Войти
Мастер-класс
«Про бизнес.» 3 декабря 2014

Как правильно ставить грандиозные цели и не бояться их достигать. Часть 1

О том, как делать невозможное возможным: определять для компании прорывные амбициозные цели, претворять их в жизнь и решать проблемы, которые возникают во время внедрения инноваций, рассказал Валерий Сушков, руководитель Международного университета ТРИЗ, основатель компании ICG Training & Consulting (Энсхеде, Нидерланды). Его мастер-класс прошел в рамках конференции «Топ-менеджмент: большая цель!» в Минске.

Валерий Сушков. Фото с личной страницы на Фейсбук

– Я постоянно путешествую по миру. Встречаюсь с топ-лидерами и менеджерами крупнейших корпораций. И прекрасно вижу, что сегодня недостаточно просто войти на рынок, к примеру, Западной Европы. Это обеспечит компании только выживание. Больших миллионов и миллиардов на этом уже не заработаешь. Реальные деньги в условиях перенасыщенного рынка можно получить, внеся отличие от существующего предложения. Для начала его надо увидеть и реализовать. В этом помогает методика ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера), развитием которой белорусские специалисты занимались в Советском Союзе. Я занимаюсь ее внедрением более 30 лет. 

Расскажу, как применять наши технологии для выработки инновационных бизнес-идей, постановки целей и решения проблем во время их реализации.

Вот 2 общие стратегии, которые используются в жизни и бизнесе:

Данные: презентация Валерия Сушкова
Источник: презентация Валерия Сушкова

Внизу слева – фотография магазина часов Omega в Швейцарии: красиво, неплохой дизайн. Но могу сказать, что в основном магазин работает по бизнес-технологии, которую кто-то придумал раньше. Опираясь на такую стратегию, вы можете открыть бизнес, который будет успешным или неуспешным. Но скорее всего, он будет ассоциироваться с картинкой, которую кто-то создал. Вы будете просто ее «раскрашивать». 

Одновременно посмотрите на IKEA, создатель которой вышел на рынок с отличающимся деловым предложением. Он не повторил чужую картинку, он создал шедевр. И его бизнес перерос в многомиллиардный.

Расскажу, как реализовывать идеи для второй стратегии.

Ставить большие цели можно в любом возрасте

Я слушал скайп-интервью Евгения Чичваркина. Он сказал, что во второй половине жизни уже можно позволить себе делать то, что хочется.

Я же скажу, что начать реализацию идеи можно в любой точке жизни. При этом выделяют 3 пика творческой активности:

  • 13-14 лет. Считается, что это максимальный пик, когда человек может придумывать что-то новое. Потом люди заканчивают школу, поступают в университет. Начинаются внутренние ограничения по принципам «ты ничего не можешь придумать», «ты ничего не можешь сделать», «делай то что тебе говорят».
  • 23-24 года. Обычно это происходит со студентами, которая заканчивают университет и верят, что могут переделать окружающую действительность
  • 65+. Я встречался с людьми, которые открыли свой бизнес в это время. Они говорили, что не могли себе позволить сделать это раньше, потому что нужно было обеспечивать себя и семью.
    То, что людям 67-79 лет, еще не говорит, что им поздно заниматься бизнесом или ставить перед своей компанией большие цели.

Чтобы быть конкурентной, идея должна быть радикально новой 

 Идея, которую вы хотите реализовать в бизнесе, может соответствовать 4 уровням:

Источник: Презентация Валерия Сушкова
Источник: презентация Валерия Сушкова

Повторение пройденного. Вы решили открыть магазин, который будет продавать вино. Вы находите инвестора и делаете все по стандартному сценарию.
Инкрементное улучшение. Вы можете дополнить стандартное товарное предложение. Например, продавать более качественные сорта вин.
Радикальное улучшение. Создать собственный вид вина и продавать его в магазине.
Создание нового. Вы делаете нечто, чего раньше не существовало.

Если вы хотите добиться чего-то существенного бизнесе, ваша идея должна быть направлена на создание радикально новой идеи. Затем она формулируется в конкретную цель (назовем ее Достойной Целью). Вот ее критерии:

Источник: Презентация Валерия Сушкова
Источник: презентация Валерия Сушкова

Пояснения:

  • Конкретность цели может оцениваться по SMART.
  • Если вы знакомы со стратегией «голубого океана» (генерация и реализация бизнес-идей, которые создают не существовавший ранее спрос на новом рынке – «голубом океане» – прим. «Про бизнес.») отсутствие конкуренции будет вашим океаном.
  • Финансовая независимость не говорит о том, что у вас должно быть много денег. Разработку и внедрение идеи надо вести в условиях, когда просто не требуется много денег.
  • Личная заинтересованность обозначает, что во время реализации цели вы должны быть одним целым с ней. При этом наблюдается 2 типа бизнесменов: те, кто одержим целью на 110%, и те, кому удалось найти баланс между работой над ее достижением и личной жизнью. Я бы рекомендовал выстраивать поведение по второму варианту. Это сделать очень трудно, но необходимо. Ведь на одержимости можно выгореть. Если не отображать себя в ком-то еще, допустить ошибку в бизнесе намного проще.

Личный пример

В 1995 году я начал говорить о создании международного университета ТРИЗ. Даже мои коллеги и единомышленники отговаривали меня, доказывая, что это труднодостижимо. Тогда о методике в мире никто не слышал. 

Прошло 19 лет. Насколько хорошо работает методика в бизнесе, можно увидеть на примере компании Samsung. В начале нашего сотрудничества мои коллеги поехали в Южную Корею, провели в компании 3 месяца и обучили нескольких специалистов. Затем Samsung колебался 5 лет. 

В 2001 году я встретился с одним из директоров компании. В то время она была одержима идеей обогнать Sony. Мы пришли к договоренностям, бюджет под ТРИЗ был открыт. В компанию отправились белорусские специалисты. Они создавали рабочие группы, которые решали проблемы, на которые ранее у Samsung  уходили годы. Например, удалось снизить стоимость производства DVD-привода без потери его функциональности. Экономия только на этой разработке составила  $150 млн в год. 

Сегодня обучение по нашим методам прошли более 5 000 специалистов компании. ТРИЗ считается одним из главных преимуществ, которое позволило Samsung обогнать прямых конкурентов.

Вот пример недостижимых на первый взгляд целей. Сегодня нашими методиками пользуются многие международные компании:

Данные: презентация Валерия Сушкова
Источник: презентация Валерия Сушкова

Стратегия достижения цели

После того, как вы предельно конкретно сформулировали амбициозную цель, к которой хочет прийти ваша компания, надо определить несколько макро-целей, необходимых для ее достижения. Каждая из них состоит в свою очередь из микро-целей – последовательности действий и задач.

Общее дерево целей может выглядеть вот так:

Источник: презентация Валерия Сушкова

По ходу реализации микро- и макро-цели, а также планы по их выполнению могут уточняться и корректироваться. Не меняется только ваша главная цель. Стратегию по ее достижению можно передать на рисунке:

Источник: Презентация Валерия Сушкова
Источник: Презентация Валерия Сушкова

Продолжение следует.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент