Top.Mail.Ru
Probusiness Youtube
  • 3,25 USD 3,2498 -0,0047
  • 3,5 EUR 3,5019 -0,022
  • 3,52 100 RUB 3,5223 +0,0126
  • 10 CNY 4,4759 -0,0088
Мнение «Про бизнес» 1 апреля 2015

Чем привлечь ментора и как его выбрать

Чем бизнесу может помочь ментор и как его правильно выбрать, рассказывает сооснователь компании aheadWorks (ИТ-решения для e-Commerce) и ментор Кирилл Голуб.

Фото с сайта wallcars.netФото с сайта wallcars.netФото с сайта wallcars.net
Фото с сайта wallcars.net

– Ментор – это внешний по отношению к вашему проекту человек с большим опытом ведения бизнеса в той же или очень близкой сфере, обладающий широкими деловыми связями. Он готов помогать развиваться вашему бизнесу.

Ментор в большинстве ситуаций дает практические советы по возникшей в бизнесе сложной ситуации.

Чем ментор способен помочь

1. Поиск выхода из тупика. Ментор дает советы по решению задач, которые он когда-то решал сам. Часто беседа с ним позволяет прийти к внезапному озарению, а решение проблемы находится само.

2. Поиск специалистов. Если вы ищете ценного специалиста, хороший ментор может порекомендовать вашу вакансию подходящему человеку. Он обычно знаком со всеми «звездами» в индустрии.

Фото с сайта seb.ee
Фото с сайта seb.ee

3. Поиск инвестиций. Если бизнесу нужны инвестиции, то вы можете предложить долю вашему ментору. Это сильно увеличит шансы на привлечение капитала.

4. Ответы на конкретные вопросы. Ни один ментор не станет всерьез отвечать на общие вопросы из разряда «Где нам находить новых клиентов?». Он помогает решить конкретные бизнес-задачи.

Как правильно выбрать ментора

Важный критерий один – ментор должен не единожды достигать крупных успехов в бизнесе. Тем самым он подтверждает свой класс и доказывает, что добился всего не случайно.

У нас, в отличие от американской бизнес-культуры, не очень популярна практика прямой безвозмездной помощи начинающим коллегам. Это не значит, что потенциальный ментор потребует оплатить его консультации. Просто там, где американцем движет бескорыстное желание помочь, наш человек чаще думает: «А смогу ли я извлечь из этого общения прямую выгоду?». Учитывайте это.

И постарайтесь продумать то, чем вы сами и ваш бизнес можете быть интересны ментору.

Часто им интересны знакомства с новым для себя бизнес-направлением, рынком, технологией, а также их интересуют объекты для инвестиций.

Алгоритм поиска ментора простой:

1. Делайте. Создавайте реальную ценность: продукт, услугу, организуйте митапы.

Фото с сайта rusbase.vc
Фото с сайта rusbase.vc

2. Говорите. Рассказывайте о своей работе, выступайте на ивентах, ведите блог, активно общайтесь в Facebook, не стесняйтесь и не ленитесь презентовать себя и свою компанию в выгодном свете.

3. Знакомьтесь. Задавайте вопросы спикерам на конференциях, просите вас представить (или представляйтесь сами) интересующим вас людям на afterparty, заранее составляйте списки людей, с которыми вскоре появится возможность познакомиться.

Опытные предприниматели не раздают советов о которых их не просили. Если вам действительно нужна консультация — скажите об этом прямо.

Кого нельзя брать в менторы

1. Не бизнесмена. Ценность ментора – его богатый бизнес-опыт. Не нужно ориентироваться на публичные выступления человека, количество интервью в СМИ, абстрактные регалии вроде «человек года».

В бизнесе единственное мерило – деньги (причем заработанные деньги, а не привлеченные тем или иным способом инвестиции).

2. Людей с непонятным бизнесом. В Беларуси часто встречаются «совладельцы группы компаний XYZ». Они много и с удовольствием говорят, но о деятельности их компаний нельзя найти никакой конкретной информации. В лучшем случае их бизнес оказывается большим ангаром, где производят тротуарную плитку или небольшой фирмой оперативной полиграфии. Маловероятно, что они способны чему-то научить.

Типичные ошибки в менторстве

1. Ментор не поможет тем, кто предпочитает решать проблемы своего бизнеса, копируя решения конкурентов.

Часто украденная идея не приживается в чужом бизнесе. В практике нашей компании были случаи, когда конкуренты переманивали руководителя целого направления, обещая вдвое большую зарплату. Ни один такой случай не закончился успехом: повторить прежний результат не удавалось. Ментор при такой бизнес-модели помочь не сможет. Нужно создавать собственную ценность. Иначе вы утонете.

Фото с сайта korabli.eu
Фото с сайта korabli.eu

2. Еще одна ошибка бизнесменов – это отклонение советов ментора из-за того, что они считают свой опыт выходящим за рамки типичного. Дескать, «у нас все по-другому». Нельзя забывать, что есть полтора десятка основных «болезней роста», общих для любого растущего бизнеса. Они даже описаны в литературе. Например: «Управление жизненным циклом корпорации» Ицхака Адизеса. И эти ошибки лучше всего рассматривать через призму опыта вашего ментора.

3. Сами менторы могут совершать «ошибку выживших». Зачастую они обобщают свой частный опыт, полагая, что если в их ситуации определенный план сработал – он сработает у всех. Так бывает не всегда.

Где в Беларуси искать менторов

Из белорусских бизнесменов, не боящихся публичности, на мой взгляд, можно выделить Юрия Зиссера и Юрия Гурского (по мнению редакции «Про бизнес.», также стоит выделить Александра Кныровича, председателя сообщества бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН»).

Последний пример удачного менторства – это покупка проекта MAPS.ME компанией Mail.Ru Group. Эта сделка была бы невозможна без предварительного участия в проекте Юрия Гурского, а потом – его активной работы по осуществлению сделки.

Фото с сайта marketing.by
Фото с сайта marketing.by

Я явлюсь ментором в нескольких проектах, однако пока об их итогах говорить рано.

Чтобы быть в курсе событий и мероприятий, где можно встретить менторов, достаточно подписаться на новости и социальные медиа таких площадок и организаций, как IMAGURU, Space, SocialWeekend, Startupweekend.by, ПВТ.
 

Сейчас на главной

«Про бизнес» — крупнейший в Беларуси онлайн-портал о бизнесе и предпринимательстве. Мы знаем, как открыть бизнес, вести его эффективно и достичь успеха, несмотря на трудности.


Истории бизнес-побед и поражений, интервью с топ-менеджерами и владельцами компаний, актуальная аналитика рынков и экономики, красочные репортажи, полезные советы и мотивационные выступления спикеров на крупнейших бизнес-форумах Беларуси, а также бесценный нетворкинг в клубе предпринимателей — все это «Про бизнес» каждый день.


По данным Google Analytics, на портал заходят более 500 тысяч уникальных пользователей в месяц, а статьи набирают более 850 тысяч просмотров. Наша аудитория - это представители бизнеса Беларуси, России, Украины, Казахстана и других стран.