Войти
Мастер-класс
«Про бизнес.» 22 января 2015

Чтобы быть востребованными на рынке труда в кризис, начните осваивать эти навыки прямо сейчас

Получать новые навыки и знания в кризис рекомендуется хотя бы для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Аккредитованный тьютор программ MBA The Open University Business School (Великобритания) Ирина Белова рассказала о компетенциях, которые пригодятся сегодня специалистам практически любой сферы бизнеса.

Фото с сайта hockey-live.ruФото с сайта hockey-live.ruФото с сайта hockey-live.ru
Фото с сайта hockey-live.ru

– В кризис перестают работать устоявшиеся способы принятия решения – они просто не приводят к нужному результату. Меняются тренды во внешнем окружении. Чтобы подстроится под новые реалии, увидеть иные возможности рынка, уловить его угрозы, нужна не только гибкость, но и скорость. Вот контур действий во время кризиса:


Чтобы быть гибким, и линейным менеджерам, и высшему звену в кризис важно получать навыки и знания, которые помогают применять иные, чем прежде, подходы в работе и ведению бизнеса. 

Учитесь навыкам критического мышления

Гибкость мышления и скорость действий напрямую зависит от образа мысли. От тех методов, которые мы используем и которым учились, которые зачастую находят отражение в формальных и неформальных стандартах работы.

Например, сегодня мы видим, что отношения между игроками рынка зачастую выстраиваются на принципах жесткой конкуренции. Компании дают скидки, привлекают ценой. Собственники, топ-менеджеры, линейный персонал именно так привыкли действовать, мыслить. В кризис это может привести к плачевным результатам.

Бизнес начинает демпинговать, в итоге денежный оборот и ликвидность резко ухудшаются. Тем самым, компании сами себя загоняют в угол. Мало кто подумает: почему бы не объединиться с конкурентами, и вместо жесткого противостояния перейти к сотрудничеству, использовать совместные возможности на каких-то новых рынках. Но именно другой образ мысли и действия позволяет выйти из порочного круга, в который загоняет ценовая конкуренция.

Но легко сказать, что надо уметь видеть альтернативы и отказаться от привычного способа мышления.

В кризисный момент, когда очень важно выявить и сломать устоявшиеся стереотипы, возникают психологические барьеры, препятствующие позитивным изменениям. От сотрудников, менеджеров требуется честно и открыто признаться в том, что их способы работы – неэффективны.

Согласитесь, что это определенная психологическая ломка, борьба с самим собой.

Кризис – это перестройка. Не случайно в эти моменты говорят о новом мышлении, умении сломать внутренние барьеры. Это было и в 1985 в СССР, и в начале 1991. Принцип: «Мы знаем, что этот способ хороший, потому что всегда приводил к ожидаемому результату» может сегодня не сработать.

Сегодня на рынке труда будут востребованы сотрудники, которые умеют критически мыслить. То есть осмысливать то, что происходит, анализировать опыт, логически рассуждать, выявлять сильные и слабые стороны и альтернативные подходы.

Соответственно, учебные программы бизнес-школ должны строиться на современных образовательных подходах и технологиях:

  • проблемно-ориентированном подходе;
  • технологии развития критического мышления;
  • системном подходе;
  • технологии развития креативного мышления.

Освойте техники наставничества и деловых игр

Самостоятельно работнику может быть трудно справиться с новыми условиями (особенно если в компании существует культура поиска виновных). Ему нужна поддержка со стороны старших менеджеров, экспертов, консультантов. Поэтому становятся востребованными:

  • навыки коучинга и наставничества;
  • владение техниками мозгового штурма и другими методы, которые помогают вовлечь сотрудников в поиск и выработку альтернативных идей;
  • владение техниками проведения деловых игр, которые позволяют справиться со стереотипами мышления, выйти за рамки устоявшихся способов работы и принятий решений. 

Разберитесь с инструментами делового анализа и мониторинга

В кризис в белорусских компаниях ярко проявилась абсолютно очевидная проблема: сотрудники не умеют выстраивать аргументацию и подкреплять ее соответствующими доводами. Очень часто даже менеджеры высшего звена не принимают решения на основе доказательств, путая факты с собственными мнениями и мнениями людей, которые имеют на них влияние.

Как только в компании появляется идея, которая вроде бы перспективная, на первых взгляд, вместо критической оценки начинается подтасовка и сбор фактов – в пользу ее принятия. Рассмотрение альтернатив, сбор фактов и доказательства для каждого из других возможных вариантов не происходит, равно как и нет оценки. Пусть каждый собственник задастся вопросом: как, например, он определяет грань между тем, содержать собственный отдел маркетинга или же сократить его численность, заказывая при необходимости услуги по рекламе и продвижению на аутсорсинге?

Оценивать все альтернативы надо объективно. На основе фактов, а не по принципу «мы так хотим». Поэтому сегодня важно обучаться:

  • навыкам мониторинга;
  • методикам проведения оценки и анализа;
  • навыкам активного слушания;
  • навыкам сбора и обработки данных. Интересно то, что многие менеджеры не оценивают должным образом важность этих навыков.

Каким образом получать знания

В формате корпоративного обучения нет смысла обращаться к лекциям и теоретическим семинарам. Я бы рекомендовала глубоко интегрировать обучение в практическую деятельность и наоборот. Если компания проводит изменения, например, внедряет проект бережливого производства, сотрудники должны одновременно и учиться – познавать, осмысливать его принципы. Безусловно, для этого нужна поддержка. Не всегда у сотрудников хватает сил все усвоить. Про наставничество и коучинг со стороны руководителей я говорила выше.

Фото с сайта el-fuego.ru
Фото с сайта el-fuego.ru

Любая информация, которую сотрудник получил на тренингах, семинарах, мастер-классах бесполезными не бывает. Трудно, например, думать и искать альтернативные варианты организации продаж с пустой головой – без знаний фактов, идей, бизнес-теорий и концепций. В этом смысле бесполезных знаний не бывает. Но надо понимать, что их получение является отправной точкой, а не конечным пунктом назначения. Для использования знаний как раз и нужны навыки критического мышления.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент