Войти
  • 1,97 USD 1,9739 -0,0007
  • 2,1 EUR 2,0967 -0,0295
  • 3,12 100 RUB 3,1207 +0,0052
Мнение
«Про бизнес.» 13 января 2015

Александр Кулижский: 4 современных мифа о бизнес-обучении

Управляющий партнер консультационной компании «Ключевые решения» Александр Кулижский поделились своим мнение о том, как изменяется рынок бизнес-обучения. Какие формы обучения отмирают сегодня, а какие становятся наиболее эффективными.

Александр Кулижский. Фото с личной страницы в ФейсбукеАлександр Кулижский. Фото с личной страницы в Фейсбуке
Александр Кулижский. Фото с личной страницы в Фейсбуке
Александр Кулижский. Фото с личной страницы в Фейсбуке

– Наша компания начала заниматься бизнес-образованием с 2003 года, и в течение всего этого времени мы наблюдаем, как обучающие компании пытаются предложить клиентам что-то новое, новые темы, новые форматы, новые подходы в обучении.

Однако совсем уж резкий перелом в традиционном бизнес-обучении начал происходить одновременно с развитием сети Интернет.

Основную причину перелома рынка, с нашей точки зрения, можно назвать так: умерло «чудо обучения». Что это означает?

Раньше преподаватель имел в своем распоряжении больше знаний, чем обучающиеся, пройдя соответствующую подготовку, прочитав предварительно специальную литературу на заданную тему.

Теперь же практически любая теоретическая информация находится в минутной доступности, достаточно лишь «погуглить». То есть информация как таковая вполне доступна каждому желающему. Поэтому и снизилось доверие к традиционному обучению.

Тут на первый план выходит прямой конкурент традиционного обучения – бенчмаркинг. Бенчмаркинг как инструмент управления, с точки зрения многих экспертов, стоит на втором месте по эффективности после стратегии. Это когда подсмотрели лучшие практики, адаптировали для себя и внедрили.

Итак, вот распространенные современные мифы о бизнес-обучении.

1. Миф о том, что 2-3 дневные тренинги – наше всё

Традиционно популярна на тренинговом рынке вечная триада: Лидерство-Переговоры-Продажи. Беспроигрышный вариант линейки тренера. Те, кто проводит такие тренинги сейчас, очень востребованы.

Проблема такого типа обучения состоит в том, что краткосрочные тренинги не способны сформировать у участников устойчивых системных навыков. Хорошо, если один-два приема будут подхвачены и использованы впоследствии. Это примерно как болеутоляющее, острота боли снизилась, но проблема не решена.

2. Миф об МВА как эффективном для компании формате обучения

Многие собственники задаются вопросом: как обучить компанию? И иногда принимают решение: надо послать на МВА руководителей (сами собственники уже, как правило, отучились).

Топ-менеджеры (которые не обязательно лояльны) имеют цели, часто очень далекие от целей собственников и компании: завести полезные знакомства, повысить свою стоимость на рынке, возможно, выбрать более достойное место работы. Компании от достижения этих субъективных целей в лучшем случае «ни холодно, ни жарко».

Кроме того, МВА создает разрыв в общем языке между топами и средним управленческим звеном. Впоследствии эти же топ-менеджеры пытаются возникший разрыв перекрыть краткосрочными тренингами (о которых уже было сказано).

3. Миф о краткосрочных открытых семинарах как способе построения новых управленческих систем

И мы, и наши коллеги на рынке в последние 2 года заметили тенденцию, что краткосрочные открытые семинары перестали пользоваться былой популярностью.

Изначально мотивация их посещения была такова: получить знания, чтобы внедрить у себя новые системы. Но в конечном итоге всем стало понятно, что этот результат почти никогда не достигается.

Причина в том, что для внедрения новой управленческой системы должен сформироваться общий понятийный аппарат у всех участников внедрения. Открытые семинары такого эффекта не дают.

В последнее время всё чаще сталкиваемся с восприятием участниками краткосрочных открытых семинаров как отдыха, «семинаров выходного дня». Некоторые ходят на открытые семинары, чтобы познакомиться, сориентироваться в постоянно пополняющемся потоке бизнес-трендов и инструментов.

Если просуммировать всё сказанное, то прямая практическая польза, на которую рассчитывают собственники, инвестируя в обучение сотрудников, от таких программ в последнее время становится неочевидна.

4. Миф о пользе проведения корпоративных модульных программ

Некоторые компании делают это на вполне серьезном и профессиональном уровне. После оценки компетентности персонала и составления модели компетентности, руководитель HR-службы компании определяет дефициты зоны развития и формирует программы их восполнения.

Но для такого подхода нужна продвинутая система управления персоналом в компании. И обязательно связь с общей стратегией компании (если стратегия в принципе имеется). Если нет связи со стратегией – это очень дорогое и малоэффективное, в конечном счете, удовольствие.

Изменение концепции бизнес-обучения

 Сейчас мы наблюдаем тенденцию к покупке готового образовательного продукта, в том числе стандартизированного обучения в режиме онлайн. Если проводить аналогии, можно сравнить такое обучение с походом в ресторан или кафе. Может быть дорого и вкусно. Или дорого и невкусно. Или дешево. В любом случае, личные гастрономические пристрастия никто учитывать не станет. Это возможно только на собственной «кухне обучения». И речь не обязательно идет о корпоративном университете.

Наше понимание эффективного развития компании состоит в том, что сейчас, когда можно добыть практически любую информацию в Сети, знания нужно порождать внутри компании.

Знания – это информация, которую можно применять в типовых ситуациях в данной компании (компетентность).

Производство собственных знаний начинается с понимания, что обучение должно быть инвестиционным, а не затратным. В кризисе, как бы странно для многих это ни звучало, надо инвестировать в обучение. Но в продуманное и эффективное.

Вот наша концепция «нового» обучения.

На этой схеме поставщики 1,2,3,4,5 – это обучающие компании, бизнес-школы, консалтинговые компании, предоставляющие обучение.

Компания сама должна быть источником создания новых знаний. Это близко к креативу и инновациям, конструированию новых технологий в области управления собственной эффективностью. А обучающие компании в этой системе – это поставщики компонентов для создания этого нового знания в собственной системе обучения компании.

Новые открытые семинары – это не семинары выходного дня, а бенчмаркинговые семинары, основная задача которых рассказать про реальные практики других компаний. Эти реальные практики, которые мы вместе с нашими клиентами разрабатывали, внедряли, получали результаты. Обмен такой информацией не равноценен академическому кейс-стади. Бенчмаркинг – практичнее и быстрее.

Второй тип открытых семинаров, эффективных на данный момент – это экспертные семинары, на которых эксперты-практики в некой узкой области дают готовые отраслевые решения.

Резюме

Если подытожить все сказанное, наше мнение: в настоящее время многие традиционные формы бизнес-обучения постепенно отмирают, система бизнес-образования должна реформироваться, чтобы удовлетворять спрос со стороны заказчика, который готов инвестировать средства в собственное развитие, но только при условии, что окупаемость инвестиций будет достаточно высока.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Платный контент