Войти
Мнение
«Про бизнес.» 19 февраля 2015 3

Сергей Метто: Думаю, через полгода все нормализуется

В чем плюсы нынешнего кризиса, как долго он может продлиться и какие изменения сейчас происходят на микроуровне. Об этом гостям «Встречи Про бизнес.» рассказал владелец и генеральный директор компании «Онега» Сергей Метто.

Сергей Метто. Фото «Про бизнес.»

18 февраля состоялась «Встреча Про бизнес.» с участием председателя правления МТБанка Андрея Жишкевича и владельца и генерального директора компании «Онега» Сергея Метто.

Публикуем ключевые высказывания Сергея Метто.

О кризисах

«Кризисы у нас происходят с периодичностью примерно раз в три года. 2008, 2011, 2014... Следующий – в 2017-м. Кризис – это циклично, это нормальное состояние, которое должно быть в бизнесе.

Когда я осенью начал сокращать людей, я говорил: «Сбрасываем на зиму листья. Идем за природой». Весной у деревьев вырастут новые листья. Все в природе так устроено.

Кризис значит, что до него мы не то потребляли, не то продавали, делали то, от чего люди могут элементарно отказаться. Это санитар экономики, как волк – санитар леса, который больных животных съедает. Конечно, это плохо для тех, кто лишился работы, но в целом для экономики это хорошо. А те, кого сократили, найдут себе более эффективное применение».

Фото «Про бизнес.»

Об оптимизации персонала в «Онеге»

«Думаю, очень много предприятий сейчас занялись оптимизацией бизнес-процессов, оценкой эффективности работы сотрудников. Я сейчас стал ездить без водителя. Сам рулю. Причем с политической точки зрения, я, как только увидел трудности, сразу сказал водителю: «Извини, если я тебя сейчас не уволю, как мне увольнять остальных сотрудников? Ты должен быть первым». Старый был сотрудник, давно меня возил, уже практически член семьи...

Мы провели оптимизацию такую, что сократили за три месяца 150 человек. Была тысяча, стало 850 человек. При этом работа предприятия не ухудшилась. Это говорит о чем? Если бы мы сделали это год-полтора назад, то 150 человек – это примерно $50-70 тысяч в месяц. Если умножить на 12 месяцев – это за год экономия почти миллион. Чего не сделали этого раньше? Не знаю».

О зарплатах сотрудников

«Люди начали ценить свою работу. Если раньше рабочие, инженеры говорили: «Не хочу работать, не буду, уйду», то сейчас мы на предприятии зарплату в белорусских рублях не поднимали, а текучести кадров никакой нет. Никто не уходит, никто не жалуется, никто не пришел даже со словами: «Поднимите мне зарплату, потому что я в долларовом выражении потерял». Планы продаж не выполняются – мы не платим премии. Никто не ропщет. Все люди работают и всё понимают».

О валютном курсе

«Я считаю, что курс доллара на уровне 15 тысяч рублей был бы хорошим курсом. Это еще та граница, когда люди будут в два раза меньше ездить в Турцию, в два раза меньше покупать импортных продуктов, а больше белорусских, но еще смогут выжить, и не надо поднимать зарплату. Если курс доллара станет 19-20 тысяч, однозначно все фирмы начнут поднимать зарплаты».

Фото «Про бизнес.»

О плюсах девальвации в России

«В российской промышленности сейчас рост. Во-первых, там оборонные заказы огромные, во-вторых – импортозамещение. Все производители продуктов питания, шоколада, кукурузных палочек и т.д. увеличивают свои мощности, потому что все пограничные страны, которые раньше покупали продукцию в Европе, перешли на российскую продукцию.

России удалось девальвировать национальную валюту, не привязывая к доллару зарплаты и цены на сырье. У меня все сырье российское снизилось в долларовом выражении почти в 2 раза. Это сказка! И они не поднимают цены».

О новых экспортных возможностях

«Месяц назад по Интернету пронеслась волна прогнозов, что кризис затянется на 3 года. Думаю, через полгода все нормализуется. И этому есть объективные причины.

Мы уменьшились по экспорту в Россию, но для нас открылись огромные ворота для экспорта в Европу: в Литву, Латвию. Сейчас мы развернулись, начинаем совершенствоваться. К осени 2015 года промышленность начнет расти.

Я собираюсь развивать экспорт. Продажи в принципе у меня не упали. «Онега» считаются дешевыми белорусскими чипсами. Люди переключились на нас с более дорогих конкурентов. Очень активно у нас растут продажи новых продуктов. Мы даже не справляемся с объемами производства, даже запустили ночную линию уже! В 2011 году, когда была девальвация сильная, ушли иностранцы с рынка, и мы увеличили продажи на 50-60%.

Этих кризисов я уже переживал с 1992 года столько, что рук не хватит пересчитать. Я работал, когда у нас в экономике была девальвация по 360%, и работали нормально…

Возможности человека безграничны, мы можем подстраиваться ко всему. Главное – не опускать руки, мы выйдем из любого кризиса».

Фото «Про бизнес.»

О скорости принятия решений

«Сейчас я сократил полностью весь отдел маркетинга и начал кончиками пальцев чувствовать то, что происходит с рынком, с нашими потребителями, с магазинами.

Чем более плоская структура становится в компании, тем лучше ты принимаешь решения. Этот кризис наступил не 19 декабря, к этому все шло уже с февраля-марта 2014 года. Мы, по крайней мере, почувствовали, что рынок начинает падать, доходы населения уменьшались. В этой связи надо принимать более быстрые решения, менять стратегию. А когда у тебя между рынком и генеральным директором, который занимается стратегией, находится еще заместитель директора по маркетингу, начальник отдела брендов, менеджеры по каждому продукту, до тебя информация доходит уже очень искаженная».

О мечтах

«Когда я рассматривал вопросы выращивания голубики, я поехал в Европу, плантации голубики посещал. Мы с фермером выходим утром, еще роса, птички поют. Я вижу, как он каждый день этим занимается! У него загон с оленями, у него малина, природа, ему 70 лет и он с удовольствием все это делает, бегает. Я вижу, как он это любит! Моя мечта – через 10-15 лет выращивать голубику, экологически чистые продукты питания и переехать километров за 100 от Минска.

Еще одна мечта – вложить деньги и сделать что-то типа космического питания. Без сахара, без ничего такого, очень полезное, для чего не надо будет идти в ресторан и сидеть час. Для этого нужен исследовательский центр, на который я заработаю денег, построю его и все-таки выпущу этот продукт.

И еще я хочу делать роботов!».

Читайте также «Андрей Жишкевич: Даже если весь пирог сократился, можно забрать долю более слабого конкурента и вырасти».

Видео Встречи Про бизнес. Андрей Жишкевич – Сергей Метто.

Генеральный партнер Встреч Про бизнес. – МТБанк.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Андрей Скребец25.02.2016

Согласен с Anton Marchanka. Мысли спикера поверхностные осебенно позабавило мнение, что кризис этот на полгода )) Видимо он не отличает кризис экономический от политического. Почему его не вытеснили конкуренты с рынка до сих пор - не понятно.

Vladimir Prudnikov26.08.2015

@Anton, человек ведет успешный бизнес с 92 года, а Вы говорите о некомпетенции и незнании базовых знаний экономики :) Он явно знает что надо делать пережив столько кризисов.

Anton Marchanka25.08.2015

Двоякое впечатление сложись от статьи. С одной стороны - уважение к человеку, как к предпринимателю с успешным бизнесом, который, в конце концов, заработал себе денег на машину, квартиру, дом и много всего еще.

С другой стороны - полное недоумение по поводу высказываний. Стиль речи, обороты и логика высказываний - белорусский чиновник средней руки. Откровенная профанация фактов и процессов, фактически полное отсутствие хотя бы базовых знаний экономики.

Отношение к работникам и специалистам как минимум очень странное. "А когда у тебя между рынком и генеральным директором, который занимается стратегией, находится еще заместитель директора по маркетингу, начальник отдела брендов, менеджеры по каждому продукту, до тебя информация доходит уже очень искаженная." После такого сразу возникает вопрос: а зачем вы нанимали некомпетентных людей, раз вам все равно приходиться все вопросы решать самому?

"Оптимизация бизнес процессов" - такие слова даже как-то странно читать в том контексте, в котором они присутствуют. Уволить личного водителя? Потому что он "должен быть первым"? А дальше - полностью расформировать отдел маретинга и в то же время говорить о том, что "для нас открылись огромные ворота для экспорта в Европу: в Литву, Латвию".

В общем и целом, риторика напоминает Сами-Знаеете-Кого: генеральный директор, оказывается, "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

Но в то же время - "Онега" все-таки работает! И приносит прибыль. И развивается. Для меня все это загадка. :)

Платный контент