы. И они нашли инвестиции, чтобы соответствовать стандартам.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Во всех наших ресторанах мы используем белорусскую охлажденную курицу, но имеем страховой запас на случай стратегических колебаний — в виде замороженного продукта.

Сейчас у нас уже более 50% продуктов — белорусские. И мы заинтересованы довести эту цифру минимум до 90%.

Интересная ниша для белорусских производителей

Сейчас, например, у нас есть предложение для компаний, которые занимаются переработкой овощей. Есть возможность выйти сразу на большие объемы. Россия прервала отношения со многими иностранными поставщиками, и в зимний период там будет просто негде брать овощи. Или ценник будет космический.

Если бы какая-то белорусская компания научилась хорошо перерабатывать овощи — она могла бы импортировать их из Египта, например, и поставлять не только в KFC, но и в Burger King, и в McDonald’s. И не только в белорусские, но и в российские рестораны. А это очень большой рынок.

Для сравнения: в России 500 ресторанов KFC. Просто берись и делай!

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О персонале

На 1 сентября наш штат составлял 237 человек. Текучесть кадров есть, но она постоянно уменьшается. К тому же, приток свежей крови всегда нужен. Потому что он бодрит существующую команду.

Что касается менеджеров. Сейчас руководители наших 3 ресторанов это:

  • Бывший сотрудник McDonald’s
  • И два производственника. Ресторан только снаружи выглядит как ресторан. Внутри он все-таки больше похож на производство. И производственники, на наш взгляд, быстрее ориентируются там и больше нацелены на бизнес, нежели на высокую кухню

Менеджмент обучается от 3 до 5 месяцев. На некоторые позиции требуется обучение в Москве.

Но найти руководителя всегда сложно. Например, вакансию директора ресторана в Бресте до сих пор не можем закрыть. Мы уже и бюджет увеличили. Но проблема не в деньгах. Проблема в компетенциях. У компании Yum! Brands (владелец бренда KFC – прим. «Про бизнес.») очень строгие критерии отбора персонала: все ключевые позиции они утверждают лично.

Правда, это не помешает открытию ресторана в Бресте. У нас есть команда, которая занимается именно открытием ресторана: они приходят и ставят за 3−4 месяца все процессы.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О конкуренции и будущем рынка фастфуда

Думаю, рынок будет расти и развиваться. Будут еще приходить мировые бренды. Есть еще много сильных игроков, которые наверняка думают о заходе на белорусский рынок. На текущий момент конкуренция ниже, чем в других отраслях. И это способствует быстрому развитию новых игроков.

McDonald’s работает в Беларуси уже 20 лет. У него здесь уже 10 ресторанов. И да, он бьет много чеков. Но дело не в чеках. Нужно смотреть вперед и думать, что будет дальше. Мы уверены, что через 5 лет будем бить чеков больше, чем McDonald’s через 20 лет своего развития на белорусском рынке.

И я вижу стратегию именно в этом ключе.

Что касается появления на рынке местного фастфуда, который пытается копировать международные бренды – я наблюдаю за этим, иногда даже улыбки ради захожу в такие заведения. Но я не понимаю, как можно конкурировать с мировыми компаниями с 50−70 летним опытом, с отточенными бизнес-процессами, с особыми – за счет больших масштабов бизнеса – условиями поставок… Может, какой-то локальный сегмент рынка такие заведения и смогут иметь. Но уходить в откровенные фейки крупных сетей — мне кажется, с их стороны это глупо. Рынок их просто убьет.

О финансировании

Мы полностью белорусская компания с белорусским капиталом. Все учредители – белорусы.

У нас нет иностранного капитала. И финансирование — это больной вопрос. Когда смотришь, какие условия предлагаются бизнесу в других странах, не перестаешь удивляться.

Мы стучались во многие двери по поводу финансировании. Не так давно достучались и попали к людям, которые мыслят глобально и думают не о том, что будет через год, а намного дальше. Один из банков предложил нам хороший инструмент, который позволяет привлечь иностранные деньги под контракты на поставку оборудования из западных стран. Это помогло нам улучшить наши операционные показатели.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

О визитах госорганов

Я недавно с удивлением узнал, что есть плановые проверки, а есть внеплановые. Мы на рынке менее 2 лет, а потому проверок у нас пока не было. Но к нам все равно приходят. И когда мы говорим, что еще же 2 года не прошло, чтобы проверять, нам отвечают: «Так это не проверка, это — мониторинг». Вот с мониторингом захаживают постоянно.

О мечте

Наша мечта: стать № 1 в сегменте QSR (рестораны быстрого питания). И мы будем всячески к этому стремиться.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Andrey Tihonchuk3.10.2016

Слова Сергея вызвали улыбку у Виктории Данько, директора сети ресторанов Макдональдс( на фото №3 )

Slava Rozum1.10.2016

На Юго - Западе откройте а, то далеко ездить, В малиновке тоже народа немеряно...

Денис Щось1.10.2016

Через 20 лет фастфуд отомрет. Посмотрите на Россию, США - Mcdonalds закрываются один за одним. В Киеве KFC стоят пустыми и близок тот час, когда начнут закрываться. На Украине настолько преобладает здоровая национальная кухня, что пластилиновая еда, просто не может конкурировать. Россияне уже тоже, потихонечку, начинают понимать, что эта еда до добра не доведет. У нас же только БУМ фастфуда. 5-10 лет и прогресс дойдет до Нас. Надо развивать национальную здоровую кухню, а не превращаться в жиреющую Нацию.
Парадокс нашей страны - к кому не зайдешь в гости, Все хорошо готовят и достаточно все вкусно. Как зайдешь в кафе, ресторан - еда то не, что-бы желает быть лучше, порой ее просто не возможно есть. Я объездил пол мира и есть с чем сравнить. Однозначно - Мы не умеем кормить людей и это очень печально. Пока Мы не научимся вкусно кормить гостя за адекватные деньги, будет процветать пластилиновая еда.

Дмитрий Альфер30.09.2016

На мой взгляд, высказывания всех участников Встречи не нарушили границы бизнес-этики. А некоторые – еще и с юмором были :)

Marina Bogdevichотредактирован 30.09.2016

Недостойно отзывался о конкурентах. Это не уровень ТОП-менеджера.

Платный контент