Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Мастер-класс «Про бизнес» 22 сентября 2014

«Рыбья кость» и другие полезные инструменты, которые помогут увидеть риски и не завалить проект

Чтобы повысить шансы на успех любого проекта, при прогнозе сроков и бюджета нужно обязательно учитывать влияние рисков. Ну а чтобы учесть риски, их сначала нужно увидеть. Каким образом – рассказывает наш эксперт Максим Якубович.

Фото с сайта taringa.netФото с сайта taringa.netФото с сайта taringa.net
Фото с сайта taringa.net

– Начнем с моего любимого инструмента – диаграммы Исикавы. Как вы поняли, назвали диаграмму в честь того, кто ее придумал.

На главной оси откладывается потенциальная проблема – например, срыв сроков проекта. На больших «костях» диаграммы откладываются источники возникновения риска.

Затем по каждому источнику риска проводится «мозговой штурм» относительно последствий, связанных с этим источником, которые могут привести к проблеме. Последствия записываются на вертикальных «косточках».

Все записи на диаграмме – это и есть риски проекта, которые, однако, надо еще правильно сформулировать. Правильная формулировка должна включать в себя описание условия возникновения риска и его последствия.

К примеру, на диаграмме есть запись такого последствия, как «Болезни членов команды». Как правильно сформулировать риск?

Можно сформулировать так:

  • Эпидемии инфекционных заболеваний в зимний период приведут к болезням членов команды проекта.

Или так:

  • Жаркое лето вызовет необходимость использования кондиционеров в офисе, что приведет к болезням участников проекта.

Как видим, последствие у риска одно, а условия возникновения – разные.

Давайте сформулируем риски «Изменения требований» для источника «Заказчик проекта»:

  • Недостаточно глубокая проработка требований на старте проекта приведет к необходимости изменения требований по ходу проекта.
  • Сложность понимания заказчиком требований к продукту проекта приведет к частым изменениям требований по ходу получения первых результатов.

Последующая работа с рисками сводится к поиску возможности воздействовать на причину (условие) возникновения риска, поэтому, чем точнее описана причина, тем проще найти «противоядие».

Если нарисовать диаграмму Исикавы для четырех аспектов проекта: сроков, бюджета, целей и качества, получим внушительный материал для идентификации рисков.

Диаграмма Исикавы – базовый инструмент для поиска причинно-следственных связей по рискам. С ее помощью мы заставляем себя думать о рисках и искать причины их возникновения.

Еще один простейший способ поиска рисков – изучение документов по проекту, таких как иерархическая структура работ (ИСР) проекта, техническое задание на продукты проекта, поиск аналогичных проектов в архиве компании. Если руководители похожих по содержанию проектов вели «Журнал проблем» в проекте или хотя бы написали «Усвоенные уроки» – это уже хороший источник для идентификации рисков.

Следующий способ – это поиск и изучение отраслевых классификаторов рисков. Это, по сути, отрефлексированный опыт отрасли. Такие классификаторы очень полезны – ничего выдумать не надо, риски из отраслевого классификатора рассматриваем как риски нашего проекта.

Хорошим примером классификатора рисков я считаю документ, выпущенный SEI (Software Engineering Institute) под названием Taxonomy-Based Risk Identification. Документ описывает три класса рисков для софтверных проектов, каждый класс декомпозируется на элементы и атрибуты.

Если вы управляете проектом не в ИТ-сфере, а в строительстве, тоже нужно искать таксономию отраслевых рисков. В русскоязычном интернете мне ничего похожего найти не удалось, но, думаю, в англоязычном – должно быть что-то на тему рисков строительных проектов.

Обнаруженные на этапе идентификации риски заносятся в документ «Реестр рисков» (он может иметь и другое название). В документе важно прописать формулировку риска и примерное время его наступления. А что с ними делать дальше, я расскажу в одной из следующих статей.

Думайте о рисках.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.