Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 30 октября 2015

Закредитованность бизнеса растет. Где еще, кроме банков, можно получить финансирование?

Многие белорусские компании в последние годы активно кредитовались, несмотря на высокие процентные ставки. К чему это привело сегодня, и какие есть инструменты финансирования бизнеса в нынешних условиях, рассказывает финансовый аналитик «Зубр Капитал» Виктор Денисевич.

Фото с сайта f1db.ruФото с сайта f1db.ruФото с сайта f1db.ru
Фото с сайта f1db.ru

– Макроэкономическая ситуация последнего времени вынудила белорусские компании изменить подход не только к ведению дел, но и к поиску средств для финансирования бизнеса.

О том, что сейчас происходит в этой сфере, о плюсах и минусах некоторых инструментов и пойдет речь в этой статье.

Что происходит с долгами юрлиц сейчас

Собственных средств у компаний все меньше. По данным Белстата, в Беларуси растет доля убыточных предприятий: на август 2015 года их было 1 707, то есть каждая пятая компания из учитываемых статведомством.

Вспомним громкие банкротства: «Брестское пиво», быховский «Хозяин-барин», минские «Ле Гранд» и «Паркинг», Гомельский авторемонтный завод и др.

Чтобы хоть как-то отсрочить попадание в этот список, многие компании в последние годы активно кредитовались, несмотря на высокие ставки по валютным кредитам (по сравнению даже со странами-соседками), не говоря уже о высоких ставках по кредитам в белорусских рублях. Компании надеялись на светлое будущее, но оно не наступило. И вот как ситуация с закредитованностью юрлиц выглядит сейчас.

Данные предоставлены «Зубр-Капитал"
Источник: Национальный банк Беларуси

Что происходит:

  • Объемы продаж существенно падают. И быстро восстановить их компании не могут уже ни в Беларуси, ни в России, а продавать на другие рынки пока не научились.
  • На балансах предприятий большой кредитный портфель, обслуживать который с каждым днем все тяжелее и тяжелее. Доля проблемных кредитов с начала 2014 года у юрлиц выросла более чем в 2 раза.
  • Источник: Национальный банк Беларуси
    Источник: Национальный банк Беларуси

И в этот момент предприятие становится перед вечным вопросом: «Что делать?».

Какими еще инструментами можно решать проблемы финансирования

Несколько вариантов:

1. Заняться оптимизацией структуры оборотных средств. Но это не всегда возможно. И не потому, что в компании выстроена идеальная структура оборотного капитала, а потому, что в них часто нет хорошего финансового директора (его роль в такое время существенно вырастает), который сможет изменить и оптимизировать процессы управления капиталом.

2. Искать возможности перекредитоваться в банках. Однако, поскольку на сегодня у банков много проблемных контрагентов, они неохотно идут на такие сделки. Как минимум, банки увеличивают кредитную ставку, а значит, и кредитную нагрузку на компанию. В долгосрочной перспективе это еще сильнее усугубляет положение бизнеса (если, конечно, не изменится макроэкономическая ситуация и продажи не пойдут вверх), хотя и освобождает на некоторое время от финансовых проблем.

Динамика средней процентной ставки по валютным кредитам для бизнеса в Беларуси

Источник: Национальный банк Беларуси
Источник: Национальный банк Беларуси

3. Искать способы замещения кредитов увеличением акционерного капитала.

Источником финансирования здесь могут быть:

Собственные средства учредителей компании. Всегда можно продать яхту и квартиру, а деньги инвестировать в бизнес. Но, как правило, это уже крайний случай.

Средства иностранных финансовых институтов. Например, МФК, ЕБРР и других. Переговоры с такими инвесторами занимают в среднем от полугода до года. И деньги они дают под конкретные проекты, а не на «спасение утопающих». Для получения средств необходимо пройти финансовый, юридический, экологический и другие Due Diligence. Впрочем, и это не гарантирует 100% успеха. Вам всегда могут сказать «нет» по самым разными и не всегда понятным причинам.

Например, изменилась политическая ситуация, отношения с Россией, вручена Нобелевская премия Светлане Алексиевич (события от вас не зависящие) – все это может существенно повлиять на решение институтов о предоставлении финансирования.

Есть риск, что пока бизнес готовит все документы, может произойти очередная девальвация или другой кризис. И компания может просто не дожить до получения денег.  Все же, стоит отметить, что в Беларуси есть компании, которые с успехом привлекли финансирование от таких институтов. Причем как кредитные средства, так и инвестиции в капитал. Например:

  • «Алютех»
  • «Буслік»
  • «Атлант Телеком»
  • «А-100»
  • Белинвестбанк и другие

Поиск партнера. Владелец компании может предложить войти в акционерный капитал партнерам. Это может быть либо друг, готовый инвестировать, либо стратегический партнер. Сюда можно отнести фонды прямых инвестиций – так называемые smart money. Они не нацелены на покупку мажоритарного пакета акций, то есть лидер компании и топ-менеджмент, как правило, остаются на своих позициях и могут дальше реализовывать свою стратегию развития. Такие фонды обычно приносят не только деньги, но и свои компетенции, репутацию, настраивают бизнес-процессы.

Не все наши собственники пока знают и готовы воспользоваться таким финансовым инструментом. Однако, сложившаяся на рынке ситуация уже заставляет собственников искать новые источники денег.

В любом случае, каждому бизнесу следует внимательно изучать все возможные варианты привлечения финансирования и подбирать наиболее подходящие именно для него.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.