Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 26 февраля 2015

Как выжить на рынке труда в кризис – рекомендации Дмитрия Новицкого

Чего ждут работодатели от соискателей и штатных специалистов сейчас, и к каким изменениям должны быть готовы сотрудники, чтобы оставаться востребованными, рассказывает наш эксперт Дмитрий Новицкий.

Фото с сайта matome.naver.jpФото с сайта matome.naver.jpФото с сайта matome.naver.jp
Фото с сайта matome.naver.jp

– Несмотря на кризис, поиск персонала продолжается. С начала года ко мне продолжают обращаться клиенты за консультацией по подбору персонала и его поиском. При этом я замечаю изменения, которые происходят в требованиях к сотрудникам компаний и кандидатам. Вот несколько наблюдений о том, что происходит на рынке труда.

1. Поквартальные планы найма. Часть компаний пересматривает стратегию развития на 2015. Определяется с новым планом по найму персонала. Обычно стратегические сессии заканчиваются в конце календарного года. Но события декабря 2014 сделали расчеты неактуальными, заставили перенести составление планов – до появления признаков стабильности в экономике. Период с середины января по март дал возможность вернуться к начатому.

Для более гибкого реагирования бизнес выбирает варианты поквартального/полугодового пересмотра бюджетов. Последние два месяца были введены ограничения на найм новых сотрудников. От части персонала компании вынуждены были избавиться. Количество резюме  резко увеличилось, а свободных вакансий стало меньше. Сегодня персонал набирают компании, которые подготовились к кризису, заблаговременно провели оптимизацию штата путем увольнения неэффективных работников. В основном, с начала года открывались новые вакансии в сфере продаж. Требовались и требуются сотрудники массовых специальностей в розничной торговле, специалисты в сфере ИТ. 

2. Заморозка зарплат в частном и государственном секторе. Заработные платы в большинстве частных компаний проиндексированы в долларом выражении не были. И скорее всего, в ближайшие несколько месяцев этого также не произойдет. О соглашении не поднимать оплату объявляли и крупнейшие резиденты Парка высоких технологий. Это компании, имеющие зарубежных заказчиков, а значит, получающие доходы в твердой валюте.

Бизнесы, работающие на рынки Беларуси и России находятся в еще более сложном положении. В государственном секторе заработная плата не повышается также. В итоге – уровень доходов работников заморожен в целом по стране.

3. Возвращение с заработков в соседних странах. Исчезла возможность, которая существовала в 2011 и 2009 годах уехать на заработки в Россию или Украину. Часть белорусов возвращается на родину,  потому что издержки на проживание у нас ниже, чем у соседей. А уровень доходов уже сопоставим с российским.

Ожидания работодателей

Фото с сайта zaochnik.livejournal.com
Фото с сайта zaochnik.livejournal.com

Положительное решение о найме будет принято, только если кандидат убедит нанимателя в своей пользе для бизнеса именно во время  кризиса.

1. Компании стремятся привлекать новых кандидатов, обладающих навыками в смежных областях:

  • маркетинг/продажи;
  • логистика/закупки;
  • бухгалтерия/кадровое делопроизводство.

Это позволит закрыть несколько участков работы, не увеличивая фонд оплаты труда.

2. Компании готовы нанимать конкретных специалистов, но под определенные задачи или на неполный рабочий день.

Также  работодатели ждут, что уже действующие сотрудники, чтобы доказать свою эффективность, освоят новые навыки, напрямую не связанные с их текущей деятельностью.

Например, с одним из моих клиентов мы рассматриваем возможность обучения сотрудников, которые оказывают консультационные юридические услуги – навыкам продаж. Внутри компании конкуренция за рабочие места среди штатного персонала выросла.

Я бы советовал сотрудникам, у которых есть хорошая работа, сделать все, чтобы быть последним, с кем компания решит расстаться. Обучайтесь за свой счет, берите дополнительные участки работы. После завершения кризиса ваши старания будут вознаграждены.

Особенности поиска персонала

Сокращения персонала не могут быть постоянными – найм будет происходить тоже. Сегодня он имеет свои особенности.

1. Часть компаний не публикует вакансии, т.к. сокращены бюджеты на подбор. Задачу комплектования штата выполняют сотрудники отдела персонала своими силами, без привлечения кадровых агентств и оплаты публикации вакансий.

2. Компании не заявляют открыто о вакансиях, потому что хотят избавиться от неэффективного персонала, и готовы взять на тех же условиях более результативных сотрудников. Открыто и раньше времени говорить об этом намерении работодатели не хотят.

Фото с сайта luckysales.ru
Фото с сайта luckysales.ru

Специфика поиска работы

К привычным инструментам по поиску работы стоит добавить нестандартные.

1. Как никогда возрастает роль личных связей. В кризис работодатели могут больше доверять рекомендациям своих партнеров, чем информации в резюме и впечатлений от собеседований. Составьте список знакомых, которых вы можете попросить о помощи.

2. Обращайтесь напрямую в ведущие компании в вашей отрасли, к сотрудникам службы персонала или собственникам бизнеса. Для этого можно использовать не только личные звонки и визиты, но и социальные сети (Фейсбук, Линкедин).

Честно оцените свои слабые и сильные стороны и составьте предложение нанимателю, исходя из той выгоды, которую он получит, взяв вас на работу.

Вы должны иметь резюме, «продающее» встречу с вами, а также быть готовым продавать свои навыки и опыт на собеседовании. Будьте готовы, что вам предложат уровень дохода меньше, чем на предыдущем месте работы, расширенный функционал и ненормированный рабочий день.

Задумайтесь о работе на себя. Что вы можете предложить рынку как фрилансер? Многие успешные проекты стартовали как раз в кризис 2011. Сейчас у вас есть уникальная возможность заняться любимым делом, о котором вы мечтали, но откладывали по причине занятости на хорошо оплачиваемой работе.

Новости компаний
Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.