Войти
Мнение
«Про бизнес.» 3 декабря 2014

Павел Данейко: 3 шага, которые помогут развитию рынка бизнес-образования

Что сдерживает сегодня развитие бизнес-школ в Беларуси, и как сделать управленческое образование доступнее и эффективнее – об этом в своей колонке размышляет генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко.

Павел Данейко. Фото TUT.BYПавел Данейко. Фото TUT.BYПавел Данейко. Фото TUT.BY
Павел Данейко. Фото TUT.BY

– Сегодня мы наблюдаем, что потребность белорусского бизнеса в управленческом образовании растет. Это прямое следствие роста частного сектора, доля которого в Беларуси, по моим оценкам, уже приближается к 50% экономики. Бизнесу нужны новые знания, компетенции и навыки.

В ответ на это на рынке появляются все новые образовательные учреждения и тренинговые центры. Но чтобы эффект от их деятельности был положительным и способствовал развитию экономики, необходимо создание более благоприятных условий. Связанные с этим вопросы обсуждались недавно на круглом столе «Развитие бизнес-образования в странах с переходной экономикой», который проводился Ассоциацией развития менеджмента.

Можно выделить три шага, которые бы содействовали развитию бизнес-образования.

1. Отказаться от устаревших способов регулирования образования для взрослых

Фото с сайта philenews.ru
Фото с сайта philenews.ru

Исторически сложилось так, что сектор образования для взрослых у нас находится в ведении Министерства образования, и эта сфера довольно сильно зарегулирована. К примеру, необходимо выполнять условия, связанные с наполнением программ. Но бизнес является сферой, где происходят быстрые изменения, и эффективные образовательные программы обязательно должны их учитывать. Однако есть необходимость выполнять ранее взятые на себя обязательства по содержанию программ, что затрудняет их обновление.

Государственное регулирование системы образования для взрослых было логичным в те времена, когда частный сектор не играл серьезной роли в экономике, и обучение взрослых людей в основном сводилось к курсам повышения квалификации, предназначенных для руководящих работников госкомпаний. Основным потребителем услуг было государство, и оно диктовало условия на рынке.

Однако сегодня основной спрос в этой сфере создает частный бизнес, которому для эффективной работы необходимы квалифицированные управленческие кадры. В этой ситуации главный критерий эффективности учреждения образования или конкретной программы – успех на рынке. Если программа не приносит бизнесу практической пользы, ее не покупают, и все.

Другими словами, старый способ регулирования образования для взрослых перестал быть эффективным. Необходимо упростить принципы контроля и отчетности.

2. Поставить в равные условия государственные и частные учреждения бизнес-образования

Фото с сайта usscospeaks.com
Фото с сайта usscospeaks.com

Этот вопрос остро стоит сегодня. В правительстве рассматривается Концепция развития бизнес-образования, подготовленная Министерством экономики. В разработке принимали участие государственные и частные провайдеры бизнес-образования. Однако по некоторым пунктам к единому мнению не пришли.

В частности, создание Национального института бизнеса на базе Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ создает неравные правила. На мой взгляд, это явно не способствует развитию частного бизнеса, который остро нуждается в квалифицированных управленческих кадрах.

3. Ввести национальные стандарты MBА

Фото с сайта chenected.aiche.org
Фото с сайта chenected.aiche.org

Сегодня на вроде бы бурно растущем белорусском рынке бизнес-образования слишком мало программ МВА. В любой европейской стране, сравнимой по количеству населения с нашей, их в разы больше. В развитых странах лидеры бизнеса считают обязательным получить системное образование в сфере бизнес-администрирования. У нас же пока далеко не все понимают, для чего нужен этот диплом и далеко не все осведомлены о стандартах, которым должна соответствовать программа МВА.

На самом деле основная задача заключается не столько в том, чтобы передать определенные знания, сколько выработать новое видение, научить творчески мыслить и по-новому смотреть на проблемы бизнеса, искать нестандартные подходы к их решению. Программа МВА является комплексной, ее не заменит множество коротких тренингов.

Поэтому третьим важным шагом для развития рынка бизнес-образования могло бы стать введение национальных стандартов МВА и создание более доступной для частных бизнес-школ возможности выдачи национального диплома.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент