Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Мнение
«Про бизнес.» 29 сентября 2014

Белорусско-американский инвестфорум, угрозы Россельхознадзора, снижение кредитных ставок – неделя с Валентином Лопаном

Сегодня актуальные для бизнеса события комментирует Валентин Лопан, директор маркетинговой и PR компании «Агентство деловых связей». 4 новости привлекли его внимание на прошлой неделе.

Валентин Лопан. Фото из личного архива собеседника

1.Первый Белорусско-американский инвестиционный форум в Нью-Йорке 

Cкриншот с cайта Twitter.com

Название форума звучит так, что пресса просто не может пройти мимо этого события. И наши СМИ не подкачали. Новости из Нью-Йорка регулярно появлялись на интернет-сайтах и белорусских страницах газет после его начала 22 сентября всю неделю. Причем на трех языках, включая английский. Некоторые из новостей, правда, быстро становились анекдотами в социальных сетях. И это очень жаль. Будем надеяться, что сам форум постигнет иная судьба. 

Нью-Йорк относится к финансовым столицам мира, и место это очень хорошо подходит для того, чтобы говорить о привлечении капитала в терпящую модернизацию белорусскую экономику. Но почему-то не выходит из головы подозрение, что мероприятие опять оказалось сугубо для внутреннего потребления в Беларуси, хотя и прошло за океаном.

В гипотетическом отчете об активности средств массовой информации в основном присутствуют интернет сайты в зоне .by с их англоязычными версиями. Будь мы PR-агентством, отвечающим за связи со СМИ для этого форума, на стол заказчику лег бы пухлый отчет о публикациях.

Я не успокоился и попросил своего друга из Чикаго поискать публикации о форуме «оттуда». Результат тот же. Нет ничего на лентах ведущих информационных ресурсов. Последнее, что писали в США с упоминанием Беларуси – это недовольство России закупками яблок в Польше и Молдове.

Но это я о своем, о медийном.

Но на форуме были же люди из американского бизнеса. Они получили сигнал, получили информацию, познакомились. Подобные мероприятия интересны и важны именно потому, что там бизнесмены могут составить представление о стране непосредственно из общения со своими коллегами.

И тут возникает новая бизнес-возможность для белорусских консультантов – финансовых, юридических, PR и др. Впечатленные рекламой заокеанские бизнесмены обязательно захотят изучить ситуацию с инвестициями в стране более детально. Для этого они привлекут консультантов, среди которых напрямую или через десятые руки, но появятся белорусские специалисты.«Нам, консультантам, денег заплати, мы про любые инвестиции правду скажем», – так можно перефразировать известный российский политический анекдот про Жириновского.

Резюме. Информационной кампании должны предшествовать реальные шаги и изменения в стране, касающиеся инвестиций и гарантий инвесторам.

2.Россельхознадзор грозит запретом на поставки мясо-молочной продукции из Беларуси

Фото с сайта nicoletranscargo.ru

Подобные заголовки не часто, но регулярно мелькают и будут мелькать «на страницах газет». Этому есть три причины:

  • Россельхознадзор действительно проводит мониторинг соответствия продукции техническим регламентам. И «мониторит», надеюсь, не только белорусскую продукцию. Наверное, новости про это просто не попадают в поле зрения белорусских СМИ.
  • Российские чиновники приучены к общению с прессой. Знаю из личного опыта. На гигантском рынке России (эффект масштаба) эти люди очень быстро чувствуют, как публикации в средствах массовой информации меняют в какой-то части экономическую или политическую действительность. Наши чиновники молчат, у них на это свои причины.
  • Третье, и, пожалуй, главное – стратегическое решение российского руководства защищать внутренний рынок и своих производителей, в основном, нетарифными мерами. Эта политика давно озвучена и реализуется. Удобна она тем, что не противоречит нормам ВТО и, тем более, Таможенного союза.

Раз наш восточный сосед предложил такие правила игры, то нам ничего не остается, как их принять. Это значит, что белорусские службы должны действовать точно так же по всем трем пунктам, перечисленным выше. Это будет нервировать российских чиновников. Достаточно вспомнить тару для шампиньонов, фото которой Путин предъявил на саммите в Минске.

Для Беларуси этот вопрос стратегически важен. Один из ресурсов страны, который преподносится иностранным инвесторам, – доступность через Беларусь рынка всего Таможенного союза. Существует множество изъятий, над которыми «работают эксперты». Если не демонстрировать борьбы против этих изъятий и не достигать в этой борьбе побед, никто не поверит в реальность Таможенного союза.

Существует мнение, что все технические регламенты в Беларуси находятся в фарватере российских и еле поспевают за ними. Но это массовое заблуждение. Пример. С 1996 года Беларусь присоединилась к европейской конвенции и правилам по экологической безопасности транспортных средств. Это означает, что как только в Европе вступают в силу очередные «Евро-4» или «Евро-5», они автоматически начинают действовать и у нас.

Однако каждый год в угоду дружбе народов и в пику техническому прогрессу наши регулирующие органы выдают временные разрешения российским и белорусским производителям транспортных средств на производство и реализацию продукции с устаревшими нормами.

МАЗ в 2006 году, к 1 октября, точно так же, как все производители грузовиков в Европе, сертифицировал всю линейку своей техники на соответствие нормам «Евро-4». В России эти нормы, но уже под названием «экологический класс-4» вступили в силу с 1 января... 2014 года.

3.Правительство и Нацбанк планируют снизить процентные ставки по кредитам для бизнеса

Фото TUT.BY

Об этом 24 сентября заявил журналистам заместитель премьер-министра Беларуси Петр Прокопович. По словам вице-премьера, за последние три месяца ставки по кредитам уменьшились на 2,4 процентного пункта. «Но это мало, это незначительно, поэтому мы ведем работу с Национальным банком, чтобы в ближайшие несколько месяцев существенным образом снизить стоимость кредитных ресурсов для экономики. Я думаю, что это будет реально», – сказал Петр Прокопович, передает БЕЛТА.

Давно назревшая и перезревшая проблема. Но будет ли снижение кредитных ставок настолько существенным, что кредиты станут доступны для неэффективных белорусских предприятий с низкой рентабельностью (и даже убыточных)? И при этом рентабельность продаж будет выше ставок по кредитам, которые в свою очередь, будут положительными по отношению к уровню инфляции?

Другое агентство, «Бизнес-новости», сообщает, что государственные коммерческие предприятия в августе увеличили задолженность по кредитам в национальной валюте сразу на 2 трлн рублей до 55 трлн. Это максимальный прирост задолженности в течение одного месяца, зафиксированный в текущем году. Причем за последние два месяца (июль-август) прирост задолженности госсектора по рублевым кредитам составил 3,6 трлн. В то время как за I полугодие этот показатель был меньше на 40,7%.

«Такую активность госпредприятий на рынке рублевого кредитования в последние два месяца можно объяснить тем, что банковские займы, исходя из расчетов компаний, стали более доступны в результате снижения стоимости. По данным Нацбанка, средние ставки по рублевым кредитам для юрлиц сроком до одного года снизились с 35,2% в июне до 31,8% в августе». Конец цитаты.

Сразу возникает множество вопросов:

  • Неужели экономика в Беларуси так тонко настроена, что снижение ставки по кредитам на 3,4 пункта (причем она остается выше 30% годовых) приводит к резкому увеличению интереса предприятий к банковскому финансированию?
  • Неужели рентабельность госпредприятий так высока, что позволяет брать такие кредиты даже с учетом скорости оборачиваемости капитала?
  • Как ставки по краткосрочным кредитам могут настолько превышать официальный уровень инфляции в стране?

По данным Белстата, за январь-август 2014 года цены выросли на 12%, а Министерство экономики уточнило прогноз на год и сообщило, что инфляция по итогам 2014 года составит 17,3%.

Каждый белорусский директор производственного предприятия, особенно государственного, знает, что у него каждый месяц, как минимум, две головные боли:

  • прогнозные показатели по объемам производства,
  • выплата заработной платы работникам.

От первых зависят налоговые платежи и наполняемость бюджета, от выплаты зарплаты – социальная стабильность и внутренний спрос на товары и услуги. С объемами производства в прошлом году власти несколько перестарались, загрузив склады под завязку, поэтому сейчас, возможно прессинг чуть менее жесткий.

По сути, в экономике создан механизм «проедания» собственного капитала и вымывания оборотных средств. Чтобы их пополнить, предприятия идут в банк за кредитом. Ставки по ним значительно превышают рентабельность продаж.

Получается, что промышленные предприятия, которые послушны чиновникам, а не законам экономики, попали в воронку, которая засасывает их и ведет к неминуемому краху.

Частному бизнесу, сотрудничающему с крупными государственными предприятиями, остается работать только с теми, которые избегают банковских кредитов – а такие бывают, или на условиях 100% предоплаты за товары и особенно услуги.Резюме. Беларусь вступает в предвыборный год. По этой причине никаких радикальных реформ в экономике с целью планового выхода из финансового штопора ждать не приходится.

Косвенные признаки свидетельствуют о том, что в экономику опять закачиваются лишние деньги в надежде поддержать ее до выборов. Это означает продолжение инфляции, рост внешнего долга, снижение уровня жизни населения.

«Значительное» снижение ставок по краткосрочным кредитам невозможно, поскольку основной источник ресурсов для банков – вклады населения. А население заберет вклады из банков и пойдет в пункт обмена валют, если ставки по депозитам в рублях упадут. Остаются только внешние заимствования и прямые иностранные инвестиции как источники финансирования.

Так что усилия правительства на инвестиционных форумах за рубежом вполне оправданы и своевременны. Нужно только доверие инвесторов. А с этим нематериальным активом у нас плохо, и быстро он не прирастает.

4.Прошедшую неделю можно считать международной неделей машиностроения

Фото с сайта skyscrapercity.com

В начале недели в Ганновере сначала для специалистов и прессы, а потом и для всех желающих открылась одна из крупнейших в мире выставок коммерческих автомобилей. А в субботу день открытых дверей в Жодино провел БелАЗ.

Ставшее традиционным мероприятие на БелАЗе, приуроченное ко Дню машиностроителя, привлекает множество людей. Вполне себе «событийный маркетинг». И белорусы, и гости нашей страны могут убедиться, что белорусским машиностроителям есть чем гордиться.

Одно время в последние выходные сентября выставку техники проводили и в Минске, концентрируясь вокруг МАЗа. Там тоже было что посмотреть. Но в этом году что-то не слышно о ее проведении. Понятно, что времена непростые. Но кроме кризисных времен, есть еще одна причина – ментальная.

Руководители белорусских заводов имеют очень глубокое убеждение, что активничать в маркетинге и в общении со средствами массовой информации нужно только тогда, когда «есть чем похвастать». Это заблуждение так прочно укоренилось в сознании директоров, что не корректируется ни аргументами, ни указами.

Создается впечатление, что руководители озабочены не тем, что подумает потребитель (а что он подумает, когда о предприятии ничего не слышно, не видно?), а что скажет начальство.

Поэтому в Ганновере, где собираются производители и потребители со всего мира, нет стендов наших машиностроителей. Хотя специалисты наверняка командированы на выставку, чтобы на других посмотреть. А разговоры про необходимость диверсификации рынков сбыта так и остаются разговорами.

Небольшой завод «МАЗ-МАН», правда, сообщил на этой неделе, что выиграл тендер на поставку нынешней осенью 25 полноприводных машин в Западную Сибирь. В условиях падающего российского рынка это неплохой результат. Причем тендер выигран в непростой конкурентной борьбе именно с европейскими производителями грузовиков. Значит, есть еще в Беларуси техника, которая может достойно выглядеть рядом с продукцией «большой семерки».

Остается только пожелать нашим машиностроителям избавиться от неуместной скромности и неудержимого желания потратить деньги на заполнение складов, а не на маркетинг.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент