Войти
Мнение
«Про бизнес.» 15 декабря 2014

Подготовка к 2015, отток рублевых депозитов, импортозамещение – события недели с Натальей Громадских

В этот понедельник события прошлой недели на «Про бизнес.» комментирует директор IPR Belarus, консультант по репутационному менеджменту Наталья Громадских.

Наталья Громадских. Фото с личной страницы в ФейсбукеНаталья Громадских. Фото с личной страницы в ФейсбукеНаталья Громадских. Фото с личной страницы в Фейсбуке
Наталья Громадских. Фото с личной страницы в Фейсбуке

1. Планирование 2015 года

Погода в белорусском бизнесе в конце 2014 – штиль. Внешне все ушли в подготовку к праздникам, но это иллюзия. На самом деле компании заняли выжидательную позицию, взяли тайм-аут, чтобы проработать разные сценарии развития событий.

После истории мая 2011 сегодня на «авось» никто не работает, разве что самые отчаянные и самые ленивые. Многие компании отложили утверждение бюджета на 2015 год на несколько месяцев, что логично в сегодняшней ситуации. На что эти месяцы уйдут? На аналитику и создание разных бизнес-сценариев. Так, мы впервые готовим для наших клиентов параллельно несколько коммуникационных стратегий на 2015 год, в соответствии с различными прогнозами финансовых аналитиков. Такого раньше не было.

Если быть честной, то еще лет 5 назад и коммуникационные стратегии-то в рамках бизнес-планов не писались. Сегодня же белорусские компании задают вопрос не «Как выжить в кризис?», а «Как преумножить капитал?», включая и репутационный капитал, с чем к нам и обращаются.

Так что для белорусского бизнеса текущая ситуация – не вопрос выживания, а вопрос использования новых возможностей. И, конечно, активных действий. Так, экспортеры, которым Россия приносила до 90% прибыли с внешних рынков, столкнулись с вопросом диверсификации не просто как с абстрактной задачей, о которой все говорят последние 2-3 года, а как с острой необходимостью.

Фото с сайта gamepilot.ru
Фото с сайта gamepilot.ru

Например, наш клиент, текстильная компания «Моготекс», планирует на 2015 год выход на рынки Мексики, Южной Америки, Японии. Вопросы диверсификации решаются быстро и уверенно. Одна из проблем, с которой компании сталкиваются на внешних рынках, – культурные различия и низкий уровень знаний о нашей стране. Поэтому роль коммуникационных стратегий в 2015 году возрастет не только как часть антикризисных коммуникаций, а именно как часть стратегии поиска новых возможностей и выхода на новые рынки. 

2. Россия начала снимать ограничения на поставки продукции белорусских мясокомбинатов

Хорошая новость. Но интересно вот что: белорусские компании нередко оказываются вовлечены в торговые конфликты. Какое значение во время конфликтов имеет PR? Как наши компании используют или не используют инструменты PR? 

В отраслевых конфликтах есть две репутационные составляющие: репутация отдельных компаний и репутация всей отрасли, в отношении которой применяются санкции. Репутацию отрасли надо исправлять на страновом уровне. А вот в отношении репутации отдельных компаний ситуация разнится. По факту разрешения конфликтов одни компании выигрывают – обретают новых клиентов, расширяют экспортный ассортимент, выходят в новые регионы, а другие – сворачиваются. В чем разница?

На прошлой неделе на открытии нового магазина «Милавица» председатель правления Silvano Fashion Group сказал: «Вне зависимости от вида кризиса, компании выстаивают и даже становятся сильнее, если у них:

а) нет внешних займов;

б) есть сильные каналы дистрибуции;

в) есть сильная репутация и бренд».

Белорусские компании последним чаще всего пренебрегают. И больнее всего сказывается это пренебрежение в период отраслевых конфликтов и кризисов. Да, белорусы стали чащи использовать PR. Но именно как решение конфликта. А PR – это не нашатырный спирт, способный вывести из обморока. Это ежедневный холодный душ по утрам и вечерам, способный закалить и создать иммунитет репутации компании. Эта репутация сработает в плюс вне зависимости от вида конфликта. 

3. Закрытие Минторгом нескольких магазинов бытовой техники «Электросила» и «5 элемент»

Фото 42.tut.by
Фото 42.tut.by

Станут ли белорусы покупать свою технику? Лучше всего регулирует спрос сам рынок. Если сейчас выдались несколько недель аттракциона невиданной щедрости, когда в соседней России можно купить бытовую технику и электронику за полцены, странно предполагать, что люди не станут это делать. То же и с автомобилями, шубами и т. д.

Лет десять назад белорусы все везли из Литвы, позже – россияне скупали все в Беларуси. Это рынок. И люди реагируют на его изменения. Гарантированная доступность белорусских товаров в продаже – это не инструмент быстрого решения экономических вопросов. Другое дело, что белорусские товары действительно в продаже должны быть. С точки зрения рыночных законов и PR, спрос на них будет тогда, когда репутация белорусских товаров будет выше, чем импортных. Гордятся же шведы IKEA, латыши Lauma, белорусы «Милавицей».

Белорусы производят качественный товар. Осталось сформировать к нему доверие, чтобы не принуждать население к покупке, а вдохновлять на нее. Насильно мил не будешь. 

4. Переток депозитов из рублевых в валютные

Фото с сайта aif.ru
Фото с сайта aif.ru

Нацбанк на этой неделе опубликовал свежую статистику. Данные говорят о том, что начался отток рублевых депозитов и перевод их в валютные. Какой валюте сейчас стоит доверять? 

Мой преподаватель курса «Коммерческий директор» говорил: покупать надо ту валюту, которая растет быстрее других. Соответственно, самое эффективное сейчас – вкладывать в доллар. С другой стороны, важна не только текущая ситуация, но и прогнозы. Я доверяю аналитикам TeleTrade, по их мнению, сейчас самое время покупать драгоценные металлы, например, золото. Так что актуальна диверсификация личных сбережений: доллары, евро, другие способы инвестирования.

В компании же мы сейчас активно вкладываем белорусские рубли в обновление офиса: сделали ремонт, закупили новую технику. 

5. Компания готовится к Новому году

В конце этого года многие компании переориентировали запланированные на корпоративные мероприятия бюджеты на финансовые выплаты сотрудникам в качестве компенсации инфляции. В IPR корпоративы всегда отмечает скромно. Для нас важен не размах, а душевность и позитив. У нас особенный коллектив, каждый – очень яркая независимая личность, но при этом все умеют работать в команде. Каждую корпоративную встречу мы стараемся наполнить духом, который поддерживается в коллективе весь следующий год.

И в этом году отпразднуем скромно, но душевно: мы снимаем кинозал, будем смотреть кино и пить глинтвейн. А потом поедем в Вильнюс в гости к нашей партнерский PR-компании. С ними мы много работаем вместе, дружим и учимся. Надеемся, так будет и в 2015 году. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент