Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Мнение
«Про бизнес.» 26 сентября 2014

5 мифов о бизнес-образовании в Беларуси, от которых пора отказаться

Аккредитованный тьютор программ MBA The Open University Business School (Великобритания) Ирина Белова рассказывает, какие из распространенных мнений о бизнес-образовании в Беларуси полностью или частично не соответствуют действительности.

Фото с сайта projectmanage.com

1. Обучение будет эффективным, если в качестве преподавателя пригласить известного бизнесмена

Это не всегда так. Конечно, все практикующие топ-менеджеры или собственники, которые ведут занятия в бизнес-школе, должны быть успешными. Однако если руководитель результативен внутри компании, это еще не значит, что он способен быть преподавателем. Недостаточно уметь доступно и понятно донести материал до аудитории.

Преподаватель – это лидер другого уровня.

Фото с сайта hr-portal.ru

Он должен уметь научить умных людей формировать и удерживать на высоком уровне мотивацию к постоянному самосовершенствованию. Для этого надо владеть и педагогическими навыками, и быть хорошим методистом. Любая бизнес-школа в принципе, в первую очередь, должна опираться на мощную команду методистов.

Как показывает и белорусский, и мировой опыт, не всегда «звездные» топ-менеджеры успешно справляются с этой наставнической задачей.

2. У белорусского бизнеса накопилось достаточно опыта, чтобы транслировать его на образовательных программах и курсах

Да, но лишь отчасти. Когда возникает любой процесс обмена информацией, надо спрашивать себя: а что мы хотим понять и узнать, делясь друг с другом опытом. Менеджер может спросить себя: «Получая бизнес-образование, я хочу быть лучшим среди равных, изучая опыт работы компаний, которые 15-20 лет на том же рынке, что и мое предприятие? Или я хочу, чтобы моя компания была региональным (страновым, международным) лидером в своей сфере, и для этого я изучаю мировой опыт?».

Если мы хотим быть крупным лидером, то ответ на вопрос, много это или мало для белорусского бизнеса –15-20 лет существования, напрашивается сам собой.

Конечно, определенный опыт, которым можно поделиться, у наших компаний есть. И это здорово! Его безусловно можно изучать в рамках частного практического примера или кейса. Но, к примеру, Великобритании понадобилось 200 лет истории ведения бизнеса, чтобы на ее основе сделать выводы и сформировать программы делового обучения.

Есть и вторая проблема, которая не позволяет полноценно транслировать белорусский опыт. Современное бизнес-образование основывается на принципах доказательного менеджмента. Чтобы продемонстрировать, сработала или нет та или иная бизнес-модель в определенном сегменте белорусского рынка или на конкретном предприятии, принесла ли она финансовый результат, надо опираться на практические данные: статистические исследования и обзоры рынков, аналитические выкладки по интересующей проблематике и т. д.

Фото с сайта diamondefense.com

В Беларуси очень мало такой информации, и не только в открытом доступе. Ее сложно/дорого получить и на заказ. Приведу пример.

Вы решаете проблему в области ценообразования. Для этого нужна информация по рынку. В Москве у известных консалтинговых компаний можно свободно купить аналитический обзор по конкретной товарной позиции за $200-300. Информация будет предоставлена в течение 1-2 суток.

Если же нашей компании-производителю нужны будут аналогичные данные, их получение будет стоить на порядки дороже, а сбор информации займет гораздо больше времени.

Да, у нас есть предприятия, которые могут объединиться и заказать общее синдикативное исследование, которым будут пользоваться, каждый как посчитает нужным. Но это скорее исключение, чем правило. И пока спрос на деловую информацию, готовность заплатить за нее малы, на рынке она появляться не будет (уже постепенно появляетсяприм. «Про бизнес.»).

Соответственно, недостаточно развитая информационно-исследовательская база, ограниченный объем успешных примеров и других составляющих информационной инфраструктуры не способствует повышению качества обучения.

3. Топ-менеджерам давно не надо объяснять роль и пользу бизнес-образования

К сожалению, это неправда. К примеру, некоторые собственники и управленцы высшего эшелона, которые начинали в 1990-х годах, на сегодня состоявшиеся люди, которым не хочется осваивать программы бизнес-образования. Плохо это или хорошо, но они не видят смысла в получении новых знаний. И не только в силу возраста. Качественные программы обучения на сегодня не обходятся без ИТ-технологий. Не все состоявшиеся менеджеры владеют ими.

Фото с сайта lifehacker.ru

Зато могу сказать, что молодежь, которая приходит учиться (в возрасте 25+) более продвинутая. И ее, что очень радует, все больше. 

4. Начинающие карьеристы только и мечтают, чтобы получить бизнес-образование

Вы будете удивлены, но нет. Любая компания (не только отечественные предприятия), которая хочет преуспеть в жестком конкурентном деловом окружении, неизбежно сталкивается с дилеммой: успешность на рынке во многом определяется способностью к обучению, при этом многие люди до сих пор не умеют и не знают, как правильно учиться.

Часть персонала в компаниях не хочет учиться и совершенствоваться в принципе, не желает брать на себя ответственность за принятие решений. Например, иногда во время обучения (особенно в рамках корпоративных программ) можно услышать фразу: «Зачем мне думать? Не хочу я думать, скажите, как правильно это делать, и мы повторим».

Фото с сайта behindthehustle.com

Некоторые руководители воспринимают такие ответы как готовность к работе, показатель, что человеку не надо лишний раз объяснять одно и то же, он все схватывает с полуслова. Хотя зачастую это признак, что менеджер не хочет размышлять и вникать в процесс. Ему проще взять и сделать работу по шаблону, а не принимать решения самостоятельно. Такой сотрудник вряд ли захочет получать бизнес-образование. И даже если он окажется среди студентов, то будет искать готовые рецепты.

Все это противоречит концепции современного бизнес-образование, которое прежде всего формирует образ мыслей и действия, развивает навыки системного, аналитического, критического и креативного мышления. Эти навыки позволяют слушателю программы отнестись к теоретическим моделям творчески, адаптировать их к своей деятельности, принимать эффективные решения. И основная задача преподавателя и тьютора: научить учиться.

А теперь давайте обратимся к истории. По сути, все жители постсоветского пространства только каких-то 20 лет, с начала 1990-х, учатся самостоятельно думать и нести ответственность за свою судьбу. Замечу, что процесс этот связан с культурой мышления. Для ее изменения требуется не одно десятилетие. В прошлом же на все возникающие проблемы часто находился только один ответ: «Барин приедет и расскажет, как сделать (решит проблему, возьмет на себя ответственность)».

Это одна из главных причин, почему некоторые менеджеры, да и в принципе, сотрудники компаний, не хотят не только получать знания, но и думать над проблемой, если есть вышестоящий начальник, который придет и скажет, как надо делать.

5. Бизнес-образование пригодится любому, как минимум, для строчки в резюме

Фото с сайта dentaleasyway.com

Это не очень хорошая идея. Я полностью согласна с современным автором теорий о менеджменте и управлении Генри Минцбергом, который говорит, что деловые образовательные программы должны быть только для людей, которые связаны и работают в сфере бизнеса. К этому, кстати, подходят не только бизнес-школы Великобритании, США, но и России тоже.
 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент