Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 17 февраля 2016

Даже во времена жесткой экономии можно получить в подарок от компании поездку на Чемпионат Европы по футболу. Но...

Как развивается деловой туризм в нашей стране, и на чем экономят сегодня компании, которые отправляют сотрудников в бизнес-поездки и дарят поощрительные путевки – рассказывает маркетолог компании «ВОЯЖТУР» Андрей Липницкий.

Фото с сайтаФото с сайтаФото с сайта
Фото с сайта

Что такое деловой туризм

– В понятие делового туризма и его составляющей – MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) входят:

  • Деловые поездки/командировки
  • Организация деловых мероприятий за рубежом
  • Бронирование авиабилетов и гостиниц
  • Корпоративные и индивидуальные бизнес-туры
  • Выездной team building
  • Поощрительные и мотивационные поездки
Андрей Липницкий

Андрей Липницкий

Маркетолог компании «ВОЯЖТУР»

Развитие бизнеса тесно связано с поиском новых партнеров, установлением связей и деловыми поездками. Поэтому направление MICE в Беларуси развивается быстрыми темпами.

Раньше практически каждая туристическая компания работала с корпоративными клиентами по аналогии как и с физлицами – без специализированного подхода в обслуживании и предоставлении услуг. Сейчас многие выделяют это направление в отдельное и начинают его развивать.

В нашей компании отдел по работе по работе с бизнес-сегментом появился в начале 2012, параллельно с открытием собственной авиакассы. Сегодня в его состав входит 2 специалиста по авиабилетам, 3 специалиста по туризму и руководитель отдела.

Несмотря на кризис, именно MICE-сегмент путешествий пострадал меньше всего.

Фото с сайта airbrushmedia.ru

Фото с сайта airbrushmedia.ru

Что происходит на рынке сейчас

1.  Падение спроса на деловые поездки составило не более 20%. Если сравнить с другими видами туризма, это наименьший показатель.

Развитие некоторых компаний тесно связано с поиском новых партнеров, участием в выставках и конференциях. Резко урезать или полностью отказываться от поездок равноценно потере позиций на рынке. Но, естественно, каждая компания стремиться снизить расходы на командировки.

В среднем компании сокращают бюджет на деловые поездки на 20% в зависимости от специфики бизнеса.2.  Поставщики услуг (авиакомпании, отельеры, рестораны, транспортные компании), понимая это, предоставляют привилегии в виде специальных предложений и дополнительных бонусов для корпоративных клиентов.

Авиакомпании  предлагают специальные цены, но при условии невозможности изменения дат, маршрута и условий перелета.

3. В связи с кризисом снизился спрос на поощрительные и мотивационные туры для сотрудников. Но он есть. Например, сейчас востребована поощрительная поездка для сотрудников на футбольный Чемпионат Европы, который пройдет этом году во Франции, с посещением 2 матчей турнира, перелетом из Минска, трансферами и отелями – это около €2 500 на 1 человека. Правда, некоторые компании готовы оплачивать лишь часть тура.

Компании мотивируют сотрудников дополнительными бонусами, но расходы на эту часть снизились в среднем на 30%.

Фото с сайта onthe.io

Фото с сайта onthe.io

В итоге, уже с начала этого года очевидны тенденции:

  • На 20% снизился спрос на поощрительные или мотивационные программы по сравнению с началом 2015
  • Доля перелетов бизнес-классом остается стабильной и практически не снижается. Это подтверждает требования топ-менеджеров к высокому уровню комфорта, в независимости от рыночных условий.
  • Отелям категории 5* Deluxe предпочитают сетевые отели 4-5*. Если политикой компании предусмотрен запрет на проживание в отелях категории 5*, выбор падает на отели без категорий. Например First Class.

Стабильно востребованными сегодня остаются следующие услуги:

  • Покупка авиабилетов
  • Бронирование отелей
  • Организация участия в выставках и конференциях
Фото с сайта ick.ru

Фото с сайта ick.ru

В каких сегментах невозможно отказаться от делового туризма

Конечно, некоторые сферы и компании не могут отказаться от услуга туристических агентств и по роду своей деятельности все равно продолжают ими пользоваться. Многие компании, особенно в нынешних условиях, просто обязаны выезжать за рубеж для общения с клиентами, поиска новых партнеров и рынков сбыта.

Деловой туризм востребован сегодня среди:

  • Частных компаний, связанных с импортом и экспортом
  • ИT-компаний
  • Представительств иностранных компаний в РБ
  • Банков, рекламных агентств, автодилеров
  • Государственных предприятий, связанных с экспортом
  • Спортивные клубы, сборы за рубежом

Т.к. полностью отказаться от деловых поездок и выездных бизнес-мероприятий для таких сегментов невозможно, компании экономит следующим образом. Сокращают:

  • Количество сотрудников, которые отправляются на выставки/конференции/форумы
  • Продолжительность поездки (только важные встречи)
  • Расходы на размещение и перелет
Фото с сайта betravel.ru

Фото с сайта betravel.ru

Чего ожидать дальше

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, MICE-направление активно развивается даже в кризис. Как я сказал ранее, снизить расходы на деловые поездки – логичная цель любой компании. Но полностью отказаться либо урезать расходы на 60-70% невозможно.

Высококвалифицированных сотрудников все сложнее мотивировать только деньгами, поэтому на поощрительные поездки и бонусы компании будут вынуждены выделять часть бюджета.

Некоторые крупные компании находят оригинальные варианты решения задач: нанимают в штат специально обученного сотрудника (как правило, с большим опытом работы в туристической компании) и занимаются организацией поездок самостоятельно. Но это единичные примеры. Как правило, заказчики обращаются в туристические компании, чтобы избежать издержек на содержание отдельного специалиста в штате.

Отмечу также, что сейчас на рынке Беларуси не более 20 игроков, оказывающих, по нашей оценке, высококачественные услуги в сфере корпоративного туризма.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.