Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Мнение «Про бизнес» 20 мая 2016

25 лет белорусского бизнеса глазами иностранного эксперта

Почему большинство белорусских компаний неинтересны инвесторам и как нашему бизнесу перестраиваться в нынешней экономической ситуации – своими наблюдениями и прогнозами делится Даниэль Крутцинна, управляющий партнер консалтинговой компании CIVITTA.

Фото: Алексей Пискун, probusiness.byФото: Алексей Пискун, probusiness.byФото: Алексей Пискун, probusiness.by
Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

– Бизнесом в Беларуси я занимаюсь с 2008 года. До этого я работал в Восточной Германии, а потом, несколько лет – в Санкт-Петербурге, и со стороны наблюдал за происходящим в Беларуси. На мой взгляд, развитие белорусского бизнеса проходило в несколько этапов. Я выделил 5.

5 этапов развития белорусского бизнеса

1. 1991-1996 – период ваучерной приватизации. После развала СССР Беларусь шла по тому же пути, что и соседние страны. Однако приватизация была совсем другого масштаба, нежели в России и Украине.

2. 1996-2006 – период моратория на торговлю акциями. В эти годы поменялась власть. Новое правительство остановило тенденцию к олигархизации экономики и восстановило контроль государства практически во всех сферах.

3. 2006-2010 – этап экспериментов в приватизации. Как ни странно, он был вызван не предположением, что частный бизнес работает эффективнее государственного, а тем, что Россия впервые серьезно подняла вопрос о подорожании газа. В некоторые отрасли пустили инвесторов, особенно в банковский сектор.

В декабре 2009 российскому Сбербанку был продан контрольный пакет акций БПС-банка

В декабре 2009 российскому «Сбербанку» был продан контрольный пакет акций «БПС-банка». Фото с сайта infobank.by

4. 2010-2014 – этап охлаждения отношений с Западом, откат в политике по привлечению инвестиций. Вышел Указ №107 – государство получило право первым выкупать акции.

Предпосылкой к этому стало разочарование властей в западных инвесторах. Результатом – усилившийся контроль над многими отраслями. Например, над пищевой.

5. 2014-2016 – этап новых экономических реалий, где стало понятно, что Россия как локомотив роста выпадает. На этой почве оказывается большое давление государства на государственный и частный бизнес с целью изменить структуру: диверсифицировать экспорт, стать более эффективными внутри страны.

Готов ли бизнес к новым условиям

1. Последние 2 года показывают, что государственные предприятия крайне сложно справляются с работой в новых экономических реалиях. Есть большие вопросы по кадрам, по конкурентоспособности продукции на международных рынках, по делегированию полномочий и по ограничениям при проведении реструктуризации.

Фото с сайта naviny.by

Фото с сайта naviny.by

Многим компаниям не разрешается закрывать неэффективные части бизнеса, проводить сокращения сотрудников. Существуют большие проблемы с международным маркетингом и сбытом, хотя определенный прогресс все же есть.

2. Вторая категория – «псевдочастный» бизнес. Это бизнес, который:

  • Поставляет продукцию на госпредприятия (оборудование/сырье)
  • Строит для государства
  • Занимается сбытом продукции, выпущенной на госпредприятиях

Ему оказалось крайне сложно реагировать на экономические реалии. Когда у государства нет денег, этой категории трудно ориентироваться.
 

3. Но есть и – частный бизнес, который базируется на принципах рыночной экономики. Конечно, не все компании сумели адаптироваться к новым экономическим реалиям, но в любом случае – при должном менеджменте они могут найти новые рынки сбыта, произвести разумное сокращение затрат гораздо быстрее. Эти компании в своем развитии значительно опережают остальные категории.

Фото с сайта userapi.com

Фото с сайта userapi.com

Как формировался успешный частный бизнес

Беларусь в отличие от соседних России и Украины в 1990-х годах оказалась в условиях, когда талантливые предприниматели не могли заниматься приватизацией. Масштабной приватизации, как в соседних странах, здесь не было.

Можно выделить несколько типов белорусского бизнеса в Беларуси и их эволюцию в 2000-х годах:

  • Импортеры. В то время шла активная пропаганда импортозамещения и многие импортеры (автомобили, продукты питания, текстиль и др.) уходили в создание собственного производства и строили успешный бизнес, начинали продавать свои продукты еще и за рубеж. Второй вариант: те, кто начинал как небольшой импортер – впоследствии сумел построить масштабный ритейл-бизнес, создал свои торговые сети
  • Предприятия, созданные с нуля. Люди зарабатывали в торговле и вкладывали полученные деньги в совершенно другой бизнес (например, развив производство, начинали вкладывать в строительство)
  • Компании, начинавшие с экспорта услуг (сфера IT, дизайн, архитектура и др.), пришли к созданию собственных продуктов
  • Люди, работающие в научной сфере, создавали новые технологии, регистрировали на себя патенты. И на этом построили успешный технологический бизнес
Фото с сайта optominsk.by

Фото с сайта optominsk.by

Чего не хватает Беларуси для привлечения инвесторов

По структуре бизнеса Беларусь достаточно уникальная страна. Многие секторы экономики до сих пор закрыты для иностранных инвестиций. Частному бизнесу сложно конкурировать с государственным в получении преференций.

Западные инвесторы не понимают правил игры. Это крайне негативно сказывается на их привлечении.

Масштабную приватизацию и создание привлекательных условий для инвесторов нужно было делать до 2013 года, когда шел активный рост развивающихся рынков. Он был обеспечен быстрорастущими доходами населения, спросом, индустриализацией и высокими ценами на сырье.

За последние 2 года кардинально поменялась структура роста глобальной экономики. В мире уже хватает товаров – и потребительских, и инвестиционных. Хватает холодильников, машин, косметики, еды. Большинство развивающихся стран, особенно в Азии, уже достигли определенного уровня сатурации (насыщения) спроса. Происходит перепроизводство практически всех товаров.

Фото с сайта zeitgeistfilms.com

Фото с сайта zeitgeistfilms.com

В развитых странах производство становится все более экономичным, эффективным, менее ресурсоемким. Именно поэтому сырье становится все менее востребованным на глобальных рынках.

Сейчас и в ближайшие несколько лет лидерами роста будут те страны, которые могут генерировать инновации.

Как развивать белорусский бизнес

Основные инновационные тренды в мире:

  • Industry 4.0 – полная автоматизация и тесная интеграция между производством и ИT
  • Internet of things (Интернет вещей) – компьютерная сеть, соединяющая окружающие объекты
  • Smart consumption – умное и бережливое потребление
  • Shared economy – совместное пользование товарами
  • Нанотехнологии
  • FinTech – интеграция ИT и банковских услуг
Фото с сайта trbimg.com

Фото с сайта trbimg.com

Ни в одном из этих трендов наш регион пока не играет значимой роли. С точки зрения общей привлекательности для инвесторов мы в конце списка.

Ресурсы и традиционное производство – то, что есть у нас сейчас, – не востребованы в мире. У нас тоже происходит сатурация: каждый уже имеет холодильник, телевизор, одежду. В трендовых областях мы вовсе не инноваторы. Поэтому делать ставку на инвестиции в наших условиях не стоит.Вывод: Нужно делать все, чтобы стимулировать внутренние резервы: дать больше свободы государственному бизнесу и «псевдочастному» бизнесу, чтобы они могли использовать свой потенциал для создания инноваций. Изменить налогообложение, дать реальную власть руководству предприятий, не ограничивать сокращения и т.д.

Только такой путь приведет к улучшению экономической ситуации в стране.

 

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.