Войти
Рынки
«Про бизнес.» 9 марта 2015

Кое-что интересное наметилось на рынке M&A

Желание зарубежных инвесторов продать белорусские активы оживляет рынок M&A. В ближайшее время ожидаются интересные сделки. Об этом рассказал Валентин Галич, директор компании «СБ-Глобал» (консультации в сфере инвестиций, приватизационных сделок, сделок слияния и поглощения).

Фото с сайта sunhome.ruФото с сайта sunhome.ruФото с сайта sunhome.ru
Фото с сайта sunhome.ru

– На рынке купли-продажи готового бизнеса в Беларуси последние несколько месяцев – оживление. Речь идет не о популярной в белорусском сегменте Интернета истории о количестве выставленных на продажу ресторанов, а о достаточно крупных сделках объемом в несколько десятков миллионов долларов.

Текущая экономическая ситуация в Беларуси подталкивает иностранных инвесторов к продаже имеющихся у них белорусских активов.

Сложно сказать, насколько серьезна эта тенденция. Но мне известно уже о трех возможных сделках объемом до $10 млн каждая. Речь, в частности, идет о ритейлере и одном из производителей продуктов питания. Каждая сделка примерно по $7-8 млн. У компаний уже есть консультанты и их иностранные инвесторы изучают варианты продажи.

При этом нельзя сказать, что продавать и покупать бизнес активнее начали в каких-то конкретных сферах экономики. Я знаю, что сейчас проводятся переговоры по широкому спектру компаний из разных сегментов:

  • финансовый сектор;
  • девелопмент;
  • производство продуктов питания;
  • непродовольственный ритейл;
  • продовольственный ритейл – здесь в ближайшее время может состояться консолидация нескольких частных игроков.

Основные причины активизации M&A сделок в Беларуси – две:

1. Ограниченный доступ к финансированию, который не позволяет бизнесу реализовать свои инвестиционные проекты.

2. Кризис в России. Из традиционного рынка сбыта для белорусских товаров Россия превратилась по некоторым позициям в поставщика продукции. Это особенно заметно на примере продуктов питания.

Что надо учитывать сегодня при покупке бизнеса

Фото с сайта wikihow.com
Фото с сайта wikihow.com

Можно выделить несколько рекомендаций для инвесторов, которые задумываются о приобретении готового бизнеса.

1. Самый главный критерий оценки бизнеса: возможность генерировать прибыль. Учитывайте, что наиболее прозрачное ценообразование в сферах, где денежные потоки довольно предсказуемы. Это такие сферы, как:

  • ритейл;
  • аренда недвижимости.

Сегодня при покупке арендной недвижимости (объектов для последующей сдачи площадей в аренду) инвестор рассчитывает, что вложенные средства должны вернуться через 5-6 лет – при условии, что сохранятся текущие ставки аренды.

Тенденция сокращения срока окупаемости арендной недвижимости будет нарастать по мере ухудшения ситуации в экономике. Для сравнения – еще год назад было тяжело найти сделки с арендной недвижимостью, окупаемость инвестиций в которые составляла менее 7 лет.

2. Проведите тщательный анализ бизнеса. Такой анализ:

  • указывает на текущие проблемы и возможные риски;
  • указывает на необходимость привлечения дополнительных инвестиций;
  • дает базу для торга при определении окончательной цены покупки;
  • помогает оптимизировать структуру сделки в части налогообложения, денежных потоков и распределения рисков между продавцом и покупателем.

3. При определении цены бизнеса, учитывайте финансовые показатели компании в годы прошлых девальваций. Это позволит спрогнозировать работу в 2015-2016 годах. Делайте поправку: в отличии от ситуации 2009 и 2012 годов, в условиях текущей жесткой денежно-кредитной политики быстрого восстановления и роста по большинству отраслей ожидать не приходится.

4. Оценивайте общую деятельность компании и того, кто в ней останется. Это касается в первую очередь топ-менеджмента. Здесь все очень индивидуально и зависит от личного общения: от того, как отвечают на ваши вопросы, какого качества информацию предоставляют и т.д. По сути, определяющими в оценках топ-менеджмента являются два фактора:

  • опыт работы в сфере;
  • предыдущая продуктивность.

5. Для оценки бизнеса рекомендовал бы приглашать белорусских инвестиционных банкиров, так как они лучше знакомы с белорусской спецификой.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент