Войти
Мнение
«Про бизнес.» 9 августа 2016 2

Каким будет завтра для белорусских компаний

Фото: wellwritten.ru
Фото: wellwritten.ru

Своим мнением делится руководитель «Про бизнес.» Виталий Волянюк.

— В начале 2015 на Встрече Про бизнес. прозвучала неожиданная для многих мысль. Пора привыкать жить в парадигме «завтра будет беднее, чем вчера». После многих лет экономического роста, вселявшего в бизнес и потребителей веру, что «завтра должно быть лучше, чем вчера», тезис про «хуже» как-то не укладывался в голове. Но спустя время видно, что прогноз сбылся. Экономика не растет, она сжимается, и не факт, что в следующем году будет улучшение.


Виталий Волянюк
Руководитель «Про бизнес.»

Большинство наших компаний так или иначе отреагировали на изменение реальности: порезали затраты, ужесточили работу с «дебиторкой»… Более продвинутые задались фундаментальными вопросами о ценности своего продукта, начали детальнее анализировать клиентов, их потребности, работать над улучшением сервиса.

Все это важные и нужные изменения, но все же — реактивные.

По сути, учредители и топ-менеджеры проделывают сейчас ту работу, которой нужно было заниматься еще вчера. Но высокая маржинальность позволяла закрыть глаза на эти «нудные» вещи.

А какое поведение в нынешней ситуации можно считать проактивным?

Поделюсь своим мнением. Оно сложилось по итогам общения с практиками нашего бизнеса, аналитиками и консультантами.

Сооснователь компаний «Волис» и «Инволюкс» Андрей Торсунов как-то очень метко пошутил: белорусскому предпринимателю все равно, в каких условиях работать — хороших или плохих. Лишь бы в стабильных!

Андрей Торсунов, фото: probusiness.by
Андрей Торсунов, фото: probusiness.by

У нас действительно очень высокая инерционность мышления. Значительные изменения среды вызывают много эмоций, стресс.

Xотя наиболее адекватной в современном мире является установка: «завтра будет иначе, чем вчера». Может быть, лучше — с точки зрения текущего состояния бизнеса. Может быть, хуже. Но по-другому, не так, как было. Постоянно иначе.

Без этой ментальной установки по-настоящему проактивные действия в компании не начнутся.

Можно вспомнить слова хоккеиста Уэйна Гретцки. Бежать надо не туда, где шайба сейчас, а туда, где она будет через несколько секунд.

Уэйн Гретцки. Фото: gazeta.ru
Уэйн Гретцки. Фото: gazeta.ru

И уж точно нет смысла бежать туда, где шайба была минуту назад. Хотя иногда приходится наблюдать такие отчаянные забеги.

Завтра будет иначе, чем вчера — это не только о постоянной готовности к изменениям макроэкономических условий. Это и про чуткость к внутренним изменениям в отраслях, глобальной смене технологий и бизнес-моделей. Эти изменения представляют гораздо большую опасность для инертных организаций, чем очередная девальвация.

Приведу пример из медиа-индустрии, которая мне наиболее близка. 10 лет назад я начал работать в печатных СМИ. Дистрибуция контента в них выглядела так. Сверстанный номер газеты на флешке приносили в типографию, там выводился пробный бумажный экземпляр, его сверяли с макетом. Затем на больших, дорогих типографских машинах отпечатывался весь тираж. Пачки газет грузили в автомобили и ночью развозили по почтовым отделениям и киоскам. Утром читатели получали свежий номер, из которого узнавали вчерашние новости.

Фото с сайта thewardrobedoor.com
Фото с сайта thewardrobedoor.com

В печатных СМИ тогда работало много сильных журналистов и хороших продавцов, в рекламодателях не было дефицита. Но неспособность топ-менеджеров, учредителей вовремя увидеть, что шайба уже летит в другом направлении, и быстро перестроиться (как это успешно сделали многие западные издания) обернулась огромными потерями.

Сегодня дистрибуция контента в Интернете — мгновенная и условно бесплатная. Мобильный телефон в кармане для многих выполняет функцию киоска с газетами и журналами. А новости читают на интернет-порталах, которые десять лет назад были «какими-то сайтами в Интернете» для узкого круга продвинутых людей и просто модников. Многие узнают информацию из Фейсбука — о нем десять лет назад вообще никто не слышал. Рекламные бюджеты продолжают перетекать в Интернет из печатной прессы. Оставляя последнюю, с ее высокими накладными расходами на дистрибуцию контента и низкой скоростью, тихо умирать.

Медиа-рынок на глазах драматически изменился. И продолжает быстро меняться. Интернет-издания сами сталкиваются сейчас с вызовами, которые не были еще такими острыми пару лет назад. Социальные сети и мессенджеры развиваются стремительно, превращаясь в основные каналы дистрибуции контента. В них нужно активно присутствовать — иначе про тебя забудут. Стать «динозавром» в Интернете и умереть можно еще быстрее, чем умирают печатные издания.

Фото: timeshighereducation.com
Фото: timeshighereducation.com

Конечно, в разных отраслях скорость изменений разная. Но общий тренд — она растет.

Эти изменения очень часто не линейны (было хорошо, стало лучше) и не цикличны (было хорошо, стало плохо, потом — снова хорошо). Они зигзагообразны, как движение шайбы по льду.

По моим наблюдениям, такую хаотичность изменений пока еще не все принимают как данность.

Те же предприниматели, которые живут в парадигме «завтра будет иначе, чем вчера», ясно понимают, что работа с «дебиторкой», клиентский сервис, стимулирование продаж и т.д. — это техника. Она, безусловно, важна и должна постоянно оттачиваться, быть на высоком уровне. Но это техника, инструменты.

В основе же выживания и устойчивого развития на рынке лежат две вещи:

  • Способность понимать, чувствовать, какие изменения происходят вокруг, где может оказаться «шайба» через несколько секунд — завтра
  • Способность к постоянным изменениям внутри самой компании и скорость изменений — чтобы успеть оказаться в нужной зоне в нужное время и «принять шайбу»

Чтоб оценить скорость компании, можно задаться простым вопросом: сколько времени нам требуется, чтобы вывести на рынок новый продукт, реализовать проект? Если сроки значительно меньше, чем в среднем по рынку/у других игроков отрасли — хорошо. Если совпадают со скоростью рынка или отстают, это должно, как минимум, настораживать. Значит, регулярный фитнес — хорошее выражение Павла Голенченко — в компании не налажен.

Что касается способности понимать и чувствовать зигзаги изменений — гораздо лучше она развита, по моим наблюдениям, у тех, кто не замкнулся в локальной бизнес-лиге, а играет в мировой. Это наши айтишники и такие компании, как «Регула», «Полимастер». Высокая конкуренция обостряет чутье на изменения, внимание к зарождающимся трендам.

Фото: kv.by
Фото: kv.by

Плохая или, наоборот, хорошая новость состоит в том, что граница между глобальной лигой и нашим местным чемпионатом стирается. Белорусские бизнесы, которые еще не выходили за пределы маленького локального рынка, сталкиваются с мировыми игроками лоб в лоб здесь. Посмотрите, например, как активно заходят к нам зарубежные сети фаст-фуда, крупные онлайн-ритейлеры. Традиционные службы такси сегодня — в конкуренции с Uber. А белорусские интернет-медиа, в том числе «Про бизнес.», конкурируют за время читателей и деньги рекламодателей с Фейсбуком и Гуглом.

И если мы хотим оставаться в игре, у нас нет других вариантов, как учиться играть на мировом уровне. Даже на собственном рынке.

А это значит постоянно меняться, двигаясь туда, где может оказаться шайба. А не туда, где она сейчас или где была раньше.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Алексей Бузук12.08.2016

Много слов мало смысла. Написано про очевидные вещи.
Понятно что завтра не будет как вчера. Сколько себя помню каждые 10 лет были кризисы. Сейчас новая реальность. В 2024- 2026 будет следующий кризис и он будет не такой как раньше.
Насильно людей не обучишь, работать по новому не заставишь. Рыба гниет с головы.

Sergio Silvi10.08.2016

Основная проблема в том, что наше государство, год от года давая людям все более «толстые» интернет-каналы, не потратило ни копейки на то, чтобы научить людей всем этим пользоваться — хотя бы на потребительском уровне, не говоря уже о профессиональном.

Сегодня мы — аграрная, очень отсталая страна, где главные новости все еще посевная и уборочная. Страна, в которой повысить уровень доступности Интернета означает — «провести оптоволоконный кабель в очередную деревню».

Мы, к примеру, хотим достучаться до властей, до людей бизнеса, объяснить им, что SMM — будущее, которое проходит мимо... Вроде бы, к нам начинают прислушиваться.

По крайней мере, в новом «Плане укрепления экономической безопасности» (постановление №336 от 25.04.2016г.) чуть ли не впервые задумались о позиционировании белорусских брендов в соцсетях. Хотелось бы надеяться, что это лишь первый шаг...

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент