Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Рынки
«Про бизнес.» 12 марта 2015 2

Как будет меняться бизнес-образование в Беларуси – мнение Ирины Лыскович

Ухудшение ситуации в белорусской экономике приводит к сокращению корпоративных расходов, в том числе на бизнес-образование. Директор бизнес-школы XXI ВЕК-КОНСАЛТ, председатель Ассоциации развития менеджмента Ирина Лыскович считает, что сегодня важно пересмотреть систему бизнес-образования, чтобы она максимально отвечала нынешним потребностям компаний. О том, как бизнес-школы могут помочь предприятиям в кризис, Ирина рассказала в интервью «Про бизнес.».

Ирина Лыскович, фото из личного архиваИрина Лыскович, фото из личного архиваИрина Лыскович, фото из личного архива
Ирина Лыскович, фото из личного архива

Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время расходы белорусских компаний на бизнес-образование будут снижаться. Вы согласны с этой оценкой?

Белорусский бизнес оказался сегодня в сложной ситуации. Мировая экономика в последние годы стала предельно волатильной, непредсказуемой и сложной. Что касается внутренней ситуации, то она тоже очень непростая. Мы можем констатировать завершение периода государственного стимулирования экономики. Как показывает мировой опыт, такое стимулирование может временно обеспечить сравнительно высокие темпы экономического роста, однако рано или поздно оно приводит к серьезным проблемам.

После короткого праздника наступает тяжелое «экономическое похмелье»: резко взлетает инфляция, в попытке обуздать ее повышаются ставки по кредитам, что приводит к падению деловой активности. Именно это мы и наблюдаем сегодня.

В последние месяцы у многих белорусских компаний произошло значительное падение выручки. По моим оценкам, в среднем оно составило 30-40% в валюте управленческого учета.

Вполне логично, что в такой ситуации компании начали сокращать свои расходы на нужды, которые не являются критически важными для поддержания деятельности. Поэтому мы ожидаем падения продаж образовательных программ.

Могу судить по деятельности нашей бизнес-школы: в январе и феврале объем выручки сохранился на уровне, аналогичном январю и февралю прошлого года. При этом мы прогнозируем, что по итогам марта вместо традиционного роста мы столкнемся с падением выручки.

Можно ожидать, что потребительский спрос достанется тем бизнес-школам, которые действуют быстрее других. И понимают, в каком направлении надо двигаться, чтобы в наибольшей степени подстроиться под интересы своих клиентов. Таким компания удастся, скорее всего, если не сохранить обороты, то увеличить долю рынка, благодаря чему они отыграют потери через несколько лет.

Каковы сегодня интересы клиентов бизнес-образования? Возможно, в такой ситуации предприятия вообще не захотят тратить время и деньги на учебу?

Учиться придется – но именно тому, что в этот период является наиболее важным. Вряд ли собственники и менеджмент сейчас будут приобретать программы по корпоративной культуре, командообразованию, коучингу и развитию эмоционального интеллекта.

Скорее всего, и программы, ориентированные на личностный рост сотрудников и формирование лояльности персонала, будут значительно меньше востребованы.

Спросом будут пользоваться программы, пройдя которые можно добиться совершенно конкретных позитивных изменений в бизнес-процессах компанииК примеру, можно ожидать, что компании, которым важно сохранить существующие рынки и выйти на новые, будут предпочитать программы по маркетингу и управлению продажами. Пользоваться спросом будут курсы по стратегии, по финансам. Каждая компания будет искать ответы на самые горячие для нее вопросы.

Ведь на сократившемся рынке особенно важны конкурентоспособные стратегии, эффективное управление оборотным капиталом, грамотное сокращение затрат, минимизация финансовых и правовых рисков, эффективная модель продаж, работающие маркетинговые инструменты, система оплаты труда, которая стимулирует рост производительности.

www.capacitta.com.mx
www.capacitta.com.mx

Вообще воздействие кризисов на рынок бизнес-образования – довольно любопытная вещь. Наблюдения, которые проводились в течение многих лет в разных странах, показывают следующие закономерности. Наборы в хорошие бизнес-школы растут как в периоды экономического подъема, так и в периоды серьезных спадов, когда бизнес ищет ответы на острые вопросы. А вот в период стагнации, когда экономика топчется на месте – наборы бизнес-школ начинают также стагнировать или падать. То есть бизнес-образование всегда чувствует экономический цикл вместе с бизнесом.

И в этом для белорусской системы бизнес-образования есть вызов. Участникам рынка необходимо синхронизировать преподавание с циклами экономики. Хотя инвестиции в знания являются долгосрочными, образование должно быть сфокусировано на сегодняшних реальных потребностях и проблемах бизнеса. Все серьезные бизнес-школы должны дополнить свои ключевые рыночные предметы, включая курс стратегического менеджмента, элементами, связанными с антикризисным управлением.

В последнее время много говорится о том, что нужно выработать новые стандарты бизнес-образования в связи со сложной экономической ситуацией. Зачем это нужно?

Да, такая необходимость существует, и возникла она еще в докризисные времена. Серьезная проблема заключается в том, что в Беларуси до сих пор нет официальных стандартов бизнес-образования. И с этим связана определенная хаотичность рынка, и некоторая безответственность его участников.

Фото с сайта vgd.eu
Фото с сайта vgd.eu

Чтобы упорядочить ситуацию, была создана Ассоциация развития менеджмента, в состав которой вошли пять компаний:

  • Бизнес-школа ИПМ,
  • консалтинговая группа «Здесь и сейчас»,
  • бизнес-школа XXI ВЕК-КОНСАЛТ,
  • консалтинговая компания «Ключевые решения»,
  • группа компаний «SATIO».

Ассоциация активно участвовала в разработке Концепии развития системы бизнес-образования в Беларуси и других инициатив. Все они должны повысить качественный уровень белорусских бизнес-школ, лучше сориентировать их на потребности бизнеса, вытеснить с рынка псевдобизнес-образование.

Каким образом эти цели могут быть достигнуты?

Центральным моментом должна стать система аккредитации бизнес-школ. Сейчас наша ассоциация работает над проектом положения о такой аккредитации. Для бизнес-школы аккредитация это то же самое, что стандарт качества ISO 9001 для производственного предприятия.

Сегодня потребителю сложно ориентироваться в тех предложениях, которые есть на рынке бизнес-образования, так как не существует объективных критериев качества программ обучения. Очень часто выбор производится на основании субъективной личной оценки закупщика. Введение аккредитации расставит все по местам.

По наличию/отсутствию аккредитации клиент сможет оценить, насколько оправданными будут его расходы на образование.

В свою очередь, бизнес-школам, которые претендуют на привлечение серьезных клиентов, придется приложить усилия, чтобы соответствовать стандартам.

Стандарты будут распространяться на требования к квалификации преподавателей, содержанию программ обучения, заданиям, учебным пособиям, экзаменационным процедурам.

Все это вынудит уйти с рынка или хотя бы отойти на периферию псевдобизнес-школы, которые не дают сегодня знания и навыки и не формируют новые инструменты управления, так как работают без необходимых методик, специалистов и ресурсов.

Необходимо, чтобы потребитель, покупая продукцию бизнес-школы, был уверен, что эти инвестиции окупаемые. Причем это важно и в кризисные времена, и в период подъема рынка.

Читайте также «Чем закончится переформатирование рынка бизнес-образования».

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Ирина Лыскович13.03.2015

Антон, аккредитация бизнес-школ и программ обучения - это давняя и весьма эффективная мера стимулирования качества бизнес-образования во многих странах мира. Например, AACSB – это ассоциация ведущих школ и факультетов бизнеса (The Association to Advance Collegiate Schools of Business), являющаяся старейшей и наиболее авторитетной на Западе организацией, аккредитующей факультеты бизнеса университетов и школы бизнеса. Была создана в 1908 г. в США. До начала 90-х годов AACSB аккредитовывала исключительно американские учебные заведения; EQUIS - Европейская система повышения качества (European Quality Improvement System), разработанная Европейским фондом развития менеджмента (European Fund for Management Development, EFMD). EQUIS - это международная система стратегического аудита и аккредитации, созданная европейцами для оценки учебных заведений в разнообразных государственных контекстах. Несмотря на то, что данная система аккредитации основана на конкретных потребностях ситуации в Европе, для которой характерно чрезвычайное культурное разнообразие в обширной области цивилизации, она не ограничивается одними лишь европейскими проблемами. Стандартами являются эффективное образование в области международного менеджмента и возможность его применения в школах в любой культурной среде, независимо от того, находится такая школа в Европе или за ее пределами; в 2011 году Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) инициировала создание Национального совета по оценке качества делового образования (НАСДОБР). Идея была поддержана ведущими объединениями работодателей страны, руководителями крупнейших и наиболее продвинутых в области бизнес образования университетами и бизнес школами, ключевыми средствами массовой информации, пишущими по вопросам бизнеса, менеджмента и предпринимательства.
В январе 2012 года был создан Консорциум по развитию делового образования России, который начал построение механизмов саморегулирования отрасли бизнес-образования, шагов в направлении замены государственного регулирования общественной оценкой качества.
Поэтому мы только в начале большого и очень нужного нашей стране пути.

Антон ЛЯХОВ13.03.2015

Придуманная стандартизация - неприкрытая попытка монополизации рынка. Выход на госзаказ (40/30/30 в оплате - очень сомнительный госзаказ) и данная мера отражают общее настроение в отрасли, которое можно выразить одним словом - страх. Данные меры не приведут к развитию рынка, а только к его закрытию, стагнации и отрыву от общемировых тенденций. Опять идем "своим путем", хотя отрасль само по себе очень открытая и динамичная для республиканских реалий. Плохо
И уж т очно никак не сходится с мнением Ирины Беловой (http://probusiness.by/opinion/561-chem-zakonchitsya-pereformatirovanie-rynka-biznes-obrazovaniya.html)
Что поделать - административные реалии дают знать(

Платный контент