Войти
Мнение
«Про бизнес.» 3 июня 2015

Как SEO-компании могут манипулировать заказчиками

Что нужно знать бизнесу о тонкостях работы с SEO-агентствами, чтобы не переплачивать. Своим мнением поделился независимый SEO-консультант Дмитрий Разахацкий.

Фото с сайта mental-engineering.comФото с сайта mental-engineering.comФото с сайта mental-engineering.com
Фото с сайта mental-engineering.com

– Многие SEO-агентства гарантируют бизнесу высокие позиции в поисковой выдаче. Нельзя сказать, что все врут, когда обещают топовые позиции, но на первой странице выдачи поисковика всего 10 строчек. Всегда кто-то остается за бортом.

Здесь речь пойдет о том, на какие уловки идут SEO-компании, чтобы заполучить клиентов и заработать на них больше денег.

Какие манипуляции используют SEO-оптимизаторы

1. Гарантия 100% результата. SEО, по сути, – это «серый рынок», и таким он будет всегда: ни один поисковик не заинтересован в раскрытии своих формул ранжирования сайтов. Оптимизаторы проверяют множество гипотез о продвижении на собственных проектах и сайтах заказчиков. И если в одном случае такой метод сработал, то это еще не значит, что он сработает и в другом.

2. Продвижение по низкочастотным запросам вместо высокочастотных (популярных). Рассмотрим пример запроса «лестницы». Он популярный и продвигать его очень сложно. Запрос «деревянные дубовые лестницы в коттедж» ищут реже, но продвигать его очень просто и недорого. Набрав несколько десятков таких фраз, оптимизаторы выставляют приличные счета заказчику. Отчеты получаются очень красивыми, а деньги берут как за полноценное продвижение популярных запросов.

Фото с сайта americantower.com
Фото с сайта americantower.com

3. Сайт не продвигают вообще, так как в компании нет стратегии продвижения. Один из последних примеров в моей практике: белорусская компания занимается производством деревянных лестниц. Нашли SEO-подрядчика и полгода платят ему около 5 миллионов белорусских рублей ежемесячно.

Подрядчик начал закупать ссылки с других сайтов (покупка ссылок с чужих сайтов на свой является одним из инструментов поискового продвижения. Ссылки могут покупаться по прямой договоренности с владельцем сайта либо через специализированные биржи – прим. «Про бизнес.»). За полгода купили всего 60 ссылок, то есть ровно по 10 в месяц. Чистая прибыль оптимизатора – около 4,4 млн рублей в месяц.

При этом с сайтом заказчика подрядчик не работал: контент не готовился, страницы не оптимизировались под запросы и т.д.

Оптимизатор понимает, какие страницы нужно продвигать и как это делать. Просто изменения на сайте, которые потребуются, скорее всего, выльются в полную переделку страниц. А заказчик не может себе этого позволить.

Стратегия подрядчика понятна: максимально оттягивать момент, когда клиент от него откажется. Сделать с этим сайтом он все равно ничего не сможет, а денежного заказчика терять не хочется.

Как ни странно, этим грешат и большие агентства, а не только мелкие или индивидуальные сеошники. Хотя с большими SEO-компаниями работать проще: так как они опасаются за свою репутацию, которая может пострадать из-за скандала с недовольным клиентом.

Чтобы избежать такой ситуации, заказчику нужно задумываться о продвижении сайта, его аудитории и рубрикации исходя из реальных запросов пользователей и на этапе планирования сайта, а не когда деньги за дизайн и разработку уже заплачены.

4. Используется автоматическая покупка ссылок. Оптимизатор не подбирает площадки вручную, проверяя их качество и соотнося тексты ссылок с тематикой страниц, а просто запускает алгоритм покупки по определенным параметрам и периодичности. Такой подход очень часто наносит вред позициям сайта в поисковой выдаче в стратегической перспективе

Манипуляции с оплатой

Основная модель оплаты в SEO – за достигнутые позиции (в топ-10) – достаточно манипулятивна. В этом можно убедиться из приведенного выше примера про низкочастотные запросы.

Фото с сайта astra.red
Фото с сайта astra.red

Вторая модель – с привязкой к привлеченному трафику. Она не каждому по карману, так как может быть в несколько раз дороже (в зависимости от ниши).

Например, студия продвигает сайт по более широкому семантическому ядру (количеству запросов – прим. «Про бизнес.»). В него включает запросы, не приводящие к продаже (информационные: например, «какими бывают лестницы» – прим. «Про бизнес.»). Это приводит к увеличению трафика, но далеко не факт, что он будет целевым и продающим. Если в компании не работают с веб-аналитикой, то вряд ли смогут распознать, какие запросы ведут к продаже. Часто выясняется, что продажи, например, генерируют те же старые запросы, которые работали и до прихода SEO-специалистов.

Предсказать, начнет подрядчик манипулировать или нет – невозможно, т.к. во многом его на такое поведение провоцирует сам заказчик.

Одним из решений проблемы может стать 3-этапная оплата.

Этап 1. Доработка сайта. Сюда входит изучение поисковой статистики, доработка самого сайта, его структуры. Здесь может понадобиться помощь программиста либо возникнет вопрос об изменении шаблона сайта (по времени и деньгам это может быть лучше, чем доделывать текущий).

На этом этапе заказчик оплачивает анализ поисковой статистики и рекомендации по работе над сайтом. После чего принимает решение, готов ли он вносить предложенные изменения или нет.

Фото с сайта npr.org
Фото с сайта npr.org

Этап 2. Доработка контента. Оптимизацию конкретных страниц приходится делать всегда. Кроме того, нужно писать новый контент (новости, статьи и т.п.). Оплата может быть фиксированной, почасовой (если говорить о работе программиста) или за тысячу знаков (работа копирайтера).

Этап 3. Работа с внешними факторами. И здесь речь идет не только о покупке ссылок, но и о работе по естественному их приросту (например, получение ссылок из тематических блогов или СМИ – прим. «Про бизнес.»). Заказчику важно понимать, какой бюджет уходит конкретно на ссылки, а какой на работу. Правда, проблема в том, что подрядчики не склонны рассказывать о своих расходах – учить заказчика им просто невыгодно.

Как со всем этим бороться? Только одним способом – системным обучением в области маркетинга, включая SEO.

SEO – лишь один из каналов продвижения. Он рутинный при выполнении, стратегически ориентированный (результаты отложены во времени намного больше, чем в контекстной рекламе, медийной, SMM и т.д.), но все еще достаточно дешевый для многих ниш.

На мой взгляд, пока работа будет отдаваться на откуп сторонним исполнителям, потому что «самим лень», «нет времени разбираться», «хочется побыстрее», «продвигайте то, что есть» или «нет времени проверять» – ситуация не изменится. Заказчики хотят быть обманутыми? Ну так получите свой красивый ежемесячный отчет.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий

Сейчас на главной

Новости компаний

Платный контент