Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Мастер-класс
«Про-бизнес.» 29 декабря 2014 1

Как правильно увольнять и увольняться в 2015

Кризис закончится, а дурную репутацию, которую можно получить из-за «некрасивых» увольнений, изменить будет сложно. И работодателю, который сокращает штат, и увольняемым сотрудникам важно выйти из положения с наименьшими потерями. Наш эксперт Ксения Кручинина рассказывает, как во время увольнений в кризис следует вести себя обеим сторонам.

Фото с сайта business.financialpost.comФото с сайта business.financialpost.comФото с сайта business.financialpost.com
Фото с сайта business.financialpost.com

– Традиционно бытует мнение, что кризис – время почистить ряды и уволить сотрудников, до которых «в мирное время» не доходили руки или действовал принцип «ну хоть какую-то пользу он приносит», «пусть эту неинтересную и рутинную работу делает она».

Я соглашусь с этим, потому что тоже считаю, что сложные времена дают возможность оставить только самых производительных и эффективных. Однако есть очень важный момент, про который руководители компаний или отделов часто забывают: даже расставаться надо достойно. Вот пара советов для обеих сторон, как себя вести при увольнениях.

Как правильно увольнять: советы работодателю

Прощайтесь или мягко или нейтрально. Мягкий вариант подходит для сотрудников, с которыми расставаться жалко, но необходимо. Предложите им оставлять ваши координаты в качестве рекомендателя или заранее составьте рекомендательное письмо с печатью и подписью.

В 2011 году мне довелось наблюдать чистку одного отдела продаж. Слабых «сбросили со скалы» сразу и без жалости. Но одного сотрудника директор никак не мог уволить. Хотя показатели этого специалиста были даже хуже, чем у тех, с кем компания рассталась. Когда я и директор стали разбираться в ситуации, оказалось, что этот сотрудник является  «душой отдела». Он формирует сильную корпоративную культуру, к нему тянутся все без исключения, он знает всех и вся, в курсе личных проблем. Тогда мы прибегли к мягкому пути увольнения.

Я помогла найти сотруднику новое место (предварительно предупредив нового работодателя о сильных сторонах кандидата и слабой эффективности в области продаж). Руководитель устроил отличный вечер прощания со всем отделом. С сотрудником мы договорились, что если на новом месте ему будет нехорошо, а у компании дела пойдут лучше, то можно будет обсудить вариант возвращения. В этой истории все остались довольны. Директор получил лояльность оставшегося персонала. Люди увидели, что их не выкинут на улицу и с их любимчиком поступили более чем достойно.

Если же сотрудник уволен по делу (низкие показатели, лень, сложный характер), не надо его «лечить» и объяснять причины. Достаточно нейтральных фраз «спасибо за работу, мы вынуждены попрощаться». Любые ваши доброжелательные пояснения с целью помочь человеку могут по итогу вылиться в агрессию с его стороны. Люди, как правило, склонны обвинять в своих неудачах других. Не стоит становиться объектом ненависти по причине увольнения.

Готовьтесь к увольнению персонала заранее. Если вы намерены уволить часть сотрудников, спланируйте этот процесс и подготовьтесь к нему заранее. Прошло уже очень много лет, а я до сих пор слышу рассказы, как в одной ИТ-компании увольняют за одну ночь. Сотрудник приходит утром на работу, а его компьютера уже нет и у него есть пара минут, чтобы забрать личные вещи. Конечно, такие увольнения не делают чести компании.

Если вы решили уволить менеджера, который имеет доступ к закрытым данным, вы опасаетесь, что клиентская база может оказаться в его домашнем компьютере, продумайте, как «отключать» специалиста от секретной информации. Делайте это заранее и постепенно.

Сообщайте об увольнении заранее. Очень скользкий момент. Как HR, я всегда за то, чтобы сообщать людям об увольнении заранее и давать им возможность подготовиться. Однако я еще не встретила ни одного директора, который согласился бы со мной. Позиция руководителя следующая: «Если сообщить об увольнении сейчас, сотрудник перестанет работать и будет сидеть в Интернете в поисках новой работы. А так, ничего не зная, он продолжит выполнять свои обязанности». Да. Но при увольнении, особенно в кризис, можно проявить сочувствие и позволить поискать работу в оплачиваемое вами время.

Совсем недавно мы увольняли сотрудника, который как специалист был очень хороший, но медленный: совсем в нашем темпе не успевал. Мы разрешили ему ходить на собеседования в рабочее время. Так вот, он днем ходил на них, а потом возвращался в офис и сам (никто его не вынуждал) отрабатывал часы, которые провел на встречах. Когда этот парень нашел новое место, он принес шоколадку мне и своему непосредственному руководителю.

Не увольняйте чужими руками. Самое негативное, что могут сделать руководители. Например, директор поручает провести процедуру увольнения непосредственному руководителю. Тот пытается делегировать обязанность HR-ам и т.д. За время моей практики директора увольняли моими руками, увольняли руками собственников, руководители увольняли через директоров. Это слабость, и это недопустимо. Во всех книгах по воспитанию детей всегда прописан очень важный пункт: и мама, и папа должны вместе выражать одинаковое мнение, во всех решениях в отношении ребенка поддерживать друг друга. Так и с персоналом. Если решение принято, то директор, непосредственный руководитель и HR должны быть на одной стороне, даже если кто-то не согласен.

Нельзя в глаза говорить об увольнении, а за спиной сообщать сотруднику что «я то был против». У человека всегда остается негативное ощущение, если он чувствует, что кто-то что-то ему не договорил.

Разрешите «отметить» увольнение. Прощание с сотрудниками – тоже элемент корпоративной культуры. Если у специалиста не было контакта с коллективом, то он и не будет устраивать прощание. Если у сотрудника были тесные дружеские отношения с коллегами, а вы запретите сделать сладкий стол перед уходом – ждите комментариев и сплетен в свой адрес.

 
Фото с сайта mintdigital.ca
Фото с сайта mintdigital.ca

Как лучше увольняться: советы сотрудникам

Вот что я советую делать, если стало известно, что вы попали под сокращения:

  • Не стоит прощаться с работодателем плохо и сообщать ему все, что вы думаете «об этой конторе». Никогда неизвестно, где могут переплестись ваши дороги.
  • Подготовьте свои дела для передачи коллегам. Один из самых красивых жестов, который мне доводилось наблюдать – сотрудник, зная об увольнении, привел папки и документы в порядок, сделал пометки и комментарии для другого специалиста, берег и беспокоился об информации, которую он так тщательно собирал.
    В подобных случаях мнение компании и руководства о таком специалисте возрастает. После кризиса можно рассчитывать вернуть свое место или хотя бы получить хорошие рекомендации.
  • Сообщите клиентам и партнерам об увольнении. Позвоните или напишите, с кем им контактировать после вашего ухода. Тоже отличный жест. 
    Чаще всего уволенные сотрудники если и звонят своим прошлым клиентам, то чтобы сообщить о смене работы и о том, что товар теперь лучше заказывать в новой компании.  Я же советую: не стоит портить отношения с бывшими работодателями. Минск – очень маленький город.
  • Заручитесь возможностью оставлять координаты  работодателя в качестве рекомендателя.  Когда вас сокращают в кризис, чаще всего это говорит о том, что вы не показали выдающихся результатов. Но при этом шансы на поиск хорошей работы повышаются, если нынешний руководитель готов подтвердить, что как специалист вы хороши, просто нынешние обстоятельства не позволяют компании содержать большой штат.
  • Проведите работу над ошибками. Подумайте, почему сократили именно вас, постарайтесь поискать причины в первую очередь в себе, а не в работодателе.  Воспримите это увольнение как шаг навстречу новому и на следующем месте не совершайте тех же ошибок. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Борис Продухо3.01.2015

Когда буду директором большой компании возьму себе в заместители похожую девушку.

Платный контент