Войти
Мнение
«Про бизнес.» 20 июля 2015

История с «Доброномом», российский кредит, приход PepsiCо в Лиду – неделя с Максимом Курбаном

Актуальные для бизнеса события прошлой недели комментирует учредитель и руководитель туристического агентства «ГуруТрэвел» Максим Курбан.

Фото из личного архива Максима КурбанаФото из личного архива Максима КурбанаФото из личного архива Максима Курбана
Фото из личного архива Максима Курбана

Сеть «Доброном» рассчиталась с поставщиками и ждет отмены решения Минторга

– Ситуация с наказанием «Добронома» продолжает развиваться. Компания выплатила долги поставщикам и надеется, что Минторг отменит решение о приостановлении с 21 июля на три месяца работы всех магазинов сети. 

Есть такое мнение (даже проходило в СМИ), что «Доброном» и «Евроопт» – сети, связанные друг с другом, но формально работающие независимо друг от друга, чтобы избежать антимонопольных ограничений. Чтобы так активно развиваться, как это делал «Доброном», нужны большие ресурсы.

По своей практике (тренинговый, туристический, мебельный бизнес, а также веб-разработка) вижу, что кризис пошел на спад. Люди снова начинают покупать. На этой волне можно развиваться, что сети и делают. Однако делают они это за счет поставщиков. Бывает, что по несколько месяцев им не платят. А поставщикам ведь тоже нужно платить зарплату, арендовать офисы, обслуживать долги. И я вижу, что Минторг – это единственный орган, который может что-то предпринять в этой ситуации.

Ритейлеры развиваются жестко и агрессивно. У меня есть опыт работы в России. Взять сети типа «Ашан» – они покупают продукцию чуть ли не по себестоимости и платят очень долго. Некоторые производители вынуждены просто выживать.

Наши производители пока не привыкли, что с ними не рассчитываются по полгода.
Я считаю, что наказывать сети за просрочку нужно, но 90 дней – это уже слишком. Наказать можно и менее жестко: закрыть на 3-10 дней или обойтись штрафом. Главное – не перегибать палку.

Такие наказания, как сейчас, могут отпугнуть желающих строить бизнес в Беларуси. Хотя что касается инвестклимата, мне кажется, у государства в приоритете не инвестиционная привлекательность, а сохранение белорусского производства.

Фото с сайта blizko.by
Фото с сайта blizko.by

В целом, я считаю, что рост бизнеса должен быть органическим. Например, в моем турагентстве мы планировали в этом году открыть пять офисов, но открыли пока только три, зато из собственной прибыли. Можно было взять кредит и открыть все до конца лета, но это могло повлечь проблемы. Поэтому сдерживаем себя, выбираем естественный рост.

В Беларуси могут ужесточить критерии применения УСН

КГК и Министерство по налогам и сборам предлагают ужесточить условия применения упрощенной системы налогообложения.

Государство постоянно стремится что-то «забрать» у бизнеса. Хорошо все-таки, когда это делается осторожно.

Но что касается УСН – на рынке действительно есть предприниматели, у которых весь доход является и чистой прибылью. Это актуально для сферы маркетинговых, юридических, консалтинговых услуг. Одно из моих направлений бизнеса – в этой сфере. Поэтому я вижу: здесь предпринимателям по силам платить больше налогов.

Фото с сайта mimi-gallery.com
Фото с сайта mimi-gallery.com

Правительство хочет пресечь схемы вывода денег через ИП. Через них при УСН делать это выгоднее, чем через официальные зарплаты, премии. Такая схема действительно существует. Я про нее слышал. Но здесь главное, чтобы не получилось, как с тунеядством: хотели наказать тех, кто занимается незаконной предпринимательской деятельностью, не платит налоги, а задели домохозяек и тех, кто не может работать физически. Большинство компаний несут издержки в виде зарплат сотрудникам, платят за рекламу, организацию мероприятий. Те, у кого большие затраты, могут и пострадать от такой меры. Кто-то закроется или, как часто бывает, будет пытаться найти лазейку и «серые схемы», чтобы вывести деньги.

Беларусь получит кредит от России

Россия перечислит Беларуси кредит на $760 млн.

Это предсказуемо. Нам нужно гасить кредиты, а кредиты России гасятся за счет кредитов России. Процесс цикличен.

Фото с сайта newsbel.by
Фото с сайта newsbel.by

В бизнесе можно ставить цели роста, и достигать их за месяц – год – два года. Что касается государства, то, кажется, план у нас один – выжить. И чтобы у людей было все более-менее нормально. Получается что, если мы перестанем брать кредиты, то и зарплату будет нечем платить. Рубль рухнет. Инфляция. Ажиотаж возле обменников, как в 2011 или 2014. Понятно, что накануне выборов правительство позволить этого не может.

Но такая политика позволяет решать краткосрочные задачи – только благодаря кредитам качественных перемен в экономике точно ждать не стоит. Выход на новый конкурентный уровень страны в целом – об этом речь, к сожалению, не идет.Что касается перемен для бизнеса, то они не связаны с кредитами и уже происходят. Мы наблюдаем глобализацию. Приходят иностранные производители, бренды, с которыми нужно конкурировать.  Белорусский бизнес должен быть конкурентным не только внутри страны, но и вовне, иначе он исчезнет. Многим уже удается успешно конкурировать на глобальном уровне – они становятся лидерами. Например, EPAM, Wargaming.

PepsiCo начнет выпускать напитки в Беларуси

Приход PepsiCо в Беларусь – позитивная новость. На «Лидском пиве» начнут производить газированные напитки компании. Бренд, вложивший миллиарды долларов в рекламу, уверен, будет успешно продаваться. Производство будет загружено, сотрудники будут получать зарплату.

Фото с сайта Telegraf.by
Фото с сайта Telegraf.by

Проблемы будут у производителей, которые не узнаваемы на рынке. Например, когда-то в Слуцке была макаронная фабрика. Производство было, а бренда не было. Макароны оказались не нужны. Фабрику снесли и построили торговый центр.

И таких случаев в Беларуси много. Недавно слушал интервью Дмитрия Потапенко (бывший управляющий московской сетью «Пятерочка», а ныне владелец сетей продуктовых магазинов «Миллениум» и «Гастрономчикъ» – прим. «Про бизнес.»). Так вот грузинский производитель вина предложил ему на реализацию более миллиона бутылок. Потапенко отказался, так как у компании не было бренда, не проводилось рекламной кампании. Вино есть, оно может и вкусное, но неузнаваемое, а покупают то, что знают.

Что касается Pepsi, то бренд повторюсь, узнаваем, люди будут его покупать. Больше бы таких игроков приходило к нам. Это подстегнет и наш бизнес работать над своим брендом.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент