Войти
  • 1,97 USD 1,9746 -0,0043
  • 2,13 EUR 2,1262 +0,0042
  • 3,12 100 RUB 3,1155 +0,0201
Мнение
«Про бизнес.» 26 октября 2015 9

Арест руководства «Консула», проверки частного бизнеса, введение антитабачного закона. Неделя с Ильей Латышевым

Итоги важных событий последних дней подводит управляющий партнер юридической компании «ВЕРДИКТ», главный редактор каталога белорусских юристов Jurcatalog.by Илья Латышев.

КГБ задержал учредителей и руководство ЗАО «Консул»

– В новости говорится, что задержанные (13 человек) выводили за рубеж валюту, уклонялись от уплаты налогов и продавали продукцию с завышением цены до трех раз.

Не зная всех деталей уголовного дела (а судя по всему, оно в описанной ситуации еще и не возбуждено), я не возьмусь комментировать обоснованность задержания бизнесменов, обыски и аресты имущества. Точку в таком деле должен ставить суд: пока не вступил в силу обвинительный приговор, человек считается невиновным. Презумпцию невиновности пока еще никто не отменял.

Офис ЗАО «Консул». Фото TUT.BY
Офис ЗАО «Консул». Фото TUT.BY

Однако белорусскому бизнесу желательно держать руку на пульсе этого дела. Если обвинение будет базироваться на том, что в Беларуси товары продавались втридорога и валюта выводилась за рубеж, где оставалась основная маржа (и эту маржу снимали без уплаты налогов в белорусский бюджет), то это будет звоночком для многих предпринимателей. Особенно для тех, кто поставляет товар в Беларусь через свои зарубежные компании, оставляя основной доход там.

Сложно прогнозировать исход дела по такому обвинению. Ведь одним из аргументов защиты может быть то, что в случае завышения цен, увеличиваются и налоговые, а также таможенные платежи: НДС, пошлины.

Да и само обвинение о «реализации продукции конечному потребителю с завышением цены до трех раз» идет вразрез с принципом свободного ценообразования, который декларируется нашим законодательством.

Главное здесь понять: задержание учредителей и руководителей ЗАО «Консул» – это разовый инцидент или начало тенденции. Если второе, то всем, кто работает по схемам, о которых рассказано в новости, придется срочно их пересматривать.

Польский предприниматель закрывает бизнес в Беларуси

– Польский учредитель ИП «Вудимекспром» закрывает бизнес в Беларуси из-за сложности административных процедур и проверок. У его компании, специализирующейся на экспорте переработанного лесоматериала, забрали товар. Описанная ситуация, увы, не разовая.

У нас в практике не так давно был похожий случай. Польские учредители создали торговую компанию в Гродно. Пройдя все инстанции, открыли магазин, завезли товар на несколько миллиардов рублей. Спустя неделю после запуска в магазин пришла проверка из налоговой. Повод – отсутствие в магазине платежного терминала для приема оплаты банковскими картами. Заодно решили поверить и документы на товар. Все было в порядке, кроме… накладных на перемещение товара со склада в магазин. В момент проверки бумаги были в офисе компании, в бухгалтерии. Их привезли буквально через час, но проверяющие их уже не приняли.

Фото с сайта sakhalin.info
Фото с сайта sakhalin.info

Итог – штраф плюс конфискация всего товара.

Обжалуя решение налоговой, мы прошли с клиентом все судебные инстанции. Результат – нулевой. Ноту протеста в МИД Беларуси писало и польское посольство – результат тот же.

Когда мы в последний раз общались с клиентом, его польские учредители были полны решимости закрывать здесь бизнес. Рисковать еще одной партией товара они не хотели.

И таких ситуаций с конфискацией товара даже за последний год у нас в практике было немало.

Шансы отменить решение о конфискации практически равны нулю.

Поэтому иностранных бизнесменов, однажды потерявших в Беларуси товар (а вместе с ним и деньги), вполне можно понять. Они не хотят играть в лотерею и принимают нелегкое, но наименее рисковое решение – закрыть бизнес в Беларуси.

Фото TUT.BY
Фото TUT.BY

Открытым остается вопрос: сравнивали ли в наших фискальных органах экономический эффект от конфискации товара с эффектом от нормальной работы этой же компании в течение, к примеру, 5 лет? Что выгоднее: получить деньги от единожды конфискованной партии товара или постоянно оплачиваемые налоги, платежи в ФСЗН, заработные платы, которые люди тратят здесь же, в Беларуси?

Конфискация – это не единственная проблема, с которой сталкиваются компании. Есть еще масса запретов и правил, соблюдение которых сводит рентабельность бизнеса на нет.

Несколько примеров:

1. Мой хороший друг несколько лет назад запустил интернет-магазин спортивного питания. Магазин работал, приносил доход, с дохода платили налоги. Потом вдруг спортивное питание включили в список товаров, которыми запрещено торговать через Интернет без стационарного торгового объекта. Бизнес остановился – изменение схемы работы требовало издержек, которые делали его убыточным.

Фото с сайта monsterbody.net
Фото с сайта monsterbody.net

2. Второй пример касается популярной сейчас темы частных детских садов. Клиенты моего отца еще в 1990-е годы открыли один из первых частных детских садов в Беларуси. Отец помогал им регистрировать для этого ОДО. Потом законодательство изменилось: форма юрлица для садика могла быть только одна – детское дошкольное учреждение (ДДУ). Перерегистрировались. По санитарным нормам для размещения ДДУ подходили только здания государственных детских садов. Соответственно, садик разместили там, в арендованной части. В общем, соблюдали все нормы.

В итоге бизнес был, мягко говоря, не очень рентабельный и держался только на энтузиазме женщины, его возглавляющей.

В последние несколько лет открываются более «крутые» детские сады, которые размещаются в коттеджах и услуги которых стоят $1 000 и более в месяц. Они и близко не являются ДДУ, не соблюдают санитарные и иные нормы (установленные для ДДУ) и т.д. Зато являются рентабельными. По-моему, для этого кому-то пришлось постараться и придумать «схему» или «схемы» их работы. Я анализировал работу одного такого садика. Формально, она не противоречит  законодательству. Однако хозяйка и руководство все равно неспокойны: вдруг проверка сочтет их нарушителями, раз они не являются ДДУ. Они боятся рекламироваться, боятся развиваться.

На сегодня в законодательстве Беларуси 126128 документов. И это только документы республиканского уровня. А в каждой области есть еще и локальные акты. А у каждого госоргана есть еще внутренние инструкции по их применению.

Фото с сайта office.com
Фото с сайта office.com

Знать весь массив законодательства даже для опытного юриста нереально, не говоря уже о людях бизнеса, для которых основной акцент деятельности лежит совершенно в другой плоскости.  Вот и получается: не знают – нарушают – привлекаются к ответственности, меры которой зачастую непропорциональны тяжести содеянного. А после этого стоят перед дилеммой: рискнуть работать дальше под дамокловым мечом санкций или закрыть бизнес в Беларуси и продолжить его в другой, более «business-friendly» стране.

В ближайшее время будет принят антитабачный закон

На прошлой неделе появилась новость, что в Беларуси до конца года (или даже раньше) будет принят антитабачный закон. Он будет содержать радикальные меры по борьбе с табаком: запрет на курение в общественных местах, полный запрет на прямую и скрытую рекламу табачных изделий, запрет на выкладку сигарет в магазинах, введение устрашающего изображения на упаковке и, главное, повышение акцизов. Часть этих норм уже реализована через другие акты.

Так или иначе этот закон будет влиять на всех. В первую очередь, кто сигаретами торгует. Повышение акцизов приведет к подорожанию табачной продукции. В свою очередь, это повлечет снижение их потребления. Помню «черную» для многих курильщиков дату – 1 мая 1995 года, когда ввели обязательную наклейку на сигаретные пачки акцизных марок. После этого сигареты повысились в цене в 4-5 раз. Я тогда учился в школе и на переменах мы бегали курить. Так вот, если до 1 мая нас было человек 20, то после ряды «заядлых курильщиков» поредели до 3-4 человек.

Фото TUT.BY
Фото TUT.BY

Также закон «зацепит» и объекты общепита и досуга (боулинги, бильярды и т.д.), где курение сейчас разрешено. Им придется менять концепцию и/или создавать места для курения, вкладывая в это дополнительные средства. Рискну предположить, что запрет на курение в кафе, ресторане или бильярде изменит модель поведения курильщиков в этих заведениях (чтобы покурить им придется, как минимум, куда-то выходить, прерывая отдых). Это уменьшит время их пребывания в заведении и снизит сумму среднего чека.

В то же время, основным позитивным последствием принятия закона будет неминуемое снижение числа курильщиков. По статистике в Беларуси курит почти половина мужчин и примерно 9% женщин. А это значит, что курильщики есть практически в любой организации. Курить они ходят часто. Например,если сотрудник делает это каждый час, то за это время продуктивно он сможет поработать не более 30 минут: 10 минут на перекур, 10 минут одеться-раздеться, дойти до места курения и обратно, 10-15 минут, чтобы «войти в работу». А наниматель платит зарплату за полный час и несет прочие издержки на сотрудника. Поэтому есть шанс, что снижение числа курильщиков позитивно скажется на продуктивности труда.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Илья Латышев29.10.2015

Aleh, приведенный вами пример - это скорее исключение... К сожалению...

Илья Латышев29.10.2015

Олег, "чес" шел не только в 2015 году, он шел и раньше. Может быть, не в таких масштабах, но все же. И конфискация применяется всегда, когда санкция статьи ее предусматривает.

Aleh Fiadotau27.10.2015

Экономический суд Минской области.
"Однако судом при наложении взыскания в виде конфискации 1124 единиц товара на сумму 271 547 450 рублей не учтено, что документы, подтверждающие приобретение товарно-материальных ценностей (СМР, счет-фактура, протокол согласования цен, акт выполненных работ) представлялись проверяющим с целью подтверждения наименование конкретного населенного пункта, улицы и номера здания, куда перевозчик доставил груз по CMR-накладной.

Следует принять во внимание и то, что нарушения в оформлении CMR-накладной допустил грузоотправитель данного товара, а именно немецкая фирма «Ш», что подтверждено письмом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4.2 КоАП административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Подпункт 2.1 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» гарантирует добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользование этим имуществом. При этом запрещает конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся добросовестными приобретателями.

В рассматриваемом случае, как свидетельствуют обстоятельства дела, индивидуальный предприниматель Г., являясь добросовестным приобретателем конфискованного имущества и добросовестным налогоплательщиком, с учетом общих принципов и задач административного процесса по справедливому наказанию, заслуживает смягчения наказания без конфискации имущества."
http://www.pravo.by/main.aspx?guid=171403

Aleh Fiadotau27.10.2015

По поводу конфискации лесоматериала у польских предпринимателей. А можно ли было там применить Директиву от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь».

Экономический ведь уже как-то хвастал, что в подобных обстоятельствах отменил конфискацию ИП:

Олег Верниковский27.10.2015

Илья такой "чёс" идет в течение всего 2015 года, штраф является основной мерой, конфискация является дополнительной мерой. В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 № 15 "О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" отмечено: «Обратить внимание судов, что наличие перечисленных в статье 8.8 КоАП обстоятельств является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
При этом необходимо иметь в виду,
что ущерб государственной собственности может быть причинен путем ее уничтожения, повреждения, незаконного отчуждения или приобретения, а также иными незаконными действиями в отношении государственного имущества, независимо от наличия такого признака в диспозиции статьи Особенной части КоАП.
Решая вопрос об отнесении дохода или затрат юридического лица к выгоде имущественного характера, о которой идет речь в статье 8.8 КоАП, судам следует руководствоваться примечанием к указанной статье». но судьи пишут полную юридическую ахинею... Вероятно они являются соучастниками этих "черных схем".

Илья Латышев27.10.2015

Антон, по поводу влияния табака на работников интеллектуальной сферы можно, конечно, долго спорить: стимулирует он мозговую деятельность или наоборот тормозит.

Если человек работает ненормированный день и/или у него есть четкая задача, которую он точно решит к обозначенному сроку, то пусть он хоть весь день торчит в курилке. Но если человек работает с 9 до 18 и при этом полдня проводит за курением или по дороге в курилку и из нее, то мысль о его низкой продуктивности более чем актуальна. ИМХО

Anthony Marchenko26.10.2015

Илья, спасибо за отличную статью, надеюсь на продолжение данной рубрики.

Единственное с чем трудно согласится так с утверждением по поводу работоспособности курильщиков:
>Например,если сотрудник делает это каждый час, то за это время продуктивно он сможет поработать не более 30 минут: 10 минут на перекур, 10 минут одеться-раздеться, дойти до места курения и обратно, 10-15 минут, чтобы «войти в работу».

думаю что для работников интеллектуальной сферы не совсем актуально.

Платный контент