Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 1 декабря 2014

Конференция «Топ-менеджмент: большая цель!» и другие события недели – с Александром Кулижским

События прошедшей недели на «Про бизнес.» комментирует Александр Кулижский, управляющий партнер консультационной компании «Ключевые решения», которая выступила организатором конференции топ-менеджеров в Минске.

Александр Кулижский. Фото с личной страницы в ФейсбукеАлександр Кулижский. Фото с личной страницы в ФейсбукеАлександр Кулижский. Фото с личной страницы в Фейсбуке
Александр Кулижский. Фото с личной страницы в Фейсбуке

Конференция «Топ-менеджмент: большая цель!»

Для нас это всегда самое важное событие года, к которому мы в течение года готовимся. Это уже десятая конференция, и мы решили, что она должна быть самой лучшей, массовой и содержательной. На это положили много сил, и я надеюсь, у нас получилось.

В отношении каждой конференции мы используем формулу:

тема + ведущие + участники + спонсоры + формат = событие.

В этом году мы решили, что все составляющие формулы должны быть с большой буквы.

Тема – цель в бизнесе – выбрана масштабная.

Участниками в этом году стали более 400 человек: топ-менеджеры, собственники бизнеса – публика очень серьезная.

Все ведущие были очень достойные. Мы пригласили не только гуру, авторов книг, но и практиков, достигших успеха в бизнесе. Иногда бизнесмены-практики могут быть не очень яркими спикерами, скучно выступают, а публика привыкла к шоу. Но мы считаем, что в конференции должна быть хорошая содержательная часть. Пусть человек не очень искусно презентует свои мысли, но если он неординарная личность, то слушая его, вы о чем-то задумаетесь, что-то поймете и, возможно, что-то попробуете сделать после конференции.

Что касается формата, то мы пробовали и новые формы работы (стрессовые интервью, понравились участникам конференции) и проверенные временем (интеллектуальные битвы, секции).

За годы жизни нашей конференции топ-менеджеров в мире появились новые интересные форматы: TEDx, Forum One.

Возможно, на следующий год мы придумаем свой, принципиально новый формат. Но не исключено, что сохраним нынешний формат конференции, повышая его качество, с точки зрения содержания и рабочей атмосферы.

Я также хочу, чтобы конференция порождала значимый для всех участников результат – итоговый меморандум, решение.

Ну, а самое главное, это то, что стоит после знака равно в нашей формуле – событие, его масштаб. Если все правильно организовано, то в событии его участники меняются.

Ограничение поставок белорусского продовольствия в Россию

Фото с сайта unian.net
Фото с сайта unian.net

Мы понимаем, почему возникают барьеры во взаимной торговле. Это напрямую связано с вопросами конкурентоспособности.

Беларусь определенным образом регулирует присутствие российских компаний на своем рынке. Российский бизнес, в свою очередь, понимает, что такие белорусские компании, как, например, «Санта Бремор», «Савушкин продукт», «Серволюкс» – это большие, серьезные игроки и на белорусском, и на российском рынке.

Долго ли продлятся нынешние ограничения во взаимной торговле? Я бы не стал делать прогнозы. Очевидно одно – существенно повлиять на макросценарий бизнесу сложно. Поэтому мы должны быть готовы к разным вариантам развития событий, быть очень гибкими и очень быстро принимать решения, которые, возможно, нам и не хочется принимать.

Беларусь и Россия – взаимосвязанные экономики, рынки, люди. В нынешней ситуации определенные секторы белорусского бизнеса могут понести потери. Но в целом, как мне представляется, Россия будет поддерживать экономику Беларуси до определенного момента. А после этого момента, как всегда, наступит достаточно острая фаза, которую большинство белорусских компаний переживет, но, безусловно, с определенными потерями.

Уже сейчас следует начинать готовиться к этому моменту.

Планирование 2015 года

Фото с сайта slon.ru
Фото с сайта slon.ru

Сейчас большинство наших компаний проводят стратегические сессии, вырабатывают планы на следующий год и на перспективу.

Какие ключевые риски и возможности несет 2015?

На мой взгляд, ключевой риск и ключевая возможность в том, что на белорусском рынке пока отсутствует культура сделок M&A.

В ухудшевшейся экономической обстановке многие компании понесут убытки, и акционеры могу попытаться выйти из бизнеса, свернуть его.

Они понимают сейчас, что продать по хорошей цене свои бизнесы вряд ли возможно. Хотя продали бы, был бы хороший покупатель.

А потенциальные покупатели понимают, что сейчас хорошее время для слияний и поглощений, но их часто останавливает нехватка компетенций для управления новыми бизнесами.

Хотя сейчас можно очень серьезно изменить структуру своих активов, сделать это за приемлемые деньги, сыграв в долгосрочную игру. Понимая, что я, приобретая новые активы, возможно, потерплю некоторое время убыточность, но через 2-3 года они сделают меня лидером, мой бизнес будет гораздо масштабнее.

Но чтобы сыграть в такую игру, надо быть сильным, уверенным в себе.

Второй риск и одновременно возможность – это изменение модели действующего бизнеса.

Некоторые сейчас думают о сокращении персонала, своих региональных представительств, складов. Это тоже риск, а с другой стороны – возможность. В некоторых случаях можно сократить объемы бизнеса, но при этом повысить его маржинальность. Но нужно не просто съеживаться, а как-то перегруппировываться, изменять существующую бизнес-модель и искать новые точки доходности, роста.

В любое время, даже самое плохое, можно заработать не только спекулятивным, грабительским образом. В плохие времена выигрывают те, кто придумывает и выводит на рынок новую успешную модель, технологию, продукт.

Готовность придумывать новые модели у нас еще не до конца воспитана и не встроена в частный бизнес. Он в основном рефлекторно съеживается: сворачивает инвестиционные проекты, сокращает затраты, но не перестраивается принципиально.

Чем, по моему мнению, отличается «бизнесмен» от «предпринимателя». Бизнесмен спокойнее воспринимает происходящее. Он понимает, что в бизнесе всегда есть план стратегических потерь. И действует как генерал, отправляющий часть своих войск на прорыв, на гибель. А предприниматель – он по поводу бизнеса страдает, как по поводу больного ребенка. И здесь очень много может быть эмоций, неконструктивного. Кто-то бросает все и едет путешествовать – своеобразное бегство от реальности. А кто-то говорит: отойдите все, я сам буду делать своему бизнесу искусственное дыхание, сам буду заниматься ручным управлением, причем с утра до вечера.

По моим наблюдениям, у нас пока больше «предпринимателей», чем «бизнесменов». Здесь мы пока отстаем от российского и украинского бизнеса.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.