Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Мнение
«Про бизнес.» 5 октября 2015

То, о чем в белорусском бизнесе не принято говорить: как передать компанию наследнику и отойти от дел

Какие существуют способы отхода от дел, передачи бизнеса членам семьи/под управление наемного топ-менеджера. Какие основные риски при этом важно предусмотреть. Рассказывает Ирина Глебович, юрист управляющей компании «Зубр Капитал».

Фото с сайта 29palms.ru
Фото с сайта 29palms.ru

– Белорусский бизнес стареет. Средний возраст обладателей 50 самых больших состояний в Беларуси – 51 год.

В борьбе с негативными факторами экономики и повторяющимися кризисами, подавляющие большинство бизнесменов не задумывается о преемственности своего благосостояния.

О вопросах правопреемственности рассуждать непринято, неприятно и некогда. Возможно, поэтому в мире 70% семейных компаний первого поколения продаются или ликвидируются, не переживая своих учредителей. Бизнес в первом поколении сильно зависим от лидерских и управленческих качеств своих основателей. И чтобы ваша компания не развалилась после события «X», а наследники и партнеры не разругались, важно вовремя разработать стратегию преемственности бизнеса.

Правопреемство предполагает собой передачу прав управления и/или прав владения компанией.

Для этого существует несколько базовых сценариев. Рассмотрим их подробнее.

Фото с сайта myxlaw.com
Фото с сайта myxlaw.com

Бизнес останется в семье

Если вы принимаете решение оставить бизнес как семейный актив, то необходимо определиться – будет он управляться членами семьи или профессиональными управляющими. В любом из вариантов необходимо:

  • Составить критерии выбора и план подготовки преемника
  • Схему долгосрочной мотивации
  • Продумать, как уменьшить операционные риски для бизнеса – в связи с вовлечением в него нового лица

Бизнес останется в семье под управлением внешнего управляющего. В этой роли может выступать топ-менеджер вашей компании. Такая схема хороша для компаний формата «cash cows», которые могут приносить стабильный денежный поток своим собственникам. При этом здесь есть риск превратить своих наследников (родственников) в «trust fund babies», живущих от дивидендов к дивидендам.

Фото с сайта rg.ru
Фото с сайта rg.ru

В недавнем исследовании Сколково «Владельцы капитала в России» отмечается, что найти менеджера высокого уровня «задача тяжелая… Стремление «вырастить» компетентного управленца из числа своих сотрудников сталкивается примерно с теми же проблемами, что и вопрос подготовки преемника из числа детей или родственников».

При этом корпоративное правопреемство – процедура каверзная:

1. Менеджер-преемник может отойти от бизнеса в любой момент – достигнув определенного уровня доходов или создав собственный бизнес.

2. Или, наоборот, он может захотеть задержаться на посту директора как можно дольше, любыми способами.

3. Кроме того, не всегда можно рассчитывать, что внешние менеджеры, наделенные широкими полномочиями, будут вести бизнес честно и в интересах бенефициаров.

Грамотным решением является создание семейного офиса – инфраструктуры, которая обеспечивает семью, начиная от управления активами, заканчивая услугами личного характера для ее членов. С привлечением профессионального управляющего. Однако эти инструменты недоступны белорусским предпринимателям средней руки – в Беларуси пока отсутствует культура передачи своего состояния по наследству. Стандартные механизмы правопреемства в Беларуси не развиты, соответственно, ниша профессиональных управляющих семейным капиталом пуста. Компетентные и опытные управляющие появятся, как минимум, через несколько лет – сначала апробировав себя в ситуативном руководстве бизнесом отдельных семей. Кроме того, услуги профессиональных управляющих требуют больших расходов.

Например, содержание семейного офиса обходится в среднем от 0,7-1% от стоимости активов, находящихся под управлением.

А услуги профессионалов, к примеру, уровня российской компании «Варданян, Бройтман и партнеры» могут позволить себе только богатейшие бизнесмены в Беларуси.

Бизнес останется в семье, которая превратиться в предпринимательскую династию.

Династия Ротшильдов. Фото с сайта www.australiannationalreview.com
Династия Ротшильдов. Фото с сайта www.australiannationalreview.com

Как показывают западные исследования, семейные компании управляются по определенным принципам. Эти принципы передаются из поколения к поколению:

  • Члены семьи формулируют семейную конституцию, где закрепляют миссию и ценности семьи, правила владения, руководства и наследования активами.
  • Закрепляются договоренности по владению долями/акциями.
  • Определяются критерии, при которых член может войти в органы управления, а также условия найма и выплат вознаграждения при работе в семейных фирмах.
  • Прописываются случаи конфликта интересов и способы их разрешения.

Для образования семейной династии предпринимателей, прежде всего, необходимо, чтобы у ваших детей был интерес и способности к управлению семейным бизнесом. Если это присутствует, необходимо развивать инфраструктуру подготовки преемников из состава семьи.

Наследники могут заходить в бизнес с нижнего уровня: начиная со студенческих лет выполнять разовые поручения для компании, участвовать в обсуждениях или отдельных совещаниях, стажироваться, работать, изучая бизнес-процессы с позиции наемного работника.

Фото с сайта order-game.carilor.ru
Фото с сайта order-game.carilor.ru

После получения специального образования и достижения определенной профессиональной зрелости, дети могут участвовать в заседаниях органов управления компании. Выполняя функции корпоративного секретаря – развивать компетенции управленца и получать опыт стратегического ведения бизнес-процессов.

Введение детей в управление компаний необходимо согласовать со своими партнерами.

Перед тем, как посвящать своих детей в операционное управление, оцените потенциальные риски/конфликты между совместным руководством со стороны детей и партнеров/топ-менеджеров.

Бизнес будет продан

Вопрос продажи бизнеса требует оценки рыночной стоимости компании, анализа настроений на рынке, проработки долгосрочной стратегии развития предприятия.

Фото с сайта expertauto.pro
Фото с сайта expertauto.pro

В этом сценарии необходимо ответить на вопрос «Кто выступит покупателем вашей доли в компании?». Потенциально ими могут выступить партнеры/соучредители, топ-менеджеры либо внешние инвесторы. Выбор покупателя будет зависеть от конечной цели: заработать как можно больше денег/продлить срок жизни компании, а также от намерения сохранить право владения частью компании за членами семьи.

Как промежуточный вариант продажи – собственники все чаще пускают в капитал компании финансового инвестора. Например, участие фондов прямых инвестиций позволяет собственнику:

  • Сохранить долю владения в компании (в зависимости от стратегии фонда, это может быть мажоритарный/миноритарный процент).
  • Участвовать в органах управления. В частности, собственник получает право назначать в Совет директоров своих кандидатов.
  • Возможность продать компанию/выкупить часть финансового инвестора в зависимости от того, насколько ваши правопреемники cправились с пробной «пятилеткой» управления и владения компанией.

Основным недостатком при входе финансового инвестора является синергия корпоративных культур вашей фирмы и фонда прямых инвестиций. Большинство предпринимателей не придает значение корпоративной культуре, в то время как для большинства фондов корпоративные ценности – важный столп развития бизнеса. Различия в восприятии этих концепций может стать камнем преткновения при управлении компанией.

Что надо учитывать при разработке плана правопреемства

Составление плана правопреемства выходит за рамки финансовых и правовых конструкций и касается в том числе морально-этических аспектов, иногда – очень личных семейных ценностей.

Собственник бизнеса должен самостоятельно сформировать свое видение наследования, а затем подготовить всех участников к его реализации. В процесс правопреемства будет вовлечен собственник, члены семьи, другие учредители, топ-менеджмент компании – вне зависимости от выбранного сценария ухода из бизнеса.

Фото с сайта vmp.by
Фото с сайта vmp.by

Вот что рекомендуется сделать при разработке стратегии преемственности:

  • Выберите опорный сценарий развития бизнеса.
  • Определите горизонт планирования стратегии (среднесрочный – до 5 лет, долгосрочный – 10 лет и более с учетом взросления и профессионального становления детей, собственного здоровья и долголетия, внешних экономических прогнозов и настроений бизнес-среды).
  • Определите правовые инструменты передачи бизнеса.

В мировой практике используются такие конструкции, как брачный договор, завещание, страхование жизни, иностранный траст, иностранный фонд, акционерное соглашение. Все они могут быть внедрены для выполнения стратегии преемства белорусскими собственниками.

Вопрос, в каком возрасте стоит «уйти в отставку» также очень личный. В основном бизнесмены уходят от дел в 60-65. Часть предпринимателей рано отдает права управления, сохраняя права владения – чтобы получить «время насладиться жизнью». Однако есть примеры энергичных предпринимателей, как например Том Уотсон, один из основателей IBM. Он отстранился от дел компании в 82 года.

Том Уотсон. Скриншот из кадра видеоролика на YouTube
Том Уотсон. Скриншот из кадра видеоролика на YouTube

Оттягивание момента правопреемства может иметь катастрофические последствия. Говорят, когда старики остаются, молодые уходят создавать компании-конкуренты.

И помните: идеальной стратегии правопреемства не существует. Однако, заблаговременно составив индивидуальный план перехода своего бизнеса из поколения к поколению, можно оградить своих близких от стрессовых ситуаций, сохранить дело своей жизни. А семейный бизнес превратить в успешную форму предпринимательства в нашей стране.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент