Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,24 USD 3,2421 -0,0122
  • 3,46 EUR 3,464 -0,0054
  • 3,5 100 RUB 3,4968 +0,0123
  • 10 CNY 4,451 -0,0265
Мастер-класс 18 июля 2016

4 качества менеджеров по продажам, которые воспитывает руководитель

Фото с сайта kommersant.ru
Фото с сайта kommersant.ru

Какими основными качествами должны обладать менеджеры по продажам и как руководителю их развить. Почему это не всегда получается сделать. Примеры приводит наш эксперт, бизнес-тренер Андрей Карпенко

— Чтобы понять все составляющие профессии, продажнику важно составить собственный план, оценить профессиональный капитал, «понабраться» полезных инструментов по нужным направлениям и двигаться вперед в профессиональном развитии.

Задача руководителя здесь — в том, чтобы помочь развить эти качества.

Как развить в продавце целеполагание

Целеполагание — четкое понимание продавцом целей своих продаж и того, что он хочет получить в результате.

Можно дать своим продавцам возможность самим выставлять себе план продаж. И не говорить им окончательную цифру — пусть они назначат ее сами. А вы как руководитель сравните полученные результаты с вашими предварительными. Если менеджеры по продажам выставили более высокий план — замечательно. Если выставили меньше — вы вместе с ними его корректируете, пытаетесь выйти из положения и увеличить результаты.

Фото с сайта 4roller.info
Фото с сайта 4roller.info

Отмечу, что практика показывает — при развитии этого качества нередки случаи, когда руководитель говорит сотруднику, чтобы тот выполнил максимально возможный для него план и не ставил минимальных целей. А это уже грубая ошибка. Этим вы как руководитель сами даете сотруднику пути отхода в случае неудовлетворительных результатов.

Звучит это так: «Сделай сколько сможешь!» В таком случае он всегда может сказать, что сделал все возможное, но у него не получилось: «Сколько смог — столько сделал».У меня в практике был один случай. Менеджер по продажам очень часто приходила к одному клиенту в магазин — для того, чтобы тот сделал заказ на новую продукцию (на обычный ассортимент она делала заказы автоматически). Но директор магазина не хотел слушать информацию, которая касалась заказа нового продукта. Это происходило потому, что девушка ставила себе цель продать товар, в том числе новый, на определенную сумму.

После обсуждения ситуации была поставлена немного другая цель. На самом деле девушке нужно было сделать так, чтобы клиент ее выслушал. И после двухминутного разговора перейти к обсуждению нового продукта. Это гораздо эффективнее, чем с порога начинать продавать новый товар.

Как научить задавать вопросы клиенту

Это качество относится к выяснению потребностей клиента. Нужно задавать правильные эффективные вопросы, чтобы клиент сообщил дополнительную информацию.

Убедитесь, что сотрудник может сходу написать 10−15 вопросов, которые задаст клиенту. Если сотрудник создаст этот список, то сможет выбрать 2−3 подходящих для конкретного клиента.

Как руководители губят это качество в сотрудниках? Предельно просто — руководители сами не задают им никаких вопросов. Спросите у себя: «Как много вопросов я задаю сотрудникам? Показываю ли я им на своем примере, что и как делать? Умею ли я сам задавать вопросы клиенту, прояснять ситуацию?»

Если вы как руководитель только ставите задачи, не задавая вопросов сотрудникам, они скопируют вашу модель поведения и со спокойной душой, приходя к клиентами, будут продавать им товар таким же образом, используя модель «бульдозера». В подобной ситуации сотрудники не готовы к возражениям клиентов. Они считают, что нужно сильнее «газануть», привести побольше примеров и доказательств, чтобы твой товар взяли.

Фото с сайта buldozer-msk.ru
Фото с сайта buldozer-msk.ru

При этом учтите, что многие сотрудники после прохождения тренингов, которые компании проводят для персонала, делают для себя вывод — стоит задавать какие угодно вопросы, только бы «завалить» ими клиента. Но ни один клиент не станет отвечать на кучу вопросов. Он ответит на первые 2−4, а затем задаст свой, вполне логичный вопрос: «С чем пришли?»

Как развить умение влиять на собеседника

Речь идет о работе с аргументами, о разрешении сомнений и возражений, завершении сделки.

Если вы хотите выполнять эти действия хорошо, на помощь приходят скрипты, сценарии, опыт коллег внутри вашей компании, эффективные программы тренировки продаж.

1. Попросту соберитесь один раз со своей командой. Запишите все речевые модели и потом периодически их дополняйте. Этими действиями вы создадите полезную базу знаний, в которой содержатся ответы, к примеру, на 20 самых частых возражений, аргументы в пользу товара для различных категорий клиентов, примеры того, что говорить при завершении сделки.

2. Вызывайте к себе сотрудников и разбирайте рабочие ситуации, вычленяйте из них типичные модели поведения при работе с возражениями.

3. Сразу начинайте отрабатывать найденные решения. Сотруднику предложите повторять нужные фразы по 2, 3, 5 раз, пока он с ними не породнится.

4. Станьте для сотрудников ролевой моделью. Если руководитель только поставил перед сотрудником цель, но сам никогда ничего не продавал, то сотрудники также это воспримут как некую ролевую модель.

5. Второй способ показать, как надо поступать — самому поехать с сотрудником «в поле» к клиенту, провести с ним переговоры и совершить успешную сделку.

Не стоит слишком эмоционально радоваться своим результатам, быть самодовольным и говорить сотруднику что-то вроде «ты теперь понял, как это делается, в следующий раз повторишь».

6. Проведите разбор полетов после встречи с клиентом. На равных обсудите с сотрудником положительные и отрицательные моменты.

Как привить способность развиваться

По моему опыту, 2 человека из 10 готовы развиваться самостоятельно. Остальные же развиваются только по принуждению руководителя. Вырабатывайте такое качество, как самообучение у сотрудников с осторожностью. Чтобы они от обучения не уставали, но его хватало для профессионального роста. Для этого лучше всего разбудить в них живой интерес к личному развитию. Например:

  • Создайте корпоративную библиотеку
  • Делитесь с сотрудниками полезными фильмами
  • Раз в неделю возьмите за правило обсуждать то новое, что вы узнали, услышали, прочитали или опробовали на практике.

Голословные заявления о важности личного развития для каждого и отсутствие действий с вашей стороны делу не помогут.

Пример из жизни. Когда на аттестации руководитель отметил необходимость личного развития, поручил сотрудникам изучить материалы, книги и тренинги, последовал логичный вопрос: «А вы сами изучили это?». Руководитель ответил: «А зачем? Мне это не надо!».

В таком случае сотрудники обычно копируют поведение руководителя, и им тоже развитие становится ненужным. По меньшей мере, необязательным.

Еще один случай из практики. Руководитель спросил у меня после управленческого тренинга: «Я так хочу, чтобы мои сотрудники развивались, с чего мне начать? Ведь они совсем ничего не делают, никак не развиваются, просто сбывают товар».

Ответ прост — начните с себя!

Андрей Карпенко
Андрей Карпенко

Андрей Карпенко

Профессиональный тренер

16 лет в продажах, управлении, практическом обучении.
Эксперт по развитию профессионального капитала
Опыт работы в Philip Morris, Henkel, Danone, RTL-holding
Клиенты: Colgate&Palmolive, BelorDesign, Garsia, Oasis Group, ПО Белоруснефть, Conte Trade и другие.
Провел оценку более 1200 продавцов и 180 Руководителей.
Лучший результат в стране по совместным полевым тренингам — более 800 (продажи, переговоры, управление).
Организатор тренинга HotSalesDay
Основатель проекта и сообщества «Работа Как Хобби»
Автор книг: «Решебник для Руководителя», «Хочу нормальную работу», «Собеседование на отлично»

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.