Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,28 USD 3,2757 -0,0052
  • 3,5 EUR 3,4954 +0,0027
  • 3,48 100 RUB 3,4772 +0,0001
  • 10 CNY 4,5146 -0,0084
Мнение «Про бизнес» 22 декабря 2014

Новые условия покупки валюты, сдерживание цен, закрытие магазинов – события недели с Сергеем Вайниловичем

Управляющий и совладелец онлайн-гипермаркета 21vek.by Сергей Вайнилович комментирует самые актуальные для белорусского бизнеса события прошлой недели.


Новые правила покупки и продажи валюты для юрлиц

Я в целом придерживаюсь точки зрения, что некоторая девальвация сегодня назрела и необходима – как минимум для оздоровления экспорта на рынки России, Украины, Казахстана. В 2014 в этих странах темпы девальвации местных валют существенно превышали белорусские. Это снижало конкурентоспособность наших экспортеров.

Говоря о выборе момента и способах осуществления этого шага, не в полной мере могу оценить и сравнить плюсы и минусы возможных сценариев, т.к. не являюсь финансовым аналитиком. Но лично я всегда придерживаюсь справедливых, прозрачных и понятных механизмов. Поэтому нынешний вариант не считаю оптимальным. В том числе из-за того, что есть опасность распространения нелегального валютного рынка. Это всегда очень негативно сказывается на всех – от рядовых потребителей до крупных субъектов хозяйствования.

В текущем механизме есть неурегулированные места, а также реализован невыгодный сценарий, когда разница между итоговой стоимостью проданной и купленной валюты составляет более 30%. Это очень существенно.

Например, я, как импортер, экспортер и в целом субъект бизнеса не могу свободно конвертировать валюту, а значит, даже приблизительно прогнозировать будущие сделки. На мой взгляд, должен соблюдаться паритет между покупкой и продажей валюты и шаг в 30% крайне широкий. Естественно, такая ситуация влечет негативные ожидания белорусских компаний.

Фото с сайта jewelerclub.info
Фото с сайта jewelerclub.info

Загадкой для меня остался вопрос, на каком основании банки собираются взимать 30% «налог» при продаже валюты физическим лицам, если эта валюта была куплена на внутреннем рынке.

Запрет на рост розничных цен

Безусловно болезненный вопрос для всех заинтересованных сторон. С позиции бизнеса считаю, что эту меру нельзя распространять на все товарные группы. Регулирование цен имеет право на жизнь и может быть оправдано в отношении социально значимых товаров, перечни которых у нас существуют, а также на ряд отечественных товаров, особенно тех, в которых низка импортная составляющая в себестоимости.

Фщто
Фото

Однако регулирование цен на широчайший спектр потребительских товаров, особенно импортных, представляется ошибочным. По сути, оно будет приводить к прямым убыткам. Формула очевидна: продавец должен выручить за свой товар как минимум сумму, которая позволит ему на место реализованного купить такой же или аналогичный товар. Если речь идет о любом импортном товаре, то в случае запрета на пересмотр цены, он будет продан всего за 80% от необходимой для закупки нового товара суммы с учетом расходов на 30% сбор за приобретение валюты для расчета по импортным поставкам.

Иными словами, при сохранении цен мы не сможем осуществить оплату за новый или, еще хуже, за проданный товар, т.к. основная часть импортной продукции приобретена с отсрочкой оплаты или под валютную кредиторскую задолженность (т.к. банально предоплата просто запрещена). Это ведет к прямым убыткам.

Экономически введение 30% сбора за покупку валюты должно повлечь рост отпускной цены в районе 18-20%. Это обусловлено тем, что сумма в 30% не закладывается в себестоимость товара, на нее не начисляется НДС и таможенная пошлина.

Мы для себя эту проблему пока не решили. После выхода постановления правительства мы скорректировали цены на уровень 18 декабря, как и требовалось. Однако такое решение перспектив не несет. Пока для нас вопрос остается открытым.

Опять таки, это удар по легальному бизнесу, который и без того находится в неравных условиях с имеющимся, к сожалению, серым рынком. Получается, снова нарушается паритет, и серый рынок может активизироваться.

Onliner.by исключен из национальной доменной зоны

Постараюсь прокомментировать максимально корректно. Как предприниматель я с уважением отношусь к каждому бизнесу. Он, как правило, продукт и результат труда людей, уделяющих делу много времени и сил. Поэтому по-человечески сочувствую команде Онлайнера.

При этом мне понятны мотивы регулятора. Основным камнем преткновения на протяжении всей истории взаимоотношений было указание цен на товары в валюте. Возникали вопросы, всегда ли через площадку реализуется только официальный товар.

Буквально неделю назад администрация Онлайнера сменилась и с нею вроде бы начала меняться и позиция портала. Были предприняты достаточно значимые шаги, чтобы развернуть компанию лицом к требованиям регулятора. Однако, по-моему мнению, этот момент совпал с началом интенсивного наведения порядка в сфере торговли с учетом сложившейся в стране ситуации. Министерство торговли максимально пресекает указание цен на товары в «у.е.».

Вопросы в этой ситуации, по моему мнению, надо адресовать прошлому руководству Онлайнера, а не нынешнему.
 

Экран барузера Firefox
Экран барузера Firefox

Высказываю слова поддержки команде и особенно новому руководству компании. Хочу пожелать им успешно устранить негативный фон. И в дальнейшем – желаю стать положительным примером ответственного игрока для других участников рынка. Мы со своей стороны готовы оказать коллегам необходимую методологическую помощь.

Мы рассматриваем отрасль интернет-торговли как перспективную, стремимся и инициируем ее разумное регулирование со стороны законодателя. Именно в этом видим возможность повысить культуру интернет-торговли и доверие потребителя.

Приостановлена работа магазинов «Мегатоп», «Гиппо», «Электросила», «5 элемент»

Корректно комментировать этот случай можно, только зная всю предшествующую историю взаимоотношений контролирующих органов и упомянутых компаний:

  • Когда, в каком количестве, какие предупреждения, предписания, рекомендации поступали со стороны государства.
  • Что и в каком объеме находило свое отражение в реальных действиях и реакциях этих компаний.

Я этого не знаю, поэтому конкретные ситуации не могу комментировать. В целом же логика и стремление государства понятны – с одной стороны, необходимо обеспечить должную управляемость. С другой – нужно стимулировать импортозамещение там, где это возможно.

Фото с сайта new-retail.ru
Фото с сайта new-retail.ru

И требованию по импортозамещению далеко не один год. Судя по тому, что его часто соблюдали спустя рукава, могу сделать вывод, что основания для столь жестких санкций были. Но опять-таки, есть целый пласт мелких торговцев, которые находятся вне поля зрения регулятора. И в нынешнем случае оказываются в еще более выгодных условиях, чем крупные официальные сети и игроки. Поэтому правила должны быть не просто едиными – должен обеспечиваться полный и всеобъемлющий контроль их соблюдения.

Также могу отметить на примере работы 21vek.by, что многие отечественные товары (например, техника «Гефест», «Атлант», матрасы «Вегас») конкурентоспособны и востребованы. Полноценно заниматься их продажей – экономически целесообразно. 

Конечно, особенно неприятно, что закрытие магазинов пришлось именно на декабрь. Для многих компаний 2014 стал очень сложным. Наблюдалось падение спроса на протяжении всего года, а во второй его половине в связи с ситуацией в РФ он еще и перераспределился. И многие возлагали надежды именно на предновогодний сезон.

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.