Войти
Мнение
«Про бизнес.» 3 апреля 2015

Как выявить реального и формального руководителя: 4 признака

В чем разница между менеджером, который действительно управляет, и тем, кто просто так называется – рассказывает Дмитрий Исмагулов, партнер компании BusinessTools, тренер в сфере управленческих навыков.

Фото с сайта okjdiscoveries.comФото с сайта okjdiscoveries.comФото с сайта okjdiscoveries.com
Фото с сайта okjdiscoveries.com

– В кризис обнаружилось немало белорусских управленцев, которые сделали вид, что ничего глобально не изменилось. Они, как правило, ведут себя предсказуемо и однообразно, не стремятся выходить за рамки ситуации. И в этом их уязвимость.

В отличие от реального менеджера, формальный не приближается к важным для бизнеса результатам. Также порой его работа вызывает сопротивление у подчиненных.

Предлагаю несколько критериев, которые помогают определить два типа управленцев – реальный и формальный.

Показатели vs эмоции

Для начала вспомним банальную, часто забываемую истину: менеджер управляет не ради самого процесса, а ради результата. На деле это значит, что руководитель хорошо осознает бизнес-цели и подчиняет им свою работу. У эффективного менеджера исполнители на всех уровнях имеют четко прописанные компетенции и функционал. Плюс – у них есть понимание, на какие показатели они в итоге должны выходить. По сути, деятельность настоящего менеджера подчинена цифре, то бишь, выстраивается по принципу измеримости.

Фото с сайта seminari365.com
Фото с сайта seminari365.com

Неэффективный руководитель, напротив, чаще всего ориентируется на свои ощущения, предположения и эмоции. Отличительная черта формального управленца – в качестве цели бизнеса он видит процессы и ресурсы. Как правило, у него отсутствуют четкие показатели, критерии, по которым он будет оценивать, планировать, направлять работу своих сотрудников. Отсутствие таких опорных конструкций-маяков делают работу менеджера не очень эффективной.

Пример подхода формального управленца. В сфере бизнес-образования при обсуждении с заказчиком тренингов, семинаров, консультационных проектов, важна постановка целей – что конкретно компания хочет улучшить, какой процесс усовершенствовать, какую работу наладить.

При этом, когда клиентам задается вопрос о показателях, которыми будет измеряться результат, у некоторых возникает недоумение. Мол, а зачем? Мой опыт по привязке обучения к улучшению конкретного показателя находит понимание у 2 клиентов из 10. Пока есть ощущение, что результат обучения у большинства компаний не меряется. И обучение, и развитие персонала строятся ради самого процесса.

Контур управления: цельный vs рваный

Отличия между эффективным и формальным менеджером можно хорошо проследить на отношении к контуру управления. Он включает в себя:

  • планирование;
  • организация работы;
  • контроль;
  • анализ по результату контроля.

Каждая функция связана с другой в замкнутый контур и одна без другой существовать не может.

Фото с сайта livehappy.com
Фото с сайта livehappy.com

У эффективного руководителя все функции управления подчинены друг другу и формируют замкнутый контур. В идеале результаты планирования перетекают в инструменты для организации работы исполнителей. Сама работа контролируется на старте, в процессе и на финише. Затем результаты труда и процесс труда подвергается анализу, направленному на улучшение. Вот что отличает настоящего менеджера от так называемых «сочувствующих».

У формального менеджера эта логика управления либо не выдерживается вообще – менеджер действует согласно своим субъективным представлениям, либо выполняется отрывочно. И если хотя бы одна из функций управления «проседает» или не связывается с остальными этапами, то контур разрывается. Становится трудно влиять на конечный результат работы отдела или целой компании.

Свежий пример разрыва контура. Компания вложила время и деньги в разработку стандартов клиентоориентированного обслуживания. Было проведено обучение персонала, внесены изменения в систему поощрения в виде бонусов за выполнение работы согласно стандартам. Но о системном контроле соблюдения новых правил забыли. Сотрудники вспоминали о разработанных стандартах только во время эпизодических, редких проверок. Это привело к тому, что качественного рывка в уровне сервиса, увы, не произошло.

Осознанность vs подражание

Неэффективные, формальные менеджеры любят переносить свои наработки из прошлого в настоящее. Например, руководитель из крупной компании попадает в средний бизнес и пытается культивировать прежние модели поведения и управления. А они в новых условиях не работают.

Фото с сайта drive.net
Фото с сайта drive.net

Приходилось видеть менеджеров, которые стараются перенять манеры и опыт других руководителей. На деле это выглядит далеко не так красиво, как кажется. Особенно когда подача, эмоции, пафос не соответствуют ни человеку, ни компании. На реального лидера, что называется, «не тянет». У подчиненных такой подход часто вызывает неприятие, сопротивление и неэффективную работу.

У настоящих менеджеров присутствует осознанность в применении технологий управления. Руководство работой сопровождается пониманием, «как это сделать», чтобы в результате получить конкретные показатели.  Осознанность совсем не выглядит пафосной. Такой менеджер  не «бороздит космос», не рассказывает о высоких материях. Зато он действует четко и эффективно.

Гибкость vs предсказуемость

Не очень эффективного руководителя можно отличить по отсутствию социального, эмоционального интеллекта. То есть умению ситуативно выбирать модель поведения, в том числе стиль руководства и технологии влияния.

Выявить это можно довольно просто – в ситуациях, когда от руководителя требуется сочувствие и вовлеченность. Например, у сотрудника в отделе свадьба, и он ждет, что руководитель его поздравит, отметит это событие перед коллективом, хотя бы выступит со словами приветствия. А руководитель полностью игнорирует ожидания. Скорее всего, у него отсутствует способность понимать ситуацию, менять свое поведение в зависимости от нее. Подчиненные очень хорошо чувствуют такую отчужденность и негибкость руководителя.

И наоборот, эффективные менеджеры обладают ярко выраженным социальным интеллектом. Умением даже на интуитивном уровне понимать эмоциональную ситуацию, сопереживать и правильно использовать управленческие воздействия.

Кризисная ситуация в экономике очень хорошо проявила, кто есть кто. Вместе с формальными менеджерами, мы увидели и немало руководителей, которые в трудные времена смогли подбодрить сотрудников, поддержать их собственным примером. Реальные лидеры пользуются ситуативным подходом в управлении. Во время перемен они понимают, что внешняя среда дает сигнал к переходу на особые сценарии, чтобы адекватно ответить на происходящее.

Хотите понять (наберитесь храбрости), какой вы на самом деле руководитель?

*не путать с ситуацией, когда интуиция и «чуйка» основаны на ежедневном «общении» и «владении» реальными бизнес-показателями.

*не путать с ситуацией, когда интуиция и «чуйка» основаны на ежедневном «общении» и «владении» реальными бизнес-показателями.

Конечно, это далеко не все отличия между реальным и мнимым менеджером. Но я рекомендую присмотреться в первую очередь именно к ним.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент