Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,27 USD 3,2663 +0,0023
  • 3,48 EUR 3,4803 +0,0006
  • 3,49 100 RUB 3,4903 -0,0004
  • 10 CNY 4,4983 +0,0083
Рынки «Про бизнес» 13 мая 2015

Как кризис повлиял на занятость и зарплаты топ-менеджеров. Наблюдения Елены Рубановой

Какие зарплаты компании готовы платить топ-менеджерам в кризис. На каких управленцев сегодня спрос на рынке труда. Какие требования предъявляются к соискателям. Рассказывает Елена Рубанова, директор рекрутинговой компании «Ключевые персоны» (консалтинговая группа «Ключевые решения»)

Фото с сайта psp-consult.deФото с сайта psp-consult.deФото с сайта psp-consult.de
Фото с сайта psp-consult.de

– Начавшаяся рецессия в экономике сказалась на рынке труда:

  • Компании сокращают расходы на персонал, в т.ч. сокращают состав социальных пакетов
  • Падают заработные платы не только в долларовом эквиваленте, но иногда – и в рублевом
  • В некоторых компаниях прошло сокращение сотрудников
  • Уменьшилось число вакансий

Как следствие, ужесточилась конкуренция среди соискателей. Рынок труда из кандидатского превратился в рынок работодателей.

Компании не прекратили поиск топ-менеджеров, но потребность в этих специалистах существенно снизилась. С одной стороны, это происходит потому, что предприятия оптимизируют численность персонала. Избавляются от лишних звеньев в структуре управления (сами структуры становятся более плоскими). Приостанавливаются запланированные ранее открытия новых направлений.

С другой стороны, руководители высшего звена стали менее активно менять места работы.

Количество открытых топ-вакансий, в сравнении с докризисным периодом сократилось в несколько раз. Но нельзя сказать, что исчез дефицит эффективных руководителей, который остро ощущался ранее. Да, предложений от соискателей на позицию топ-менеджера стало больше. Но работодателям по-прежнему очень непросто найти нужного кандидата на открытом рынке.

Кризис повысил уровень требований к топам со стороны собственников, но не качество самих специалистов.

На каких топов сегодня наибольший спрос

Разумеется, сегодня наибольший спрос на управленцев зарабатывающих подразделений, а также сотрудников направлений, без которых компания не может полноценно функционировать.

Фото с сайта bitzer.ru
Фото с сайта bitzer.ru

Самые распространенные на сегодня вакансии:

  • Коммерческий директор и директор по продажам в торговых компаниях
  • Технические руководители (главный инженер, руководитель производства и т.д.) в инжиринговых и производственных компаниях
  • Руководители в ИТ-сфере

Наибольшее снижение спроса отмечается на исполнительных и финансовых директоров, директоров по персоналу.

По наблюдениям нашей компании, тенденция объединения функций нескольких специалистов в одну должность характерна сегодня для всех уровней управления, в т.ч. и для топ-менеджеров.

Например, должность исполнительного директора в некоторых компаниях упраздняется. Его функционал передается генеральному и/или коммерческому директору. На главного бухгалтера могут возлагаться некоторые функции финансового директора (ведение управленческого учета, казначейские функции и др). Задачи же привлечения финансирования могут брать на себя первые лица компании.

Еще одна тенденция, характерная для малого и среднего бизнеса – возвращение собственников к оперативному управлению своими компаниями и увольнение наемных директоров.

Какие качества руководителей востребованы

Требования к компетенциям топ-менеджеров со стороны работодателей принципиально изменились и стали более жесткими.

В кризис предпочитают нанимать профессионалов, которые могут обеспечить бизнесу добавленную стоимость. Сейчас особенно востребованы неординарные руководители, которые помимо обычных для управленца качеств сочетают в себе стратегическое мышление и навыки опытного тактика. Те, которые способны просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, обладают высоким уровнем многозадачности.

В большей степени компании стали обращать внимание на опыт работы кандидатов, особенно в период предыдущих кризисов. И в меньшей – на образование и теоретическую подготовку. Сейчас надежней взять сотрудника-практика, пусть он не имеет дорого бизнес-образования. 

Наиболее актуальные сегодня специфические требования к профессиональному опыту руководителей:

  • Финансовый директор. Опыт привлечения кредитов, владение различными финансовыми инструментами оптимизации затрат, умение перераспределять ресурсы между различными ЦФО компании.
  • Директор по персоналу. В период оптимизации штата на первый план выходят знание трудового законодательства и умение работать с высвобождающимися сотрудниками.
  • Коммерческий директор. Умение формировать гибкую ценовую и ассортиментную политику, расширять каналы сбыта, находить новые рынки.

Среди других общих требований, которые сегодня предъявляются к топам можно выделить:

1. Гибкость и оперативность. На рынке очень много ситуаций неопределенности. Надо уметь мгновенно, оперативно реагировать на них. Эффективно работать на коротком временном промежутке, без длительного планирования.

2. Умение учитывать как внутреннюю ситуацию в компании, так и особенности внешней среды. Угрозы, возможности, сильные и слабые стороны. То есть нужно уметь на практике реализовывать все стороны SWOT-анализа.

3. Позитивный настрой. Панические настроения, особенно в начале года, четко прослеживались в коллективах. Чтобы компания могла нормально работать, руководитель должен быть примером для сотрудников. Быть спокойным, уверенным в себе. Уметь вдохновлять.

Фото с сайта hr-portal.ua
Фото с сайта hr-portal.ua

4. Умение брать ответственность. Собственники выбирают топов, которые сегодня готовы разделять с ними ответственность за деятельность компании.

Да, раньше эти требования также предъявлялись топ-менеджерам. Но сейчас их значение и актуальность усилились. Одно дело – когда управленец работал на растущем рынке, в ситуации когда бизнес «идет» и приносит положительные результаты. И другое – нынешняя ситуация, которая требует работы в новых условиях.

На что обращать внимание при подборе топ-менеджеров

Прежде всего, собственник (или руководитель бизнеса) при подборе кандидата на ключевые позиции должен:

1. Оценить ситуацию, в которой находится компания.

2. Сформулировать цели и задачи, которые будут поставлены перед новым руководителем.

3. Определить сроки их достижения.

Все это поможет создать профиль должности топа, сформулировать требования к кандидату, понять, какое поведение должен демонстрировать этот человек. Этап оценки кандидатов при выборе руководителей имеет очень большое значение. Риск ошибки велик, а цена ее огромна.  При приеме на работу топ-менеджеров и специалистов на ключевые позиции можно использовать технологии Центра оценки – assesment center. Моделировать определенные рабочие ситуации, и затем наблюдать – как поведут себя кандидаты, какие решения будут принимать.

После приема на работу, на практике, минимальный срок адаптации для топ-менеджера обычно составляет полгода. Реальных результатов от него можно ждать через 9-12 месяцев.

Фото с сайта dou.ua
Фото с сайта dou.ua

Однако собственники сегодня ожидают более быстрой отдачи. Это особенно важно в кризисный период, когда очень быстро меняется ситуация и промедление, ошибки адаптационного периода могут привести к гибели бизнеса. Понятно, что так происходит не у всех компаний, но тем не менее – это можно наблюдать. Сегодняшняя задача для собственника – сократить период ввода в должность и выхода на запланированные результаты.

Поэтому советую не торопиться, производить тщательный поиск и отбор кандидата. И если он не устраивает – очень быстро увольнять.

Как изменились зарплаты топ-менеджеров

additiv-pr.de
additiv-pr.de

Диапазон заработных плат для одних и тех же должностей в разных компаниях большой. Уровень вознаграждения топа зависит:

  • от размера и оборота компании
  • стадии ее развития/положения отрасли
  • сложности бизнеса
  • насколько ключевой является должность и фигура конкретного топа – для бизнеса предприятия в целом

Очень усредненно зарплаты в настоящее время колеблются в следующем диапазоне:

  • Директор (генеральный директор) – $2 – $10 тыс. (при этом есть и более высокие зарплаты) в месяц без учета годовых бонусов. Размер годовых бонусов может составить до 100% от выплаченной годовой ЗП.
  • Коммерческий директор: $1,5-2 – $5 тыс. (+ годовой бонус до 50%)
  • Финансовый директор: $2 – $5 тыс.
  • Директор по персоналу: $1,2 – $4 тыс.

Приведу также данные из «Аналитического обзора рынка труда и зарплат, 1-2015», подготовленного Консалтинговой группой «Здесь и сейчас». В феврале 2015 вилка ежемесячного уровня дохода составляла:

  • для генерального директора  от 16 млн до 126 млн белорусских рублей
  • исполнительного директора – от 11 млн до 45 млн белорусских рублей
  • коммерческого директора – от 15 млн до 66 млн белорусских рублей
  • финансового директора – от 9 млн до 73 млн белорусских рублей
  • директора по персоналу – от 9 млн  до 37 млн белорусских рублей

Доход указан net («чистыми» на руки), с учетом усредненной суммы премий, без учета годового бонуса.

Значительный разброс зарплат также объясняется зависимостью от политики работодателя в конкретной компании. Некоторые предприятия проиндексировали зарплаты, другие – выбрали политику поэтапного ежемесячного повышения.

Есть предприятия, которые только планируют пересмотр зарплат в апреле-мае 2015 или во второй половине этого года. Есть, как я уже говорила, те, кто не повысил, а наоборот – понизил зарплаты.

Общая тенденция:

У топов произошло некоторое снижение зарплат. По разным категориям руководителей – на разный процент. Например, для директора по перcоналу снижение может достигать 30%.  Если это более ключевые фигуры, например финансовые директора или коммерческие, – сокращения составили 10%-15%. Изменилась структура заработной платы:

  • Собственники стараются сократить базовую, окладную часть. Максимально привязать бонусы – к конкретным результатам работы компании.
  • Кандидаты, зная ситуацию на рынке, стараются добиться максимальной базовой части зарплат.
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.