Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2545 +0,002
  • 3,52 EUR 3,5239 -0,0062
  • 3,51 100 RUB 3,5097 +0,0049
  • 10 CNY 4,4847 +0,0013
Мнение «Про бизнес» 12 января 2015

Выход на единый курс и поведение покупателей после Нового года – итоги недели с Дмитрием Левшуновым

Важные для бизнеса события прошлой недели комментирует учредитель и директор компании «Спорт Технолоджи», владелец магазина «Стихия» Дмитрий Левшунов. Его компании занимаются оптовой и розничной торговлей аксессуарами и одеждой для экстремального спорта.

Дмитрий Левшунов. Фото с личной страницы на Фейсбуке
Дмитрий Левшунов. Фото с личной страницы на Фейсбуке

Выход на единый валютный курс

Это было вполне предсказуемым событием. В противном случае активизировался бы «черный рынок» – те механизмы, которые в долгосрочной перспективе не сработают на руку государству. Все помнят двойственность курсов в 2011, которая поставила экспортеров и импортеров в сложную ситуацию. Некоторые искали не совсем законные пути приобретения и продажи валют, чтобы нивелировать последствия девальвации.

Фото с сайта musavat.com
Фото с сайта musavat.com

 Я могу сделать несколько выводов:

1. Государству действующие с конца декабря 2014 по начало января 2015 сбор на приобретение юрлицами и населением валюты позволил дополнительно пополнить бюджет. 

2. Как у обывателя, за это время у меня сильно упало доверие к пластиковым картам белорусских банков. Насколько я понимаю, в день, когда ввели налог на приобретение валюты, банки в срочном порядке  вносили изменения в свои механизмы е-оплаты и мобильные приложения для них. Электронные системы безналичных расчетов по картам давали сбои.

В то время я был в Вильнюсе. Перед отъездом зашел в магазин, но не смог ничего там купить: привык рассчитываться карточкой, и поэтому наличных с собой не было. Это еще полбеды – я ведь собирался уезжать. Сбой в системах оплаты стал для меня скорее неудобством, чем проблемой. Однако что делали клиенты белорусских банков, которые оставались за границей и в тот день просто не имели возможности рассчитываться за покупки товаров и услуг?

3. С точки зрения собственника, введение налога на покупку валюты на моем бизнесе сказалось серьезно. В этот период мы как раз должны были оплатить новую партию товаров. По итогу пришлось отказаться от части заказа и пропустить сроки доставки. Наученные опытом кризисов прошлых лет мы не ожидали, что курс вернется на прежний уровень. И в условиях нестабильности ситуации, когда непонятно, что будет с покупательской способностью, было сложно принять решение: везти товар или работать с тем, что есть в остатках. Хотя отмечу, что иногда лучше заморозить деньги в приобретенном товаре.

Выйти из затруднительной ситуации нам помогли хорошие отношения с производителями (поставщиками) из Италии. Они пошли нам на уступку. Согласились урезать объем заказа и дали отсрочку до разрешения ситуации с покупкой валюты. Также  «помогла» погода. Нет снега – нет сезона. Спрос был не такой высокий. А вот если бы был снег, у нас был риск оголить полки в магазине.

В целом отмену налога я, безусловно, считаю позитивным изменением. Это уже третий «кризис», который переживает наша компания. Как говорится, все что нас не убивает, делает нас сильнее.

Приостановлена деятельность магазинов стройматериалов сети ОМА

Фото с сайта 222.by
Фото с сайта 222.by

Человек, у которого развито предпринимательское мышление, конечно же, против регулирования цен в коммерческих структурах. Поэтому для меня эти попытки государства – в первую очередь, чистой воды популизм. Появились доносы и жалобы граждан в Минторг не только по поводу, но и без повода. Последнее также вполне предсказуемо. Не все люди приучены думать наперед.

Я, безусловно, выступаю за то, чтобы торговля была цивилизованной. Но под этим подразумеваю, что любое предприятие должно самостоятельно, по собственному желанию поворачиваться к потребителю лицом. И при этом – иметь возможность защитить себя от потребительского экстремизма. Читая последние новости о закрытии магазинов, я прихожу и к этим выводам.

По опыту работы минского магазина «Стихия» могу сказать: мы стараемся предоставить своим клиентам всю необходимую информацию о товаре. Ответить на все их вопросы и до, и во время, и после покупки. Но люди бываю разные. Мы любим своих покупателей, и, к счастью, проявление потребительского экстремизма с их стороны встречается редко. Тем не менее, бывает, что люди не читают инструкции, забывают советы консультантов. В результате ломают, портят товар и хотят его вернуть. Или начинают требовать скидку. Не получив ее, могут обидеться и начать жаловаться. 

Поэтому главное правило обслуживания в моем магазине –  выяснить, что клиент хочет получить от товара после покупки и предложить ему это. Мы сами пользуемся продукцией, которую привозим, поэтому качество для нас превыше всего. И я рекомендую всем, кто занимается розничной торговлей, прежде всего, научить своих продавцов узнавать, чего хочет каждый конкретный посетитель. Каковы его ожидания, как именно он будет использовать приобретенный товар. И уже затем надо предлагать на выбор тот или иной товар.

Снижение спроса во многих сегментах B2C

Фото с сайта stihiya-shop.relax.by
Фото с сайта stihiya-shop.relax.by

Новогодние праздники и ажиотаж в розничной торговле прошли. Но выпал снег, что однозначно играет на пользу продажам в моем сегменте рынка. Больше снега – больше покупателей. Поэтому мы, можно сказать, только сейчас и открываем сезон.

При этом мы почувствовали, что кризис в первую очередь ударил по людям с достатком ниже среднего. Им теперь приходится считать: купить сноуборд, обновить горнолыжную одежду или заплатить за аренду квартиры. Тот, кто зарабатывал выше среднего ($1000+), поужался в затратах, но по-прежнему имеет возможность тратить деньги на развлечения и спорт.

Сноубординг и горные лыжи – удовольствие не из дешевых. Да и мы не возим дешевых товаров, у нас в приоритете качество, а оно стоит денег. К тому же экипировку для экстремального спорта покупают не в первую очередь.

Обобщая, отмечу, что снижение покупательской способности, естественно, скажется на наших розничных продажах. И на выручке компаний, подобных нашей, также. 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.