Войти
Рынки
«Про бизнес.» 4 мая 2015 4

Как повысить репутацию бизнес-тренеров и качество их услуг – мнение Евгения Вяткина

В последние годы профессия бизнес-тренера стала популярна в Беларуси. Вход в нее довольно легкий, что часто отражается на качестве предлагаемых услуг. По мнению основателя консалтинговой компании Pro Retail Евгения Вяткина, пришло время ввести единые профессиональные и этические стандарты работы бизнес-тренеров. Он поделился своим видением рынка бизнес-образования, его игроков и последних тенденций.

Евгений Вяткин. Фото с сайта www.pro-retail.by
Евгений Вяткин. Фото с сайта www.pro-retail.by

– Всех тренеров, которые работают в Беларуси, я бы разделил на три типа.

Первый тип тренеров читает и пересказывает книги, считая при этом, что владеет описанными в них технологиями. Кстати, бывают случаи, когда идеи из книг выдаются за собственные. Но даже если такой тренер работает добросовестно и соблюдает авторское право, он может дать своим клиентам немного. У него нет собственного опыта применения технологии, а, следовательно, и внутреннего осознания того, о чем он говорит.

Впрочем, такой человек может развиваться профессионально и достигнуть следующего уровня.

Тренер второго типа уже не просто пересказывает материал, он оброс примерами и кейсами из собственной практики. Он изнутри осознает технологию, с которой работает.

Третий тип тренеров использует свои авторские методики, которые практически невозможно скопировать. Такие специалисты сами создают знания, опираясь на собственный эмпирический опыт. Благодаря этому они могут пересматривать и менять подходы, которые освоили на первых двух уровнях. Таких тренеров в принципе немного, а на белорусском рынке их единицы.

Каким критериям должен соответствовать хороший тренер?

Профессия тренера опирается на практическое знание предмета и его методологию. Одно без другого неэффективно.

Фото с сайта bmag72.ru
Фото с сайта bmag72.ru

Важно знать, как организовать обучение взрослых. И в то же время тренинг, построенный только на методологии (или на психологии, что встречается довольно часто), для бизнеса – менее эффективен, поскольку тренер не может опереться на примеры «из жизни», не до конца понимает особенность конкретной отрасли и тенденции, игроков и в целом рыночную ситуацию того или иного бизнес-сегмента.

Кроме того, профессия бизнес-тренера требует постоянного развития, а развитие требует фокуса внимания: нельзя быть мастером во всех видах спорта – тренеру важно выбрать свой путь сердца.

Но многие белорусские тренеры предлагают подозрительно широкий спектр услуг.

Фото с сайта better-house.ru
Фото с сайта better-house.ru

Интересно, что имеет в виду человек, когда говорит, что он тренер по продажам? Понимает ли он, как сильно продажа одежды отличается от продажи банковских продуктов или от продажи тракторов? Это как если бы Алла Духова взялась тренировать сборную по рукопашному бою. Она знает, как воспитывать танцоров, но вряд ли имеет представление, какие мышцы и как должны работать у бойцов.

Безусловно, в наличии конкуренции на рынке есть плюсы. Известно, что когда в пруду места становится мало – рыба идет в другой пруд. Тренеры могут переходить в новые ниши, развиваться и расти в них, и это, в конечном итоге, создаст положительный эффект в целом и для профессии, и для клиента.

Еще один положительный момент заключается в том, что у крупных провайдеров бизнес-образования появляется возможность приглашать к себе перспективных тренеров-одиночек и таким образом обновлять и развивать свой портфель.

Но в сложившейся ситуации есть и серьезные минусы. Основная проблема связана с тем, что многие участники рынка предоставляют услуги низкого качества – это приводит к падению репутации профессии. Поработав с непрофессиональным тренером, заказчик не видит ценности от такого взаимодействия и переносит это отношение на всех участников рынка.

У меня бывали случаи в общении с рядом клиентов, когда разговор начинался с рассуждений, как легко люди называют себя «тренером», «консультантом», «гуру» и прочее. Если так пойдет дальше, в ближайшее время стыдно будет называться тренером.

Фото с личной страницы Евгения Вяткина в Фейсбуке
Фото с личной страницы Евгения Вяткина в Фейсбуке

Что сегодня можно сделать, чтобы повысить качество услуг на рынке бизнес-образования?

Компания Pro Retail недавно присоединилась к Ассоциации развития менеджмента (членами ассоциации также являются Бизнес-школа ИПМ, компания «Ключевые решения», консалтинговая группа «Здесь и Сейчас», Центр системных бизнес-технологий SATIO, Бизнес-школа XXI век-консалт. – прим. «Про бизнес.»). Мы рассматриваем ее как площадку для формирования стандартов на рынке бизнес-образования. Наличие утвержденных, совместно принятых стандартов поможет клиентам легко сориентироваться, кто есть кто на рынке.

Уверен, что в Ассоциации мы можем также принять:

  • кодекс чести бизнес-тренеров,
  • сформулировать стандарты общения внутри профессионального сообщества.
Фото с сайта www.businesscoaching.cl
Фото с сайта www.businesscoaching.cl

Разработка таких документов, думаю, расставит все по своим местам.

И это будет более эффективно, чем просто ждать, пока некачественные услуги окажутся вытеснены с рынка в результате роста конкуренции.

Читайте также «Как повысить репутацию бизнес-тренеров и качество их услуг – мнение Александра Самойлова».

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Владислав11.05.2015

Абсолютно правильная мысль в этой статье. Развелось сейчас "гуру" бизнес тренеров,каждый научить хочет и денег заработать. В лучшем случаи за спиной пару лет в продажах и то без особых заслуг, насмотрятся на горе тренеров которые их обучали и думают, я мог бы лучше.И потом рассказывают какие у них заслуги.Заснуть у таких тренеров на занятиях хочется. Второй тип это бывшие педагоги, которые модную волну уловили и думают чем я хуже,можно и по преподавать и бабла срубить.
Таким лучше на семинарах вопросы про поля не задавать,можно и в краску загнать.Вот и профессионализм у наших продавцов "торговых" страдает от этих горя "гуру". Приходят потом продавцы на собеседования все в дипломах,куча тренингах за спиной а сами дуб дубом в работе оказываются. В общем смотрите на репутацию бизнес тренера и рекомендации не поленитесь собрать,а то жаль выброшенных денег будет.

Михаил Мацкевич11.05.2015

"Известно, что когда в пруду места становится мало – рыба идет в другой пруд." Вот чем хороша работа с тренером, так это расширением картины Мира. Рыбы ходят от пруда к пруду. Буду знать. Ну а если серьёзно, то согласен с Александром Столяровым, рынок расставит всё по местам. Голосование рублем очень даже честный процесс.

Alexander Stoliarov5.05.2015

Мне кажется эта ассоциация, это попытка самопровозглашенных профессионалов закрепиться на рынке, монополизировав его, обозначив свой статус, регалии, опыт работы и тем самым забрать всех самых жирных клиентов. Ведь надо объяснить клиенту, почему их услуга стоит 1000-1500 в день.
Но ребята понимают, что это все полумеры, так как их все равно будут обходить начинающие консультанты, предлагающие такие же услуги, но за меньшие деньги. Здесь только рынок все решит.
Вяткин правильно сказал, что любой консультант с чего-то начинает и в последствии может дальше развиться и перейти на новый уровень. И это нормально. Родиться "гуру" не дано никому. Это результат больших достижений и больших ошибок. А большие ошибки допускают в не меньшем количестве и "знаменитые" тренера...

Virineya Stashinskaya4.05.2015

Об аккредитация тренинговых центров и сертификации бизнес-тренеров как раз будет рассказывать Ирина Лыскович (Директор БИЗНЕС-ШКОЛЫ XXI ВЕК-КОНСАЛТ, Председатель Ассоциации развития менеджмента) на конференции "Лига профессионалов", 5-го июня, в Минске.
http://www.ta-aspect.by/Vtoraya-konferenciya-dlya-biznes-trenerov-Liga-professionalov-Upravlyat-Obuchat-Vdohnovlyat

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент