Войти
Мнение
«Про бизнес.» 16 февраля 2015

Дедолларизация и другие события недели – с Юлией Мирошниченко

Интересные и важные для бизнеса события прошлой недели комментирует Юлия Мирошниченко, соучредитель и директор рекламной студии Zeppelin.

Юлия Мирошниченко. Фото из личного архиваЮлия Мирошниченко. Фото из личного архиваЮлия Мирошниченко. Фото из личного архива
Юлия Мирошниченко. Фото из личного архива

Минторг рекомендует магазинам давать существенные скидки на товары, срок годности которых истекает

В этом я вижу новую, клиентоориентированную возможность для самого ритейла. Он сможет более эффективно взаимодействовать с определенным сегментом покупателей. Изменения в этой работе возможны и с точки зрения маркетинга, и с позиции выстраивания продаж.

Есть разные категории потребителей. Найдутся среди них и те, кто выстроится в очередь за товаром, срок годности которого истекает. И для этого им не жалко будет своего времени. 

Как пример поиска новых возможностей и сегментирования можно привести «Евроопт». Он организовал интернет-магазин по доставке продуктов питания. Нашел нишу – покупатели, которые экономят время.

Фото с сайта borisovnews.by
Фото с сайта borisovnews.by

Как потребителю мне кажется: пусть лучше товары продаются по самой низкой цене, чем они будут лежать до того момента, когда их снимут с полок из-за уже истекшего срока годности.

С 1 марта расчеты за услуги турфирм, страховых компаний, топливо на АЗС будут только в рублях

Как мне кажется, оборачиваемость бизнеса АЗС довольно высокая, поэтому отмена расчетов в валюте вряд ли сыграет существенную роль.

В страховых компаниях то же самое. Я думаю, с точки зрения построения бизнеса, они не сильно пострадают. Да и на потребителя это тоже не сильно повлияет. Ведь есть как недорогие страховые услуги, так и более дорогостоящая линейка продуктов. Например, полный пакет услуг автокаско с единоразовой выплатой. Если человек готов застраховать таким способом свой престижный автомобиль, значит, у него есть определенная сумма в свободном распоряжении. У этой категории клиентов другой уровень потребительского поведения: способ мышления, предпочтения.  И им не очень важно, в валюте будет выражена сумма страховки или в белорусских рублях.

Фото с сайта holiday.by
Фото с сайта holiday.by

Поведение потребителей на туристическом рынке, как мне кажется, тоже мало изменится. Если физлица копили на отдых в долларах, они продолжат это делать. Фактически привязка к курсу валют сохранится. И не только на уровне осмысления. Агентства будут апеллировать к стоимости тура в долларах/евро, и в разговоре с клиентами все равно будут ее озвучивать. И закладывать курсовую разницу, девальвационные колебания в конечную цену в белорусских рублях. Сохранится, как я думаю, и практика оплаты туруслуг по частям.

Если же говорить о таком  подходе, как дедолларизации большинства платежей в принципе – по моему мнению, сразу это сделать будет сложно. Если бы сейчас на рынке было все стабильно, этот переход прошел бы более спокойно. Но ситуация нестабильная. А это значит, бизнес реагирует на все изменения неспокойно. В этом случае любой серьезный переход на новые условия работы вызовет совершенно другую, более сильную экономическую реакцию. Ее степень будет зависеть от того, как пострадала от кризиса та или иная отрасль.

В пример можно привести рынок недвижимости. Сейчас активно обсуждается возможность перевода всех платежей в белорусские рубли, без привязки к валюте.
Если посмотреть на ситуацию глазами собственника-физического лица или небольшой компании, которая построила небольшое офисное здание (несколько этажей в бизнес-центре) и намерена сдавать эти площади в аренду – возникает не только финансовая трудность. Даже если можно будет экономически просчитать и найти способ, чтобы окупить проект, переведя расчеты в рубли, останется проблема психологическая. Как это так: офис был приобретен за кровно заработанные или кредитные ресурсы в валюте. А отдачу от вложений предлагается получать в рублях.

Если размышлять о крупных девелоперах, дедолларизация может усугубить предрекаемый кризис на рынке недвижимости. Многие большие бизнесы у нас, как мне кажется, не гибкие. И в первую очередь, это исходит от собственников. Они могут сколько угодно стоять на своей цене и не снижать ее. Или владеть дорогущей собственностью в центре Минска и не вложить $2000 в разработку буклета, чтобы визуализировать проект для потенциальных клиентов. Такое упрямство, по моим наблюдениям, заканчивается тем, что арендные площади остаются пустыми. О том, что у нас нереально высокие цены на аренду коммерческой недвижимости не говорил только ленивый. При этом замечу, что в любой ситуации надо искать позитивные возможности. Может быть, возможная дедолларизация платежей и в принципе кризисная ситуация простимулирует девелоперов быть гибче. Живее. Они перестанут думать, что недвижимость «сама» продастся или на нее всегда найдется арендатор.
 

1 марта истекает срок, за который ИП могли распродавать остатки товаров без сопроводительных документов

Фото с сайта msvensky.by
Фото с сайта msvensky.by

С 1 июля 2014 ИП – плательщики единого налога должны иметь документы, подтверждающие приобретение всех без исключения продаваемых товаров. Предпринимателям, которые делали закупки до 1 июля 2014 и не имеют таких документов, разрешено распродавать товарные остатки до 1 марта 2015. Срок действия разрешения госорганы продлевать не планируют.

Эта новость интересна с нескольких точек зрения. Понятно, что некоторым ИП будет тяжело. Они не смогут работать в новых условиях и закроются.  Будет и категория, которая, как и в любом бизнесе, все равно найдет решение, продолжит осуществлять деятельность, невзирая на новые правила.

Однако для большинства ИП, на мой взгляд, эта ситуация должна быть ожидаемой. Назовем введение обязательных требований, которые диктует техрегламент Таможенного союза, логикой развития бизнеса. Он будет более цивилизованным, и это позитивная тенденция.

Совершенно случайно весной 2014, когда шли активные разговоры о продлении сроков на право продавать товар без сопроводительных документов, я разговаривала со знакомым индивидуальным предпринимателем. Это совсем молодой человек, но обороты его бизнеса очень серьезные. Он так сильно переживал из-за новых ограничений, что говорил – все, жизнь закончилась. Я его не понимаю. У него все впереди – подумай-сделай-найди-организуй что-то другое! Иными словами, я считаю что основная проблема не в новых правилах. А в том, что многие работают с тем, с чем привыкли работать. И не хотят что-либо менять.

Ситуация с ИП заставляет задуматься и о рынках сбыта для наших предприятий легпрома. Часть белорусских производителей, не секрет, ориентировалась на Россию. Собственный, внутренний рынок они не принимали в расчет. Это я говорю по собственному опыту общения с топ-менеджерами и собственниками. Да, часть продукции они продавали в Беларуси через фирменные магазины или секции. Но реально: «смотрели» на Россию. Я брестчанка, и знаю, сколько в этом регионе работает швейных предприятий. Не только крупных, но средних и мелких. Сейчас кризис, «кушать» их продукцию на российском рынке некому. И эти фирмы стали сокращать персонал. Им проще закрыться, вместо того, чтобы подумать о внутреннем рынке, поискать какие-то решения, банально выпустить новые коллекции.

Почему-то мы забываем, что одно из следствий любого кризиса: тенденция к импортозамещению. У нашего легпрома появился хороший повод и возможность поработать здесь. А у ИП – продавать наше, белорусское. Эта продукция будет с сертификатами, способна заменить Китай. Да, конечно, встанет вопрос о том, чтобы наша продукция соответствовала и потребительским предпочтениям, и грамотно формировала представление о себе. Например, у нас много обувных компаний. Но среди них – рынок знает только несколько брендов. Наша рекламная студия в ноябре 2014 анализировала представления потребителей о белорусской обуви. Так вот, у многих розничных покупателей очень устаревшее представление о брендах этого сегмента, его ассортименте. На самих производствах уже многое изменилось в лучшую сторону, но люди про это не знают.

Все это – уже к вопросу о грамотной рекламе, эффективном позиционировании производителей на внутреннем рынке.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент